Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.
№ | Уровни | Происходящие процессы |
1 | Взаимодействие человека с самим собой | Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими |
2 | Взаимодействие человека с другим человеком | Три уровня общения: – другая личность более значима, – равноправность партнеров, – мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя |
3 | Взаимодействие с определенной системой | Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив |
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
1) учитель – «Я»;
2) учитель – учитель;
3) учитель – ученик;
4) учитель – группа учащихся;
5) учитель – ученическое самоуправление;
6) учитель – родитель.
|
|
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:
– взаимопознание,
– взаимопонимание,
– взаимоотношение,
– взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
– сотрудничество,
– диалог,
– соглашение,
– опека,
– подавление,
– конфликт,
– индифферентность,
– конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.
Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
Выясняется характер педагогического взаимодействия в коллективе. Каждой творческой группе предлагается задание, рассчитанное примерно на 20–25 минут.
Работа в творческих группах.
Задание для 1-й группы: проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по результатам анкетирования учителей школы.
1) Проведите подсчет по каждому вопросу: сколько поставлено плюсов и минусов. Обобщите результат по всем анкетам.
2) Используя предложенную таблицу (см. Приложение 2), вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия.
Приложение 1