Конспект обсуждаемых вопросов

Учитывая тот факт, что всем студентам психологам, согласно учебному плану, предстоит проходить педагогическую практику в образовательных учреждениях разного типа, анализировать при этом учебные занятия, им следует научиться осуществлять психологический анализ урока, учебного занятия в группе. Кроме того, часть студентов может предпочесть преподавательскую деятельность, а часть – будет работать практическими психологами в образовательных учреждениях.

В связи с этим, они должны знать, что существуют следующие виды анализа уроков и учебных занятий:

1. Общедидактический, предполагающий использование объяснения, проверки знаний, закрепления с соблюдением дидактических требований доступности, научности.

2. Методический, раскрывающий приёмы, методы, формы обучения предмету.

3. Психологический, рассматривающий процесс управления познавательной деятельностью и личностью учащихся и студентов.

Существуют следующие типы анализа урока, учебных занятий в группе студентов:

1. Полный – представлена полная картина урока.

2. Комплексный – обобщение опыта работы педагога с целью его передачи.

3. Краткий анализ – выполнение плана урока и реализация его целей.

4. Аспектный анализ – дает анализ только на конкретно поставленный вопрос с определённой избирательной целью.

Выделяют компоненты урока:

а) мобилизационный – предполагающий управление вниманием, волевой активностью и интересами учащихся;

б) познавательный – направлен на управление познавательной деятельностью учащихся и их умственным развитием;

в) коммуникативный – включает рефлексию педагога, эмпатию, умение создать особую морально-психологическую атмосферу комфорта, стимуляцию успеха учащихся.

    Рассматривая коммуникативный компонент, надо обратить внимание студентов на то, что существуют типичные модели общения на занятии между педагогом и учащимся: “робот”, “тетерев”, “Монблан”, “китайская стена”, “локатор” и т.д.

Желательно предположить студентам “схему хорошего урока”, его алгоритм.

Необходимо отметить, что наиболее полно анализ урока представлен в работах В.А. Пермяковой.

Анализ компонентов урока, как правило, дается на лекции, посвящённой проблемам обучения.

Во время посещения занятия в образовательном учреждении психологический анализ урока проводится на основе наблюдения и четкой протокольной записи хода урока. При наблюдении хода урока необходимо стремиться к максимальной полноте записи. На основе протокольной записи, которая ведется в классе, и ее психологической интерпретации студенты должны после урока заполнить таблицу, и на ее основе составить подробный отчет. Студентам необходимо указать: школу, предмет, Ф.И.О. преподавателя, класс, тему урока, основные цели урока, дату.

Таблица 2

Схема протокола урока

Время Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений
1 2 3 4

 

Аналогичный анализ можно проводить и в студенческой группе при проведении занятий по психологии.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте компоненты урока: мобилизационный, познавательный, коммуникативный.

2. Чем отличается психологический анализ от общедидактического?

3. В чем заключается сущность познавательного компонента?

4. Охарактеризуйте коммуникативный компонент урока.

5. Для чего необходим психологический анализ урока?

6. Какие психологические характеристики занятия в учебной группе студентов следует рассмотреть особенно тщательно?

 

Тема «Воспитание как механизм социализации личности учащихся

В условиях образовательного процесса»

Цель занятия – обсуждение основных психологических аспектов психологии воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1.Психологическая сущность воспитания; цели, задачи, объект, предмет воспитания.

2Основные институты воспитания: семья, школа, их функции.

3.Воспитание личности в условиях современной школы.

4.Нравственное воспитание учащихся – основа успешной социализации личности; нравственная воспитанность.

Основные понятия – психология воспитания, социализация личности, нравственное воспитание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: