Уровни и типы педагогического взаимодействия

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Уровни Происходящие процессы
1 Взаимодействие человека с самим собой Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими
2 Взаимодействие человека с другим человеком Три уровня общения: – другая личность более значима, – равноправность партнеров, – мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя
3 Взаимодействие с определенной системой Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив

Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.

1) учитель – «Я»;

2) учитель – учитель;

3) учитель – ученик;

4) учитель – группа учащихся;

5) учитель – ученическое самоуправление;

6) учитель – родитель.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:

– взаимопознание,

– взаимопонимание,

– взаимоотношение,

– взаимовлияние.

 

Типы взаимодействия при этом следующие:

– сотрудничество,

– диалог,

– соглашение,

– опека,

– подавление,

– конфликт,

– индифферентность,

– конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

Выясняется характер педагогического взаимодействия в коллективе. Каждой творческой группе предлагается задание, рассчитанное примерно на 20–25 минут.

Работа в творческих группах.

Задание для 1-й группы: проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по результатам анкетирования учителей школы.

1) Проведите подсчет по каждому вопросу: сколько поставлено плюсов и минусов. Обобщите результат по всем анкетам.

2) Используя предложенную таблицу (см. Приложение 2), вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: