Анкета для учащихся «Стили педагогического взаимодействия»

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете согласиться с предложенным утверждением, и символом «–», если даете отрицательный ответ.

1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом (кафедрой).

2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное.

3. Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей.

4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока.

5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока.

6. Учитель удачно шутит в ходе урока.

7. Учителя выводит из себя любой шум, шорохи, гул, оживление в классе.

8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу.

9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала.

10. Учитель сразу отвечает на любую сказанную во время урока реплику.

11. Учитель замечает изменения в настроении учащихся во время урока.

12. Учитель часто использует при объяснении эмоциональный рассказ.

13. Учитель часто увлекается монологом, и ему не хватает времени на уроке.

14. Учитель признает право учащегося на ошибку.     

Анализ анкеты для учащихся

Номер вопроса Ответ «+» – да; соответствует типу взаимодействия Ответ «–» – нет; соответствует типу взаимодействия
1 подавление сотрудничество
2 сотрудничество индифферентность
3 индифферентность сотрудничество
4 сотрудничество индифферентность
5 сотрудничество подавление
6 сотрудничество индифферентность
7 подавление индифферентность
8 индифферентность подавление
9 сотрудничество подавление
10 сотрудничество подавление
11 сотрудничество индифферентность
12 подавление сотрудничество
13 подавление индифферентность
14 сотрудничество подавление

 

Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия (наибольший процент по типу взаимодействия).

3) Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействий на предложенной форматке.

4) Сделайте вывод о полученных результатах, постарайтесь дать обоснование данного типа взаимодействия.

 

Задание для 3-й группы: проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по диагностике «Дерево взаимоотношений».

                                          

Приложение 3

Диагностика «Дерево взаимоотношений»

Учащимся предлагается оценить взаимоотношения между конкретным учителем и учащимся с помощью цвета (принцип светофора):

– зеленый «+» – тип взаимодействия сотрудничество,

– желтый «=»  – тип взаимодействия индифферентность,

– красный «-»– авторитарный тип взаимодействия, подавление.

При проведении этой диагностики учащийся выбирает цвет (знак), соответствующий типу взаимодействия, который складывается с данным учителем.

При анализе проведенной диагностики необходимо вычислить в процентном соотношении, сколько выбрано красного, желтого и зеленого цвета.

Чтобы отразить наглядно получившиеся результаты, можно использовать срезанную ветку дерева, на которую навешиваются листочки трех цветов.

 

2) Вычислите процентное соотношение каждого цвета по формуле:

((Знак: общее количество анкет)∙100 %.

3) Оформите итоговую таблицу.

Интерпретация цветов:

– Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя.

– Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконфликтная модель общения;

– Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.

4) По полученным результатам сделайте вывод о преобладании в школьном коллективе типа взаимоотношений.

 

  10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10%
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
11                    
12                    
13                    

 

Задание для 4-й группы: проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по диагностике «Знаковый рисунок».

Диагностика «Знаковый рисунок»

Учащиеся получают задание вычертить знаковый рисунок, где нужно отразить положение дел по проблеме: взаимоотношения, складывающиеся между конкретным учителем и учеником.

В схеме фигура учащегося обозначается треугольником, а учителя – кружочком. В результате рождается типичная картина взаимоотношений «учитель – ученик» в учебном заведении.

1) По предложенным рисункам проведите анализ типов взаимоотношений.

2) Сделайте выводы и представьте примеры типичных взаимоотношений между учеником и учителем.

 

Задание для 5 -й группы: эмоциональная поддержка «Мысли на заметку».

1) По ходу семинара проведите анализ сказанного и сформулируйте правила взаимоотношений, способствующие эффективности образовательного процесса.

2) При формулировке правил проявите фантазию, их можно представить в стихотворной или юмористической форме.

Подведение итогов работы творческих групп. Презентация отчетов.

Первая и вторая группы строят столбчатые диаграммы в одной системе координат. Каждая группа наклеивает свой столбик на предложенную систему координат, желательно, чтобы цвет столбиков был разным, тогда проще и нагляднее просматривается превалирующий тип взаимоотношений в системе «учитель – ученик», по мнению учителей и по мнению учеников, производится сравнение.

Третья группа должна показать макет дерева, который наглядно представит типичный характер взаимоотношений, отраженный в цвете.

Четвертая группа, анализируя детские рисунки, выделяет типичные взаимоотношения и представляет лучшие детские рисунки.

Пятая группа – группа эмоциональной поддержки – создает творческую атмосферу своими выступлениями, которые проходят с юмором и служат разрядкой от напряженной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: