Гнозирования последствий реализации проекта

Прогноз (предвидение), как правило, базируется на анализе

данных о молодых людях и отношениях, складывающихся в груп-

пе, отношениях между группами и других данных о факторах,

влияющих на организацию их деятельности. Однако в прогнози-

ровании большое значение имеет не только анализ, но и интуиция

организатора работы с молодежью, основой которой является

признаваемый опыт молодежной работы. Социально-педагоги-

ческая интуиция — это способность предчувствовать последствия

реализации педагогических действий.

Данный принцип состоит в выполнении следующих правил:

 определяя цель, необходимо представлять те изменения,

которые должны произойти в результате ее достижения;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



114


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

любой социальный проект должен быть гуманистичен и не

приносить вреда окружающим;

 при прогнозировании результатов ориентируются как на

близкие, так и на дальние перспективы в социально-педаго-

гической деятельности;

 создавая проект, опираются на уже достигнутый ре зультат,

чтобы реализация каждого проекта приводила к постановке

новых целей;

 интуитивные предположения необходимо подтверждать

материалами анализа объективных данных.

Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуа-

ций основан на необходимости создания их динамичными, гибки-

ми, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,

усложнению или упрощению. Соз дать очень точный проект

практически невозможно. Жестко созданный проект почти всегда

ведет к насилию над его участниками. Если участники сопротив-

ляются внедрению проекта, то, как правило, запроектированное

не выполняется или осуществляется плохо.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов.

Осо бенно это проявляется в социальной сфере. Когда речь идет

о социально-педагогических проектах, реализуемых молодежны-

ми агентствами, молодежными организациями, нельзя допустить,

чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насиль-

ственное влияние на молодого человека, ломали его волю.

Принцип саморазвития реализуется посредством выполнения

таких правил:

 модели, проекты, конструкты разрабатывают таким образом,

чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвер-

гались модернизации, корректировались;

 планы, программы, сценарии составляются с учетом того,

чтобы их можно было многократно использовать, приспо-

сабливая к изменившимся условиям;

 не следует останавливаться на одном проекте, важно иметь

в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих дости-

жение цели.

Принцип мотивационного обеспечения реализации проекта пред-

полагает ориентацию на положительное, заинтересованное отно-

шение как молодых людей, так и их организаторов к осуществляе-

мому проекту. Этот прин цип означает ориентацию на актуальные

интересы молодежи, на формирование этих интересов.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Социально педагогическая инноватика и проектная деятельность

в молодежной работе


 

 






115


 

Данный принцип ориентрован на выполнение следующих

правил:

 проектируемые подсистемы, процессы, ситуации должны

отражать реальные потребности, интересы и возможности

молодежной группы;

 организаторы не вправе навязывать молодым людям выпол-

нение своих проектов, конструктов, уметь отступать и быть

готовыми заменить их другими проектами;

 проект не должен быть жестким и детальным, должна быть

сохранена возмож ность для импровизации участникам и при

реализации проекта.

Принцип технологичности проекта позволяет определить алго-

ритм действий организатора работы с молодежью, обеспечить

решение социально-педа гогической задачи. Это означает, что

в процессе проектирования осущест вляется выбор технологии

социально-педагогической деятельности, которая в бли жайшей

перспективе станет основой для взаимодействия участников

при реализации данного проекта. Овладение проектированием

поможет организаторам работы с молодежью не только изменить

устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новатор-

скую. В то же время включение в разработку социальных проек-

тов молодых людей пробуждает их инициативу и общественную

активность.

Принцип предполагает реализацию следующих правил:

 в проекте должны предусматриваться методы и приемы, ре-

ализация которых обеспечивает оптимальность достижения

це лей;

 составляя проект, необходимо продумывать совокупность

непроти воречивых действий;

 проектирование предполагает возможность осуществления

проекта в различных социально-педагогических условиях.

Принцип опоры при проектировании на опыт предполагает учет

того, что любая проблема в какой-то степени уже реша лась на

практике.

Данный принцип отражается в следующих правилах:

 учитывать как позитивный, так и неудачный опыт решения

анало гичных педагогических задач;

 при анализе своего опыта и опыта других субъектов органи-

зации работы с молодежью необходимо выделять главное

и второстепенное;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




116


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

 имеющийся опыт решения аналогичных задач не должен ме-

шать поиску нового пути их решения.

Реализация совокупности перечисленных принципов должна

обеспе чить успешность процесса педагогического проектирова-

ния.

Виды социально-педагогических проектов — это документы,

в которых раскрывается с разной степенью точности создание

и действие социальных и социально-педагогических систем,

процессов или ситуаций.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: