Указание на то, что были мурджииты, которые говорили, что иман – это слово и дело, однако имели ввиду под этим другое, чем саляфы, и порицание саляфов этим мурджиитам

 

Для закрепления этого утвердим, что были мурджииты, которые говорили, что иман это слово и дело, однако подразумевали под этим другое, и отношение саляфов к этой группе мурджиитов.

 

Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи: "Среди мурджиитов есть те, кто говорит, что иман слово и дело!" см. "Масаиль аль-Харб аль-Кармани", 3-570, иснад достоверный как солнце в ясный день

 

Сказал имам Абу Бакр аль-Хялляль: "Из числа слов мурджиитов, слово, что иман – это слово языком и дело органами, и если сказал человек языком, то произвели действие его органы. И это самое мерзкое из их слов" см. "Ас-Сунна", 3-570

 

И первый, кто ввёл это мнение, был человек по имени Аш-Шабаба.

 

Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: "Шабаба был призывающим к ирджа. Мы записывали его хадисы, до тех пор, пока не узнали что он говорит следующие слова: "Иман- слово и дело, и если человек скажет (что-то, например хорошее слово брату), то он сделал дело своим языком". И это омерзительное слово!" см. "Ас-Сунна", Аль-Халляля, 980

 

Сказал Абу Бакр аль-Асрам: «Я слышал, как имам Ахмад сказал, когда его спросили о словах Шабабы: «Шабаба призывал к ирджа, и было передано от Шабабы слово, худшее из слов мурджиитов, и я не слышал ни от кого, подобного этому. Шабаба сказал: «Если сказал человек что-то языком, то он совершил деяние» Он сказал: «Иман - слово и дело, как говорят (ахлю Сунна), и если человек сказал, то он совершил деяние своим органом, он совершил деяние своим языком, когда он говорит». Затем сказал имам Ахмад: «Это отвратительное слово, я не слышал никого, кто бы так говорил» См. «Ас-Сунна» аль-Халляля, 3-572, иснад достоверный. (перевод этого высказывания сайта tayhid)

 

Поясним, что говорил этот Шабаба: внешне он говорит, как и АхлиСсунна, что иман – это слово и дело, однако затем говорит, что для того, чтобы быть верующим, достаточно просто сказать какое-то хорошее слово, и это будет считатьс тем действием, которого хватает для того чтобы стать верующим. И имам Ахмад сказал, что это мерзейшее из слов мурджиитов!! Что же говорить про слово современных мурджиитов, которые говорят, что иман это слово и дело, а затем не обуславливают для его наличия даже того, что обусловил Шабаба, говоря, что может быть верующим человек, который абсолютно не делал дел!

 

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: "И была группа мурджиитов, которая говорила: иман это слово и дело, и соответствие Сунне, а затем толковали дело как слово, и говорили: "Кто сказал (что-то хорошее), тот сделал дело языком". И передал имам Ахмад это слово от Шабабы ибн Сувара, и порицал его за это. Он сказал: "Это самое омерзительное слово, мы не слышали, чтобы кто-то говорил его". То есть: оно нововведение, и не говорил этого ни один из саляфов! И быть может, имам Ахмад порицал его за толкование слова Ахлюс-Сунна "Иман - слово и дело", подобным толкованием, и воистину оно – нововведение!" см. "Фатхуль Бари", 1/113-114

 

Вывод: отсюда проясняется, что у современных мурджиитов был предшественники, которые тоже говорили, как и они, что иман это слово и дело, однако имели ввиду под этим не то, что имели ввиду саляфы, и саляфы выразили порицание этим мурджиитам, и назвали их мурджиитами, несмотря на то, что внешне они говорили слово ахлисСунна.

 

И более того, те мурджииты были более близкими к Сунне, поскольку они обуславливали помимо убеждения и свидетельства, наличие хотя бы хорошего слова языком, что же касается современных мурджиитов, то они говорят, что хватает убеждения и свидетельства!

 

Заключение

 

Исходя из всего упомянутого, становится ясно, что использование этих фраз саляфов для защиты себя – это лишь неудачная попытка прикрытия со стороны этих мурджиитов, поскольку они имеют ввиду под этими словами совсем не то, что имели ввиду саляфы.

 

И поэтому мы скажем: кто сказал, что Иман – это Слово и Дело, понимая его так, как понимали саляфы, признавая то, что оно за собой влечёт - тот полностью непричастен к ирджа.

 

Если же кто-то сказал, что Иман – это слово и дело, а затем сказал, что у оставишего дело остается Иман, либо сказал, что Иман – это слово и дело, но нету куфра в делах, а только в убеждениях – такому человеку не помогут его слова, и он является мурджиитом, понимает он это, или нет 3.

 

Просим Всевышнего Аллаха прояснить наконец этот вопрос для мусульман, и наставить на истину искренних братьев и сестер, которые попали в это заблуждение, последовав за призывающими к ирджа, подобными саляф-форуму, НазратуЛлаху, и другим.

 

И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

 

 

Источники:

 

1. "Акуаль завиль урфан", Ас-Сан'ани

2. "Аш-Шариа", имам Аль-Аджурри

3. "Ас-Сунна", имам Абу Бакр аль-Халляль

4. "Фатхуль-бари", имам Ибн Роджаб аль Ханбали

5. "Аль-Ибана", имам Ибн Батта

6. "Масаиль Ахмад уа Исхак", имам Харб аль-Кармани

7. "Шарх усуль аль-и'тикод", Аль-Лялякаи

8. "Осторожно ирджа", Абдуллах Абу АбдурРахман и Ибрахим Абу Мухаммад

 

И другие книги и работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: