Тема «Работа с методикой ШТУР (школьный тест умственного развития учащихся)»

Цель занятия – изучение интеллектуального развития детей и подростков при помощи методики ШТУР, овладение навыками проведения и интерпретации теста.

В основе теста лежат задания по школьной программе, учитывающей три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический. Методика дает возможность оценить зону ближайшего развития учащегося. Диагностика с помощью методики ШТУР позволяет наметить пути психокоррекции выявленных нарушений.

Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды». Материал теста составляют задания, он состоитиз двух форм - А и Б. Задания и бланки методики представлены в Приложении 2.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. Временные нормативы проведения теста приводятся в табл. 1. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, а другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Таблица 1

Время проведения субтестов

Номер субтеста Субтест Число заданий в субтесте Время выполнения, мин
I Осведомленность 1 20 8
II Осведомленность 2 20 4
III Аналогии 25 10
IV Классификации 20 7
V Обобщения 19 8
VI Числовые ряды 15 7

 

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой с помощью инструкции.

Инструкция. «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед описанием каждого типа заданий мы объясним способ его выполнения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».

После прочтения инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фами­лия, имя учащегося, дата проведения, класс, номер школы. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее уточняет, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования всегда были оди­наковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь считывать соответствующее место инструкции. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом вни­мание испытуемых и не создавать у них чувство напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение I субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых сло­вом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правиль­но ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требова­ния экспериментатора.

 

Тема «Психологический анализ урока»

Цель занятия – анализ различных подходов к психологическому анализу урока, занятия в вузе.

Вопросы для обсуждения.

1. Виды и типы анализа урока, занятия.

2. Психологические компоненты урока.

3. Схема анализа занятия.

Основные понятия – психологический анализ урока, общедидактический анализ урока.

Форма проведения занятия – семинар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: