Тема 1. Основы организации педагогического взаимодействия участников
образовательного процесса 2 часа
Образовательные задачи:
- сформировать представление о сущности и специфике педагогического взаимодействия;
- раскрыть основы организации педагогического взаимодействия.
Основное содержание темы:
Сущность понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие». Основные параметры педагогического взаимодействия. Функции педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия.
Стадии коммуникации в педагогическом взаимодействии ( моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения); организация непосредственного общения с учащимися; управление общением в ходе педагогического взаимодействия; анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи).
|
|
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.2 - Педагогика / И. А. Колесникова, Сластёнин В.А., ред. - М.: Академия, 2007. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-2988-7: 288-53.
Дополнительная литература:
1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Тема 2. Особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса 2 часа
Образовательные задачи:
- сформировать представление о целях и задачах педагогического общения, видах педагогического воздействия;
- раскрыть психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия.
Основное содержание темы:
Цели и задачи педагогического взаимодействия. Педагогическая и коммуникативная задачи. Две стороны педагогического взаимодействия: функционально-ролевая и личностная. Характеристика функционально-ролевой и личностной сторон взаимодействия и их взаимосвязь.
|
|
Понятие педагогического воздействия. Виды педагогического воздействия. Стратегии воздействия. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие педагога на ученика. Прием воздействия через референтное лицо. Механизмы преднамеренного влияния: убеждение и внушение. Особенности внушения. Подражание и его компоненты: идентификация (уподобление) и обобщение.
Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия. Необходимые и достаточные условия эффективного воздействия педагога. Компетентность педагога в сфере педагогического взаимодействия.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
Дополнительная литература:
1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0: 214-17.
2. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.