Учитывая тот факт, что всем студентам психологам, согласно учебному плану, предстоит проходить педагогическую практику в образовательных учреждениях разного типа, анализировать при этом учебные занятия, им следует научиться осуществлять психологический анализ урока, учебного занятия в группе. Кроме того, часть студентов может предпочесть преподавательскую деятельность, а часть – будет работать практическими психологами в образовательных учреждениях.
В связи с этим, они должны знать, что существуют следующие виды анализа уроков и учебных занятий:
1. Общедидактический, предполагающий использование объяснения, проверки знаний, закрепления с соблюдением дидактических требований доступности, научности.
2. Методический, раскрывающий приёмы, методы, формы обучения предмету.
3. Психологический, рассматривающий процесс управления познавательной деятельностью и личностью учащихся и студентов.
Существуют следующие типы анализа урока, учебных занятий в группе студентов:
|
|
1. Полный – представлена полная картина урока.
2. Комплексный – обобщение опыта работы педагога с целью его передачи.
3. Краткий анализ – выполнение плана урока и реализация его целей.
4. Аспектный анализ – дает анализ только на конкретно поставленный вопрос с определённой избирательной целью.
Выделяют компоненты урока:
а) мобилизационный – предполагающий управление вниманием, волевой активностью и интересами учащихся;
б) познавательный – направлен на управление познавательной деятельностью учащихся и их умственным развитием;
в) коммуникативный – включает рефлексию педагога, эмпатию, умение создать особую морально-психологическую атмосферу комфорта, стимуляцию успеха учащихся.
Рассматривая коммуникативный компонент, надо обратить внимание студентов на то, что существуют типичные модели общения на занятии между педагогом и учащимся: “робот”, “тетерев”, “Монблан”, “китайская стена”, “локатор” и т.д.
Желательно предположить студентам “схему хорошего урока”, его алгоритм.
Необходимо отметить, что наиболее полно анализ урока представлен в работах В.А. Пермяковой.
Анализ компонентов урока, как правило, дается на лекции, посвящённой проблемам обучения.
Во время посещения занятия в образовательном учреждении психологический анализ урока проводится на основе наблюдения и четкой протокольной записи хода урока. При наблюдении хода урока необходимо стремиться к максимальной полноте записи. На основе протокольной записи, которая ведется в классе, и ее психологической интерпретации студенты должны после урока заполнить таблицу, и на ее основе составить подробный отчет. Студентам необходимо указать: школу, предмет, Ф.И.О. преподавателя, класс, тему урока, основные цели урока, дату.
|
|
Таблица 2
Схема протокола урока
Время | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке | Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений |
1 | 2 | 3 | 4 |
Аналогичный анализ можно проводить и в студенческой группе при проведении занятий по психологии.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте компоненты урока: мобилизационный, познавательный, коммуникативный.
2. Чем отличается психологический анализ от общедидактического?
3. В чем заключается сущность познавательного компонента?
4. Охарактеризуйте коммуникативный компонент урока.
5. Для чего необходим психологический анализ урока?
6. Какие психологические характеристики занятия в учебной группе студентов следует рассмотреть особенно тщательно?
Тема «Воспитание как механизм социализации личности учащихся
В условиях образовательного процесса»
Цель занятия – обсуждение основных психологических аспектов психологии воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1.Психологическая сущность воспитания; цели, задачи, объект, предмет воспитания.
2Основные институты воспитания: семья, школа, их функции.
3.Воспитание личности в условиях современной школы.
4.Нравственное воспитание учащихся – основа успешной социализации личности; нравственная воспитанность.
Основные понятия – психология воспитания, социализация личности, нравственное воспитание.