Содержание лекционного материала

Тема 1. Основы организации педагогического взаимодействия участников
образовательного процесса                                                                                         2 часа

Образовательные задачи:

- сформировать представление о сущности и специфике педагогического взаимодействия;

- раскрыть основы организации педагогического взаимодействия.

Основное содержание темы:

Сущность понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие». Основные параметры педагогического взаимодействия. Функции педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия.

Стадии коммуникации в педагогическом взаимодействии ( моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения); организация непосредственного общения с учащимися; управление общением в ходе педагогического взаимодействия; анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи).

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.

2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.2 - Педагогика / И. А. Колесникова, Сластёнин В.А., ред. - М.: Академия, 2007. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-2988-7: 288-53.

 

Дополнительная литература:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

2.  Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

 


Тема 2. Особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса                                                                                                                        2 часа

Образовательные задачи:

- сформировать представление о целях и задачах педагогического общения, видах педагогического воздействия;

- раскрыть психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия.

 

Основное содержание темы:

Цели и задачи педагогического взаимодействия. Педагогическая и коммуникативная задачи. Две стороны педагогического взаимодействия: функционально-ролевая и личностная. Характеристика функционально-ролевой и личностной сторон взаимодействия и их взаимосвязь.

Понятие педагогического воздействия. Виды педагогического воздействия. Стратегии воздействия. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие педагога на ученика. Прием воздействия через референтное лицо. Механизмы преднамеренного влияния: убеждение и внушение. Особенности внушения. Подражание и его компоненты: идентификация (уподобление) и обобщение.

Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия. Необходимые и достаточные условия эффективного воздействия педагога. Компетентность педагога в сфере педагогического взаимодействия.

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.

 

Дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0: 214-17.

2. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: