Прогноз (предвидение), как правило, базируется на анализе
данных о молодых людях и отношениях, складывающихся в груп-
пе, отношениях между группами и других данных о факторах,
влияющих на организацию их деятельности. Однако в прогнози-
ровании большое значение имеет не только анализ, но и интуиция
организатора работы с молодежью, основой которой является
признаваемый опыт молодежной работы. Социально-педагоги-
ческая интуиция — это способность предчувствовать последствия
реализации педагогических действий.
Данный принцип состоит в выполнении следующих правил:
определяя цель, необходимо представлять те изменения,
которые должны произойти в результате ее достижения;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
114
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
любой социальный проект должен быть гуманистичен и не
приносить вреда окружающим;
при прогнозировании результатов ориентируются как на
|
|
близкие, так и на дальние перспективы в социально-педаго-
гической деятельности;
создавая проект, опираются на уже достигнутый ре зультат,
чтобы реализация каждого проекта приводила к постановке
новых целей;
интуитивные предположения необходимо подтверждать
материалами анализа объективных данных.
Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуа-
ций основан на необходимости создания их динамичными, гибки-
ми, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,
усложнению или упрощению. Соз дать очень точный проект
практически невозможно. Жестко созданный проект почти всегда
ведет к насилию над его участниками. Если участники сопротив-
ляются внедрению проекта, то, как правило, запроектированное
не выполняется или осуществляется плохо.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов.
Осо бенно это проявляется в социальной сфере. Когда речь идет
о социально-педагогических проектах, реализуемых молодежны-
ми агентствами, молодежными организациями, нельзя допустить,
чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насиль-
ственное влияние на молодого человека, ломали его волю.
Принцип саморазвития реализуется посредством выполнения
таких правил:
модели, проекты, конструкты разрабатывают таким образом,
чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвер-
гались модернизации, корректировались;
планы, программы, сценарии составляются с учетом того,
чтобы их можно было многократно использовать, приспо-
сабливая к изменившимся условиям;
|
|
не следует останавливаться на одном проекте, важно иметь
в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих дости-
жение цели.
Принцип мотивационного обеспечения реализации проекта пред-
полагает ориентацию на положительное, заинтересованное отно-
шение как молодых людей, так и их организаторов к осуществляе-
мому проекту. Этот прин цип означает ориентацию на актуальные
интересы молодежи, на формирование этих интересов.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическая инноватика и проектная деятельность
в молодежной работе
115
Данный принцип ориентрован на выполнение следующих
правил:
проектируемые подсистемы, процессы, ситуации должны
отражать реальные потребности, интересы и возможности
молодежной группы;
организаторы не вправе навязывать молодым людям выпол-
нение своих проектов, конструктов, уметь отступать и быть
готовыми заменить их другими проектами;
проект не должен быть жестким и детальным, должна быть
сохранена возмож ность для импровизации участникам и при
реализации проекта.
Принцип технологичности проекта позволяет определить алго-
ритм действий организатора работы с молодежью, обеспечить
решение социально-педа гогической задачи. Это означает, что
в процессе проектирования осущест вляется выбор технологии
социально-педагогической деятельности, которая в бли жайшей
перспективе станет основой для взаимодействия участников
при реализации данного проекта. Овладение проектированием
поможет организаторам работы с молодежью не только изменить
устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новатор-
скую. В то же время включение в разработку социальных проек-
тов молодых людей пробуждает их инициативу и общественную
активность.
Принцип предполагает реализацию следующих правил:
в проекте должны предусматриваться методы и приемы, ре-
ализация которых обеспечивает оптимальность достижения
це лей;
составляя проект, необходимо продумывать совокупность
непроти воречивых действий;
проектирование предполагает возможность осуществления
проекта в различных социально-педагогических условиях.
Принцип опоры при проектировании на опыт предполагает учет
того, что любая проблема в какой-то степени уже реша лась на
практике.
Данный принцип отражается в следующих правилах:
учитывать как позитивный, так и неудачный опыт решения
анало гичных педагогических задач;
при анализе своего опыта и опыта других субъектов органи-
зации работы с молодежью необходимо выделять главное
и второстепенное;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
116
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
имеющийся опыт решения аналогичных задач не должен ме-
шать поиску нового пути их решения.
Реализация совокупности перечисленных принципов должна
обеспе чить успешность процесса педагогического проектирова-
ния.
Виды социально-педагогических проектов — это документы,
в которых раскрывается с разной степенью точности создание
и действие социальных и социально-педагогических систем,
процессов или ситуаций.