Методика организации группы взаимопомощи

Опыт показывает, что наиболее эффективно организовать группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ – могут сами ВИЧ–положительные. СПИД – сервисные организации или отдельные специалисты не в силах создать группу взаимопомощи, если не существует инициативной команды людей, затронутых эпидемией, готовой взять на себя ответственность. Представители общественных организаций и государственных учреждений могут поддержать инициативу ВИЧ–положительных, желающих создать группу.

Организации и учреждения, оказывающие поддержку людям, живущим  с ВИЧ, могут распространять информацию о группе и о движении групп взаимопомощи как среди своих клиентов, так среди других организаций, работающих в области ВИЧ/СПИДа. А также могут предоставить экспертную оценку ситуации в группе, консультировать активистов, обучать коммуникативным навыкам, содействовать в обучении и подготовке ведущих групп взаимопомощи.

· Изучение идеи групп взаимопомощи: что собой представляет группа взаимопомощи, каковы ее цели и особенности. Необходимо решить, какие навыки и ресурсы понадобятся для предотвращения возможных трудностей.

· На первоначальном этапе доверенное лицо (специалист ТЦСОН) встречается с обратившимися за помощью ВИЧ-положительными людьми и выявляет наиболее активных и готовых к сотрудничеству, предлагает им участие в группе взаимопомощи.

· Затем доверенное лицо знакомит активистов с понятием «группа взаимопомощи» и содержанием ее деятельности, предлагая стать ведущим группы одному из них.

· Формирование команды и плана. Доверенное лицо (специалист ТЦСОН) и ведущий обсуждает цели встреч групп и готовит план первой встречи, составляют список возможных участников.

· Ведущий совместно с доверенным лицом решает организационные вопросы:  о подготовке помещения, организации индивидуальных встреч с будущими участниками, приглашении их в состав группы.

· Проведение первой встречи группы в соответствии с планом (рассказ о работе группы, целях и задачах; знакомство участников группы; выявление ожиданий и опасений участников; работа над правилами группы, выявление представлений и желаний участников о содержании работы группы в перспективе).

· Анализ возможных перспектив развития группы, цель которой – взаимная поддержка и помощь.

Залог успеха в сотрудничестве специалиста (доверенного лица) с ведущим группы взаимопомощи, во многом зависит от позиции специалиста. Специалист должен находиться «рядом, но не сверху». Специалисту необходимо помогать группе, не будучи лидером: содействовать в подготовке мероприятий, оказывать поддержку активистам, участвовать в разрешении конфликтов, информировать потенциальных участников группы, предоставлять удобное помещение для группы. Кроме того, группа может приглашать сотрудников на некоторые встречи для обсуждения планов своего дальнейшего развития. Специалистам необходимо научиться быть ресурсом, а не руководителями.

 

Подготовка и организация первой встречи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: