Интересы как средства

Всякая работа предполагает интерес. Для нормального ребенка физическая или умственная работа без интереса невозможна. Самая неинтересная работа делается все-таки из интереса: интерес к тому, чтобы избежать наказания, к тому, чтобы поддержать свое положение в классе, или к тому, чтобы сохранить уважение к самому себе. Какой-нибудь интерес тут должен быть.

Проблема интереса в преподавании заключается не в том, будут ли дети учиться с интересом или нет. Без интереса они никогда не учатся; вопрос в том, какого рода будет этот интерес, каков будет его источник (когда человека привлекает сама работа, его интерес может быть назван непосредственным или внутренним; когда работа интересует его не сама по себе, а только по своим последствиям или по тому, что с ней связано, интерес к ней называется косвенным).

В сущности нет различия между теми, кто утверждает, что всякая работа должна быть сделана интересной, и теми, кто утверждает, что всякая нужная работа должна быть сделана, интересна она или нет. Ибо оба утверждения правильны. По существу разница между этими двумя мнениями заключается в том, должен ли интерес к школьной работе вытекать из общих инстинктивных интересов к игре, движению, новизне, соревнованию и т. д., или же из отвлеченных и редко встречающихся интересов к долгу и званию. Но интересы высшего порядка и при наличии их следует ими пользоваться. Но в школьной работе выбирать приходится большей частью не между обычными инстинктивными интересами и этими высшими интересами, — скажем, — не между любопытством и любовью к чистой истине, а между одним обычным интересом и другими, например, между любопытством и страхом наказания.

Практические правила. Практические правила просты: установив то, что должен знать ученик или класс, постарайтесь возбудить к этому интерес, но пробуждайте лучший из соответствующих интересов. При равенстве остальных условий пробуждайте интерес прочный и самостоятельный, а не такой, который беспрестанно колеблется и постоянно должен вновь возбуждаться идеями долга, страхов наказания и т. п. Добейтесь осуществления нужной работы во что бы то ни стало, но пусть эта работа будет произведена с наименьшим напряжением. При равенстве остальных условий работайте в союзе с инстинктивными интересами, а не против них.

По существу между тем, чему дети должны учиться, и тем, что им интересно, нет такой большой разницы, как мы воображаем. Правда, что их интересы к грубому возбуждению, к новым впечатлениям, к глупым играм и так далее противодействуют их настоящему развитию, но, также правда, что наше непонимание истинного духа детской жизни, приближение с нашей стороны к их истинным нуждам и неприспособленности многих наших методов к тому, чтобы использовать и уяснить их интеллектуальную жизнь, точно также мешают их настоящему развитию. Избрать предметом обучения факты, столь же далекие от действительных потребностей и детского ума, как геометрия n-измерений далека от действительных потребностей нашего собственного ума; пытаться вызвать к ним интерес — это плохое разрешение проблемы. Определяющим фактором того, что дети должны делать и чему учиться, должно быть такое приспособление к умственным и практическим нуждам детей, которое они могут тут же оценить; и этот фактор тоже, главным образом, определяет их интересы.

"И так возникла современная теория и практика "интересного" в ложном смысле этого слова. Материал остался тот же; поскольку дело идет о его характеристике, это материал, внешним образом подобранный и формулированный. Это все еще столько-то географии, грамматики и арифметики, а не потенциальный опыт ребенка по отношению к языку, к земле, к вычисленной и изморенной действительности. Отсюда трудность заставить ум сосредоточиться на нем; отсюда его отталкивающее действие; внимание отвлекается; оно заполняется другими явлениями и образами, вытесняющими тему урока. Настоящий выход отсюда один: материал должен быть изменен — он должен быть одушевлен, т. е. еще раз должен быть переработан с точки зрения пределов и задач детской жизни. Но проще и легче оставить этот материал в прежнем виде, а затем разными методологическими уловками возбудить интерес, сделать его интересным, посыпать его сахаром, скрыть его сухость и бесплодность при помощи совершенно несвязанного с ним дополнительного материала и, в конце концов, заставить ребенка проглотить и переварить несъедобный кусок, пока он испытывает удовольствие, вкушая нечто совершенно иное. Но, увы! Аналогия не совсем удачная! Умственная ассимиляция — дело сознания, и если внимание не имело дела с самым интересом, оно не было ни усвоено, ни осознано". (I. Dewey — "The child and the Curriculum".)

Ложный взгляд на интерес. Очень обычная ошибка смешивать интересное с легким и указывать, что теория интереса ложна, потому что неправильно все облегчать. Это совершенно неверно, потому что самые трудные вещи могут быть интересны и самые скучные — легки. Ходить, рисовать каракули и качать головой не интересней, чем бегать, рисовать картины или гримасничать. Преодоление трудности уже само по себе интересно.

Дело в том, что работа, которая совершенно не удается, которая не подвигается, обыкновенно не интересна, между тем как та же работа становится легкой, если к ней подойти с интересом, и для человека обыкновенно интересна бывает та работа, к которой у него есть способности.

Когда урок или изучение чего-нибудь считается трудным, тут следует разуметь два случая:

1) урок может быть труден вообще или

2) может быть труден для данного лица. Было бы непростительным малодушием со стороны воспитателя пропускать тот или другой урок из-за трудности в первом смысле. Но было бы в то же время верхом безумия пренебрегать работой ученика потому только, что он находит ее легкой. Правильный путь — смело смотреть в глаза работе, которая обыкновенно считается трудной, и затем сделать все, чтобы облегчить ее по мере возможности.

Вторая обычная ошибка состоит в том, что многие смешивают чувство интереса с чувством удовольствия и доказывают, что школьная работа не может быть сделана интересной, потому что в ней есть стороны, которые не могут быть приятны. Правда, что ученик должен сделать много такого, что не может доставить ему удовольствия, но все это, тем не менее, может быть сделано с интересом. Поднять тяжелую гирю в пятидесятый раз или играть в "кто кого перетянет" неприятно, но может быть и очень интересно.

Третья обычная ошибка состоит в переоценке интенсивности детского интереса к абстрактному мышлению, характеризующему логическую сторону арифметики, грамматики, дедуктивной геометрии и синтаксиса иностранных языков. В средней школе, там, где ученики представляют собою отбор самых способных и развитых, учитель может рассчитывать на значительный интерес к умственной гимнастике, к процессу мышления, независимо от содержания его. Но даже в средней школе этот интерес часто невелик, а в начальной школе никогда не следует рассчитывать на такое побуждение в классе. Ибо большинство умов вообще и огромное большинство нетренированных умов в частности требуют содержательности, красочности, движения, жизни и конкретности.

Встречаются двоякого рода неудачи в преподавании по отношению к интересу. Во-первых, неумение пробудить интеллектуальный огонек в классе, вывести учеников из состояния скучного, бессодержательного, апатичного благонравия, или неумение отвратить их от недозволенных интересов — гримасничать, шалить, есть сладкое во время урока. Все это мы признаем за неудачу. Другой тип преподавателя добивается интереса, но интерес этот неправилен. Класс иногда в полном восторге смотрит на картины, которые ему показывает учитель: он чрезвычайно заинтересован и его внимание поглощено целиком, но он заинтересован совершенно не тем явлением или фактом, который картина иллюстрирует. Учитель может всегда возбудить интерес, рассказывая смешные анекдоты, но, в конце концов, он убедится, что настоящее содержание не было оценено. Слишком часто картинка, анекдот, пример или опыт настолько же удаляют интерес от самого предмета, отвлекая от него ученика, сколько они вносят в урок конкретности, жизни и движения. Недостаточно, чтобы класс был заинтересован. Нужно, чтобы он был заинтересован стоящим делом.

Некоторые интересы являются сами по себе целью, все интересы, при соответствующих условиях, могут служить средствами воспитания.

Правильное преподавание поддерживает желательные инстинктивные интересы, пользуясь теми же методами, как и для инстинктов, и создает интерес к явлениям, первоначально непривлекательным, связывая их с явлениями привлекательными. Его цель — пробудить интерес к этим явлениям ради них самих.

Правильное преподавание устанавливает предметы обучения, основываясь не на интересах, а на общих целях воспитания. Раз установив их, оно старается пробудить интерес самый сильный, самый лучший и самый устойчивый. При равенстве остальных условий интересы инстинктивные следует предпочитать интересам искусственным и обычно встречающимся редко. Правильное преподавание всегда настороже, чтобы не принять один интерес за другой.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Назовите один или два интереса, которые являются сами по себе целью в воспитании.

2. Назовите один или два таких, которые являются только средством.

3. Приведите пример того, что интерес к другим людям (так называемый общественный инстинкт) является сам по себе целью.

4. Приведите пример того, как им можно пользоваться при преподавании истории, при преподавании немецкого языка.

5. Из перечисленных ниже интересов выберите: а) пять, которые, главным образом, инстинктивны; б) два, главным образом, приобретенных; в) два, развивающихся поздно; г) три, которые обнаруживаются рано в жизни и долго сохраняются; д) три, которые воспитание должны ослаблять; е) два наиболее обычных; ж) два наиболее редких; з) три, рискованных в качестве мотивов в школе.

Интерес к возбуждению.

»» приобретению денег.

»» механическим приспособлениям.

»» движущимся предметам предпочтительно перед неподвижными.

»»другому полу.

»» преувеличению.

»» приключениям.

Интерес к животным.

»» личным делам.

»» обществу.

»» новшеству.

»» музыке.

»» ритму.

»» собственности.

»» отвлеченному мышлению.

»» украшению.

»» философии.

6. Какое положение в тексте книги подтверждается следующим: для того, чтобы развить в детях интерес к искусству, следует окружать их картинами не только художественными, но и красочными, а также заключающими в себе действие или рассказ, содержание которых было бы для детей интересно?

7. Каким образом можно развить интерес к химии из интереса к кухне?

8. Какой из обычных интересов, встречающихся у мальчиков, мог бы служить отправной точкой для развития интереса к химии или же усилить его?

9. Деловые люди жалуются, что окончившие школу редко могут написать толковое письмо. Ученики жалуются, что писать сочинения — скучная и неинтересная работа. Те же самые ученики, которые проявляют мало интереса к школьной работе, часто впоследствии совершенно бывают поглощены серьезным изучением какого-нибудь дела или профессии, как только они останавливаются на том или другом как на главном деле своей жизни.

Сопоставление трех упомянутых выше фактов и напоминание о первом из них могут помочь учителю направить интересы и установить план занятий, обеспечивающий интерес к письменным работам в средней школе.

10. В чем заключается опасность полагаться исключительно на искусственные побуждения, внешние награды и наказания в расчете, что, когда будет приобретено достаточное знание, разовьется сам по себе интерес к предмету?

11. Какой интерес присоединяется к предмету изучения, если ученик избирает его сам, он не навязывается ему насильственно?

12. Как бы вы отучили мальчика от интереса к страшным историям дешевого пошиба, от интереса к показанному, к тому, чтобы выставлять себя?

13. В чем, по вашему мнению, заключается для маленьких детей интерес таких сказок, как: "Золушка", "Красная Шапочка" и "Три медведя"?

14. Как бы вы объяснили следующий случай определенного интереса к тому, что большинство считает неинтересным: "Я видел комнату, полную студентов, сидящих совершенно тихо и наблюдающих, как их профессор привязывал кусок веревки к палке, нужной ему для опыта. Но как только он начал объяснять опыт, тишина была нарушена".

15. Интерес к конкретному и к действиям часто может прийти на помощь изучению самых отвлеченных предметов, так, например, изучению геометрии помогает складывание бумаги. Примените то же общее правило к изучению форм букв.

16. Приведите примеры разумного использования перечисленных ниже интересов, как средств для приобретения знаний или умений: интерес к собственности, интерес к приобретению денег, интерес к животным (здесь, как в целом ряде других упражнений, все время имеется в виду американская школа, и, следовательно, решение определенных педагогических за-Дач предполагается в духе официальной американской воспитательной системы и традиционных идеалов. Это обстоятельство, однако, не делает задач этих непригодными для русского педагога, так как они всегда допускают и другое решение помимо того, на которое мог рассчитывать автор. Русский педагог решит всякий раз ту же задачу после некоторого критического анализа ее данных и применительно к условиям вашей школы и нашей педагогической мысли воспользуется для ее решения несколько иным ходом рассуждений, доказательств и выводов, чем это ожидалось автором).

17. Назовите три интереса, которые возбуждают в учениках желание знать поставленные им отметки. Какие из них положительные и какие отрицательные интересы?

18. Какая была бы польза от повторения задачи спустя месяц (неожиданно для учеников, конечно) с тем, чтобы каждому ученику в виде отметки поставили отметку за успехи, сделанные им за это время.

19. Приведите пример разумного пользования драматическим инстинктом в начальной школе; в средней школе.

20. Одна из самых сильных наклонностей человека состоит в сопротивлении всякой помехе при проявлении какого-нибудь импульса после того, как уже началось действие, вызванное этим импульсом. Приведите примеры затруднений в обращении с детьми вследствие непонимания этого свойства.

21. Как бы вы могли использовать интерес учеников родной школы к изобретениям и механическим приборам?

22. Как бы вы могли использовать их интерес к силе и гармоничности тела для изучения греческого языка, для изучения физиологии?

23. Скажите, какое влияние имеет на школьную работу каждый из перечисленных ниже интересов юношей: интерес к другому полу, интерес к самостоятельности, интерес к религии.

24. Который из двух помещенных ниже списков тем для сочинений лучше приспособлен к интересам класса средней школы:

Поездка на лодке. Как выбрать велосипед. Весенняя чистка и уборка дома. Убранство церкви на Пасху *). Перспективы нашей спортивной группы. Уход за больными как профессия Обязанности игрока в футбол, стоящего в тылу (бэк). Постройка лодки. Устройство пушки.

*) Здесь, как в других местах, нами умышленно сохранены ссылки автора на религиозные переживания, религиозные обряды и пр.; мы всякий раз при этом рассчитываем на то, что русский учитель всегда сумеет переменить знак автора на обратный, плюс или минус, и легко найдет решение задачи, не расходящееся с основными требованиями, принципами нашей педагогики. В таких случаях подобного рода упражнения могли бы принести известную пользу и послужить упражнениями в выработке правильного взгляда на место религиозного момента в воспитании.

 

25. Рассмотрите, каких великих людей ставят в пример ученикам в хрестоматиях и при прохождении истории с точки зрения вашего ответа на вопрос 24. Какие должны быть произведены изменения в этом отношении для лучшего приспособления к интересам всех учеников?

26. Какие интересы вызываются умственным счетом?

27. В каком (приблизительно) проценте учеников средней школы геометрия вызывает интерес к чистому мышлению?

28. Кто-то сказал, что мы должны изучить латинский язык, чтобы понимать, как думали и чувствовали римляне. Из какого побуждения ученик средней школы обычно учится латыни?

29. Когда может быть оправдано (или когда менее предосудительно) использование дурного инстинкта как побуждение к школьной работе?

30. В чем заключается ошибка мисс Бесси в уроке, описанном ниже:

"Мисс Бесси находила желательным, чтобы дети "знали что-нибудь о мире, в котором они живут", и для осуществления этой цели избрата вулкан и гейзер, как важные, если не интересные явления. Посредством гуттаперчевого мячика с дыркой, искусно скрытой в кучке песка, она создала гейзер и изобразила вулкан посредством кусочка ваты, пропитанного спиртом и зажженного.

Мы же начали свои занятия по географии в неведении этих фактов. После нескольких уроков о холмах, горах, островах, мысах и заливах дети объявили нам, что им не понравится "все это старье". "Пожалуйста, устройте нам фейерверк", — просил Фредди. "Или клистир", — живо прибавила Агнесса".

Опыт 5. Пусть дети третьего или четвертого класса нарисуют то, что им хочется. Рассмотрите их рисунки. К чему проявился преобладающий интерес: к технике, к орнаментации, к изящной форме рисунка или к передаче сюжета?

Опыт 6. а) Проведите несколько часов послеобеденного времени в субботу в читальне общественной библиотеки для юношества. Нарисуйте план комнаты с обозначением места различных периодических изданий. Обратите внимание и заметьте по отношению к каждому юноше от пятнадцати до восемнадцати лет, какой журнал он возьмет сначала и какой во вторую очередь, если первый окажется занятым. Кратко сообщите ваши наблюдения и сделанные на них выводы по отношению к интересам юношей в этом возрасте.

б) Если вы не сможете осуществить предыдущий опыт, пусть кто-нибудь из ваших друзей попросит учеников третьего или четвертого класса средней школы вычеркнуть в списке, который вы ему дадите, названия журналов, ему неизвестных, затем отметит самые интересные и вторые по степени интереса (в подлиннике здесь приведен список американских журналов, опущенных нами, как совершенно непригодный в русских условиях. Читатель легко сам сумеет составить список, о котором идет речь, из названий русских журналов и газет, который позволит с достаточной точностью судить об интересах учащихся, и как они проявляются в выборе того или иного периодического издания).

Вкратце сообщите полученные данные и сделанные вами выводы.

Опыт 7. Которая из помещенных ниже трех статеек А, Б и В наиболее интересна для детей второго года обучения? В чем ее преимущество?

Укажите на наименее интересные черты каждой статьи. Скажите, почему они неинтересны.

Разберите вкратце каждую статью (в пределе от тридцати до пятидесяти слов) с точки зрения интереса.

Как вы определили, это более интересно? Как правильнее всего определить это?

A

Вот портрет мистера Лонгфелло. Мальчиком он жил на берегу моря. Здесь на портрете он изображен стариком. Он продолжал любить цветы и птиц. У него всегда было доброе сердце. Он был поэт. Поэт обладает прекрасными мыслями. Он пишет для того, чтобы другие читали то, это он написал. Его мысли помогают людям становиться лучше. Вообще он был мальчиком, он ходил в школу. Потом он поступил в Баудойнский колледж. Бау-дойнский колледж в штате Мэн. После этого он переплыл через океан. Он провел четыре года в других странах. Когда он вернулся обратно, он сделался преподавателем в Баудойнском колледже. Впоследствии он жил в Кембридже в Массачусетсе. Он отправился туда, чтобы преподавать в Гарвардском университете.

Б

Царь Золотая Грива

1. Вот сказка, которая пришла к нам из Индии. Она развлекала детей этой страны в течение многих лет. Попытайтесь и вы найти то, чему она учит; может быть, она займет и вас.

2. Однажды жил лев, которого звали Золотая Грива. Он был так силен, что все другие звери боялись его, и поэтому его звали царем леса. Он убивал каждого зверя, который ему попадался, и ни одно живое существо во всей стране не могло спастись от него.

3. Наконец, однажды все звери собрались, чтобы потолковать о своем горе и обсудить, как же им избавиться от царя Золотая Грива. Они долго рассуждали, и, наконец, решили, как им поступить.

4. Вечером они пошли к логову льва. Царь Золотая Грива только что хорошо поел, поэтому он и не пытался кому-либо из них причинить зло. "Что вам здесь нужно?" — заревел он.

5. Это очень испугало их. Некоторые убежали обратно в лес, но самые смелые остались. "Говорите, что же вам нужно", — сказал царь.

6. Тогда Острое Ухо, лисица, встала и заговорила: "Царь,— сказала она, — мы пришли к тебе по очень важному делу. Знаешь ли ты, что если ты будешь продолжать так, как ты начал, ты убьешь всех зверей в лесу?"

