Исправление физических недостатков

Недостатки зрения и слуха. Надлежащие реакции на стимулы, всходящие от учителя, могут последовать лишь в том случае, если эти стимулы будут правильно восприняты. Как бы умно ни говорил учитель, все слова его пропадут даром, если ученик плохо слышит.

И если учителю известно, что ребенок обладает лишь одной десятой нормального зрения, это больше поможет ему в обучении, чем самым тщательным образом составленные книги и картины.

Редко можно найти класс, в котором из тридцати учащихся не было бы двух или больше детей, страдающих настолько серьезными недочетами зрения или слуха, что правильные школьные занятия оказываются для них невозможными. Если бы ученики, имеющие эти недостатки, сами сознавали их, вред был бы не так велик; но бывали случаи, когда в высших учебных заведениях встречались учащиеся совершенно глухие на одно ухо или слепые на один глаз, или неправильно воспринимающие цвета и совсем не подозревающие в себе этих недостатков; в первые же годы школьной жизни большинство детей с недостатками зрения и слуха ничего об этом не знают. Глухие так привыкают напряженно следить за жестами окружающих их людей, наполовину догадываясь о смысле смутно доносящихся до них слов, что у них нет причины считать свое положение исключительным. Те, кто плохо видят, тоже давно привыкли к тому, что чтение неразлучно сопровождается у них головной болью, так что и они свое положение считают нормальным, не придавая ему значения. Нельзя ожидать, чтобы маленькие дети могли сознательно относиться к своим недостаткам; нередко и родители относятся к ним так же несознательно.

Школа должна не только давать правильные стимулы, но и отмечать состояние органов, воспринимающих эти стимулы; необходимо по возможности выправлять недостатки и так обставлять школьное преподавание, чтобы те недостатки, которых исправить нельзя, приносили, возможно, меньше вреда.

Другие недостатки. Крупные физические недостатки двигательных аппаратов, как, например, паралич и проч., слишком очевидны; простой здравый смысл требует в таких случаях снисхождения, особенно в работах по письму, рисованию и т. п.

Сужение горла и носовых путей вследствие распухания желез, разрастания аденоидов, является нередко причиной глухоты и вялости. Учителя должны тщательно наблюдать за детьми, которые всегда дышат ртом, и помогать родителям оказывать им врачебную помощь. Во многих случаях улдление этих наростов оперативным путем вызывает значительное улучшение в здоровье и школьных успехах ученика.

За последнее десятилетие школа все шире и шире проявляла свое содействие семье и обществу в вопросах, касающихся других физических недостатков детей. Некоторые школы организуют осмотр и лечение детских зубов; другие посылают на дом школьных сестер милосердия, помогающих родителям медицинским советом в случае легких заболеваний. Предполагалось устройство специальных школ для детей-калек.

Учителя могут быть уверены, что их участие в каждом разумном предприятии, рассчитанном на исправление физических недостатков детей, дает в результате не только физическое оздоровление общины, но и повышение умственного уровня самой школы. Казалось бы, что в обязанность учителя не должна входить, да и не входит, забота о лечении зубной боли учеников, но нет лучшего способа обеспечить хорошие успехи ученика, как избавить его от физических страданий неправильного пищеварения, глазных болезней и восприимчивости горла к заболеваниям, являющимся иногда следствием испорченных зубов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ

Все аргументы, приводимые в пользу лечения физических недостатков, приложимы в еще гораздо большей степени и к вопросу о предотвращении этих недостатков. Школа должна быть силой положительной, укрепляющей здоровье детей, и учителям необходимо изучать и применять на практике принципы школьной гигиены не потому только, что физическое здоровье учеников есть одна из целей,'к которым должна была бы стремиться школа, но и потому, что это способствует умственному и нравственному развитию.

К несчастью, условия, необходимые для физического здоровья, и те, которые требуются для успеха в умственном и нравственном развитии, до некоторой степени противоречат одни другим. Вероятно, меньше было бы глазных заболеваний, если бы никогда не читали книг и не утомляли зрения другими упражнениями; дети, вероятно, не были бы так болезненны, если бы они до шестнадцати лет могли употреблять все двадцать пять часов в неделю, отдаваемые теперь школе, на беготню, плавание, игру с животными и всякого рода работу на открытом воздухе: в саду, в поле, в лесу. В сущности, мы обмениваем свое здоровье на другие ценности — знание, искусство, служение обществу. В настоящее время мы, вероятно, слишком много отдаем здоровья, но было бы неразумно и жертвовать всем ради здоровья. Лучше быть Сократом с головной болью, чем совершенно здоровым поросенком. Приходится идти на компромиссы. Во всяком случае, нелепо пренебрегать здоровьем, если это задерживает умственное и нравственное развитие; грешно жертвовать им бесцельно; мудрость требует, чтобы запросы его удовлетворялись наравне с запросами интеллекта.

Внешние условия школьной жизни. Учитель может лишь отчасти влиять на состояние воздуха и света в своем классе, пищи, сна и физических упражнений учеников. Величина классных помещений, тип школьных зданий, пять шестых времени, проводимого учеником вне школы, — все это и многое другое ограничивает влияние учителя. Но когда шестилетние малыши из начальной школы приходят в класс, едва позавтракавши дома, хочется спросить, не лучше ли было бы учителю пожертвовать одной неделей на обучение родителей вместо того, чтобы учить их детей. В некоторых городских детских домах половину детей полезнее было бы уложить в постель, чем заставлять их играть.

ИТОГИ

Хороший преподаватель ставит вопрос о физическом здоровье наравне с вопросами умственного развития. Хороший преподаватель считается со внешними условиями жизни учеников и вместе с родителями и общественными органами власти стремится улучшить их.

Учитель должен, во-первых, знать условия телесного развития каждого ученика в отдельности, во-вторых, делать все возможное для исправления его физических недостатков.

§ 7. УПРАЖНЕНИЯ

1. Каково ваше мнение относительно каждого из следующих фактов:

а) В городской школе семьдесят процентов учеников тратят по пяти часов в день (за исключением субботы и воскресенья) на домашние работы и приготовление уроков и меньше полутора часа проводят на открытом воздухе.

б) Девятилетний мальчик был невнимателен и очень беспокоен в классе, когда учитель сделал ему выговор, он пожаловался на головную боль; не обратив внимания на это, учитель при новом поступке ученика посылает его к заведующему для наказания. Заведующий измерил температуру у мальчика и увидел, что она поднялась выше 102 градусов по Фаренгейту, отослал его домой с запиской к родителям.

2. Что написали бы вы в записке к родителям?

3. Составьте ряд правил, которым должен следовать учитель, в связи с вопросами об оздоровлении города, в котором он живет, с вопросами ознакомления с частными клиниками и условиями приема в них, о школьных врачебных инспекторах, об изучении системы вентиляции школьных зданий и о врачебных исследованиях зрения и слуха учеников.

4. Какого рода пищу покупают себе ученики в тех случаях, когда вследствие продолжительности занятий или же по другим причинам им приходится завтракать в школе?

5. Составьте:

а) список пяти или более сортов пищевых продуктов, пригодных для детских завтраков, которые, по вашему мнению, можно было бы продавать в школе;

б) список пяти или более сортов продуктов, которых вы бы не допустили к продаже в школе.

6. Иллюстрируйте примером такой случай, когда малосведущий учитель берется выполнять обязанности врача.

7. Иллюстрируйте тот факт, что истинная забота о здоровье детей вовсе не означает постоянные расспросы и советы относительно их цели и привычек.

8. Какие меры, кроме правильного выбора места, можете вы принять для оказания помощи глухому ученику?

9. Какие меры, кроме подходящих очков, можно, по-вашему, принять относительно близоруких учеников?

10. Очень маленькие дети во время чтения часто держат книгу открытой лишь на половину, под углом 100 вместо 180 градусов. Следует ли туго сшивать букварь и другие начальные учебники так, чтобы они не могли сгибаться? С какой стороны текста лучше оставлять широкие поля, с внутренней или с наружной?

11. Назовите три учебных предмета, при изучении которых цветовая слепота мешала бы работе ученика.

12. Почему важно знать о физических недостатках детей даже тогда, когда ничего нельзя предпринять для облегчения работы ребенка или для исправления его недостатков?

13. Назовите два или больше вида работ в средней школе, при которых требуется особенное напряжение зрения, не оправдываемое получаемой от них пользой (например, употребление немецкого шрифта).

Опыт 1. Заметьте, сколько времени употребят 6-8 учеников для прочтения отрывка А, для прочтения отрывка Б. Отметьте их ответы на вопрос: "Какой отрывок читать легче?" Какое заключение можете вы дать относительно писания на классной доске и печатания школьных книг?

А

Подумав некоторое время над тем, что он мне сказал, я нашел, что его заключения совершенно правильны, что, следовательно, надо предпринять тотчас же что-нибудь решительное; прежде всего, необходимо как-нибудь обмануть людей, находящихся на корабле, чтобы предупредить с их стороны преследование и нападение на нас. Потом мне пришло в голову, что экипаж корабля, недоумевая о том, что могло приключиться с их товарищем и лодкой, непременно подъедет к берегу на второй своей лодке, чтобы отыскать пропавшего; что матросы, может быть, явятся вооруженными и будут поэтому сильнее нас. С этим он согласился. Потом я сказал ему, что первое, что надо сделать, это высадить дно у лодки, которая лежала на песке, чтобы они не могли увезти ее и вынувши из нее все...

Б

Счастье было для бедного человека, что он был мой Пятница, так как, привыкши к таким животным на своей родине, он не боялся их и, подойдя вплотную к зверю, выстрелил в него сверху, тогда как каждый из нас стал бы стрелять на расстоянии и тогда или не попал бы в волка, или рисковал бы пулей задеть человека, но то, что случилось дальше, могло ужаснуть и более храброго, чем я, человека, и, действительно, это привело в отчаяние всю нашу компанию. Как только раздался выстрел Пятницы, ему с обеих сторон ответило зловещее завывание других волков, повторяемое эхом в горах, так что казалось, будто их было бесконечное множество, хотя на самом деле их было, может быть, всего несколько, и нам в сущности нечего было бояться. Как бы там ни было, но как только Пятница убил волка, другой, преследовавший лошадей, отстал и убежал.

ГЛАВА III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: