Цель занятия – изучение интеллектуального развития детей и подростков при помощи методики ШТУР, овладение навыками проведения и интерпретации теста.
В основе теста лежат задания по школьной программе, учитывающей три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический. Методика дает возможность оценить зону ближайшего развития учащегося. Диагностика с помощью методики ШТУР позволяет наметить пути психокоррекции выявленных нарушений.
Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды». Материал теста составляют задания, он состоитиз двух форм - А и Б. Задания и бланки методики представлены в Приложении 2.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. Временные нормативы проведения теста приводятся в табл. 1. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, а другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.
|
|
Таблица 1
Время проведения субтестов
Номер субтеста | Субтест | Число заданий в субтесте | Время выполнения, мин |
I | Осведомленность 1 | 20 | 8 |
II | Осведомленность 2 | 20 | 4 |
III | Аналогии | 25 | 10 |
IV | Классификации | 20 | 7 |
V | Обобщения | 19 | 8 |
VI | Числовые ряды | 15 | 7 |
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой с помощью инструкции.
Инструкция. «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед описанием каждого типа заданий мы объясним способ его выполнения.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После прочтения инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия, имя учащегося, дата проведения, класс, номер школы. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее уточняет, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования всегда были одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь считывать соответствующее место инструкции. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувство напряженности).
|
|
По истечении времени, отведенного на выполнение I субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Тема «Психологический анализ урока»
Цель занятия – анализ различных подходов к психологическому анализу урока, занятия в вузе.
Вопросы для обсуждения.
1. Виды и типы анализа урока, занятия.
2. Психологические компоненты урока.
3. Схема анализа занятия.
Основные понятия – психологический анализ урока, общедидактический анализ урока.
Форма проведения занятия – семинар.