7. "Что из этого?" — сказал царь Золотая Грива. "Что же тогда станет с тобой? — сказала Острое Ухо. — Какой же ты будешь царь, если ты убьешь всех своих подданных?"

8. "Но нужда же мне есть что-нибудь, — сказал царь Золотая Грива, — Мне же нужна пища".

9. "Да, — сказала Острое Ухо, — мы для этого и пришли к тебе, чтобы поговорить об этом. Мы придумали такой способ, при котором ты будешь иметь всю пищу, которая тебе нужна, и тебе не придется ходить за ней".

10. "Это было бы хорошо, — сказал царь Золотая Грива, — Расскажите мне, что вы придумали".

11. "Мы тебе будем давать одного зверя каждый день, —сказала Острое Ухо, — Мы будем бросать жребий, и тот, на кого жребий падет, придет в твою берлогу".

12. "Хорошо, — сказал царь, — мы испробуем ваш способ и посмотрим, как он нам понравится".

13. Некоторое время после этого дела шли очень хорошо. Каждое утро кто-нибудь из зверей шел в берлогу льва и уже никогда не выходил из нее. Лев был вполне доволен новым порядком.

14. Наконец, жребий пал на маленького кролика, которого звали Ватный Хвостик, и его посла™ в гости к царю. Он не спешил идти. Он играл по дороге до послеобеденного времени. Потом он тихими шагами, выпучив глаза, подошел к берлоге льва и остановился у двери.

15. Царь Золотая Грива был очень голоден, и когда он увидел кролика, то заревел: "Почему ты так опоздал? Даже слон никогда не смеет заставлять меня ждать".

16. Кролик низко поклонился и сказал: "Я жалею, что я очень опоздал. Но если бы ты видел то, что я видел, ты не стал бы на меня сердиться".

17. "Что же ты видел?" — спросил лев. "Я видел нечто такое, от чего сильно зависит сохранение за тобой царства", —сказал Ватный Хвостик.

18. "Расскажи мне про это", — сказал лев. Он всегда боялся, чтобы не случилось что-нибудь такое, от чего он лишился бы своего царства.

19. "Я не могу рассказать тебе, но если ты сам пройдешь со мной, я тебе покажу, что я видел". Тут он побежал вперед, а лев пошел вслед за ним, покуда они не подошли к старому колодцу. На дне колодца было немного воды, а под водой ничего, кроме мягкого песка.

20. "Вот, посмотри сюда", — сказал Ватный Хвостик. Царь Золотая Грива посмотрел на дно колодца. Он увидел там другого льва. Он оскалил зубы, тот тоже оскалил зубы. "Я царь леса", — зарычал царь Золотая Грива. Другой лев ничего не ответил, но Царю показалось, что и он зарычал.

21. "Я тебе покажу, что я царь", — завопил царь Золотая Грива. Он был так взбешен, что не знал, что ему делать. Он бросился в колодец и нашел там на дне только воду и мягкий песок. А вылезти не мог.

22. Тогда маленький Ватный Хвостик посмотрел в низ и крик-нУл льву: "Конец твоему царству, царь!".

23. Понемногу царь Золотая Грива стал погружаться в песок. Вечером Ватный Хвостик опять посмотрел вниз. Все было тихо.

2А. После этого все лесные звери смотрели на кролика как на героя леса. До когда они захотели избрать его своим царем, он сказал им: "Нет, я только кролик и не хочу быть царем".

В

Пища

Мы никогда не должны забывать, что мы не для того живем, чтобы есть, а для того едим, чтобы жить. Нашу пищу составляет мясо животных, птиц, рыб и плоды земные. Говядина — это мясо бычачье, свинина — мясо свиное. Яблоки растут на деревьях, виноград — на виноградных лозах. Свекла и репа растут в земле. Хлеб и пироги делаются из муки. Чай — это лист кустарника, который растет на далеком востоке. Кофе —это зерно плода, растущего на дереве. Соль, которая кладется во всякую пищу, добывается из соляных копей или же из соляных источников.

 

ГЛАВА VII

ВНИМАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: