Событие – это то об-
Компоненты:
стоятельство или сово- пропедевтический — предполагает подготовку
купность обстоятельств,
ребенка к событию;
которое или которые актуальный – предполагает конкретную деятель-
вызывают эмоциональ-
ность педагога в период события;
ное отношение к проис- рефлексивный, или компонент последействия, –
ходящему
предполагает осмысление происходящего и про-
ектирование определенных действий в будущем
С одной стороны, необходима разработка технологии педаго-
гического сопровождения происходящих событий, независимых
от воли субъектов социально-педагогической деятельности, с дру-
гой — необходимо конструировать такие отношения, которые
бы позволили каждое происходящее в жизни молодого человека
событие сделать развивающим.
Технология педагогического сопровождения должна включать
в себя анализ события, выявление его воспитательного потенци-
ала, акцентирование внимания на тех сторонах события, которые
|
|
могут оказать позитивное влияние на молодых людей, нейтра-
лизацию негативного влияния, стимулирование рефлексивного
отношения молодого человека к происходящему.
К наиболее эффективным приемам социально-педагогическо-
го сопровождения молодежи можно отнести следующие.
Приемы открытой педагогической поддержки и сотрудничества:
поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к де-
ятельности; доверие, авансирование личности; неупоминание
об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения;
ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую де-
ятельность.
Приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоми-
нание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение
внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника;
намек, предположение, высказанное без адреса; изменение за-
дания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций;
стимулирование состязательности.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение
является важнейшим компонентом в деятельности организатора
работы с молодежью, в процессе реализации которого молодым
людям может быть оказана поддержка в преодолении трудностей
социализации, в преодолении личностных кризисов и в выборе
правильного решения в сложных жизненных ситуациях.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическая инноватика и проектная деятельность
в молодежной работе
111
6. Социально педагогическая инноватика
и проектная деятельность
в молодежной работе
1. Что такое социально-педагогическая инноватика?
|
|
2. Каким образом может быть построена проектная деятель-
ность молодежи?
3. Каковы принципы организации проектной деятельности?
4. Какие этапы должна включать проектная деятельность?
«Никогда не упрощайте необыкновенное! И этот мир вам не будет
казаться таким тусклым и безрадостным…»
Стремление к новому – одна из специфических черт моло-
дого человека, и поэтому инновационная деятельность должна
занимать значительное место в работе организатора работы
с молодежью.
Социально-педагогическая инноватика — новая отрасль науч-
но-педагогического знания, учение о неразрывном единстве
и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного
процесса в социальной сфере: создание новшеств, их освоение
и применение.
Инновационные процессы в молодежной работе рассматри-
ваются в трех основных аспектах: социально-экономическом,
психолого-педагогическом и организационно-управленческом.
От этих аспектов зависит тот общий климат, те условия, в кото-
рых инновационные процессы происходят и которые либо пре-
пятствуют, либо способствуют инновационному процессу. При
этом инновационный процесс (все его три подпроцесса) носит
характер не стихийный, а сознательно управляемый. Введение
новшеств — одна из важнейших задач деятельности организатора
работы с молодежью.
Инновационная деятельность организатора работы с моло-
дежью — комплекс принимаемых мер по обеспечению внедрения
новшеств в работу с молодежью, направленную прежде всего на
развитие социальной активности молодых людей. Новшества
в молодежной работе представляют собой творческую проработку
новых идей, принципов, в отдельных случаях доведение их до
типовых проектов, содержащих условия их адаптации и приме-
нения.
Различают два типа инновационных феноменов в молодежной
работе: новшества в работе, организуемой для молодежи, и нов-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
112
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
шества, создаваемые самими молодыми людьми в процессе
реализации своей социальной активности. Если социально-пе-
дагогическая инноватика первого типа связана с перестройкой
и модификацией, усовершенствованием, изменением системы
молодежной работы или ее отдельных сторон, свойств и аспек-
тов (созданием новых законодательных актов, новых структур,
моделей и концепций организации работы с молодежью, форм
интеграционных связей и т. д.), то инновационная деятельность
самих молодых людей определяется как особый тип служения
обществу, заботы о его развитии и процветании.
Инновации в молодежной работе — это мероприятия, стиму-
лирующие инновационные изменения в существующей культуре
и социальной среде, выступающие в качестве активного отклика
на появление проблемных ситуаций как перед отдельным чело-
веком, так и перед обществом.
Примером инноваций первого типа являются проекты, которые
определяются стратегией государственной молодежной политики
в Российской Федерации, например, проекты «Российская мо-
лодежная информационная сеть “Новый взгляд”», «Доброволец
России», «Карьера», «Молодая семья России» (полный текст
стратегии приводится в приложении).
Примером инноваций второго типа является, например, дея-
тельность Молодежного правительства Ярославской области.
Создание и реализация молодыми людьми различных социальных
проектов есть проявление их активности и средство ее развития.
Примером инноваций в молодежной среде являются различные
акции, инициированные самодеятельными молодежными объ-
единениями и организациями.
|
|
Инновации в молодежной работе оказывают существенное
влияние на удовлетворение потребностей и интересов молодежи,
на развитие социального творчества и реализацию комплекса
воспитательных задач.
Одним из важнейших средств зарождения и реализации инно-
ваций в молодежной среде является социально-педагогическое
проектирование.