Порядок выполнения работы

Лабораторный практикум

для магистрантов специальностей и направлений

10.03.01 – «Информационная безопасность»,

– «Информационная безопасность автоматизированных систем»,

– «Информационно-аналитические системы безопасности»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…........................................................................................................ 4

Часть 1. Системы управления проектами

Лабораторная работа №1. Microsoft Project. Основные возможности....... 5

Лабораторная работа №2. Microsoft Project. Управление проектами...... 27

Лабораторная работа №3. Project Kaiser...................................................... 55

Часть 2. Системы управления версиями

Лабораторная работа №4. Tortoise SVN...................................................... 91

Лабораторная работа №5. Fossil................................................................... 97

Лабораторная работа №6. GIT.................................................................... 106

Часть 3. Системы обнаружения ошибок

Лабораторная работа №7. Bugzilla............................................................. 133

Лабораторная работа №8. Mantis Bagtracker............................................. 154

Лабораторная работа №9. Redmine............................................................ 168


ВВЕДЕНИЕ

Лабораторный практикум подготовлен с целью обучения магистрантов специальностей 10.05.03 – «Информационная безопасность автоматизированных систем», 10.05.04 – «Информационно-аналитические системы безопасности» и направления 10.03.01 – «Информационная безопасность» работе с программами, позволяющими автоматизировать выполнения базовых задач в рамках проектирования и разработки систем. Выполнив лабораторные работы, магистранты приобретут умения и навыки управления проектами, навыками работы с системами управления версиями и обнаружения ошибок.

В процессе выполнения лабораторных работ магистранты используют виртуальные операционные системы, созданные для каждого из занятий. За счет использования технологии виртуализации достигается интерактивность проведения занятий. Данная технология позволяет предоставить магистрантам полнофункциональную тестовую учебную среду, содержащую локальную операционную систему с установленным программным обеспечением. Использование виртуализации дает ряд преимуществ, например, магистрант может работать с операционной системой, имея права администратора системы. Гибкость применения технологии виртуализации заключается в возможности простой интеграции учебной среды в любую компьютеризированную аудиторию. Дополнительная возможность – использование полнофункционального учебного стенда при самостоятельной работе вне вуза.




Лабораторная работа №1

Система управления проектами MS Project

Цель лабораторной работы

Целью работы является освоение основных принципов работы в среде управления проектами MS Project, изучение методики создания проекта и заполнения базовой информации о нём, создания развернутого расписания работ, расстановки временных связей между задачами и технологии добавления в проект ресурсов.

Краткие теоретические сведения

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков:

- направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;

- скоординированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

- ограниченная протяженность во времени, с определенными началом и концом.

Управление проектами – это область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определённых требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемого результата. Кроме того, это профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путем применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах.

Определение главной задачи менеджера проекта будет заключаться в обеспечении выполнения работ в срок, в рамках выделенных средств, в соответствии с техническим заданием. Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ находятся под постоянным вниманием руководителя проекта. Их также


можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект. Под управлением проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании).

Для того чтобы справиться с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления денежными ограничениями используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из-под контроля. Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица ответственности, диаграммы загрузки ресурсов).

Из трех основных ограничений труднее всего контролировать ограничения по заданным результатам проекта. Проблема заключается в том, что задания часто трудно и формулировать, и контролировать. Для решения данных проблем используются, в частности, методы управления качеством работ.

«Тремя китами» эффективного управления проектами являются:

- концепция жизненного цикла;

- концепция команды проекта;

- концепция финансирования.

Концепция жизненного цикла проекта исходит из необходимости организации единого неразрывного процесса достижения цели проекта.

Концепция команды проекта предполагает построение единой организационной структуры, отвечающей за успех проекта на всех стадиях его реализации.

Концепция финансирования проекта призвана обеспечить соответствие финансовых затрат проекта объемам и качеству выполнения работ.




Ход работы

Создание проекта

Запустите Microsoft Office Project на своей виртуальной машине (Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Office Project 2007). Данная программа представляет из себя помощника менеджера для любого проекта. С помощью нее возможно разрабатывать планы, распределять ресурсы между задачами, отслеживать прогресс их выполнения, а также анализировать объем работы. Основным ресурсом для этого служат расписания.

Чтобы оценить возможности системы управления проектами создайте проект. В панели верхнего контекстного меню выберите вкладку «Файл», а в ней пункт

«Создать». Системой любезно будет предложено выбрать методику создания нового проекта (рис. 1). Среди имеющихся вариантов это:

- создание пустого проекта;

- использование имеющихся проектов;

- использование шаблонов.

 

Рисунок 1 – Варианты создания нового проекта

Шаблон представляет собой особенный тип файла проекта, содержащий набор информации, призванной упростить работу над проектом. В состав шаблона обычно входит список заранее организованных и размещенных определенным образом задач, а также информация о ресурсах, пользовательские представления, календари, отчеты, макросы и т.д. Любая информация, предлагаемая шаблоном, может быть изменена в соответствии с требованиями конкретного проекта. В качестве шаблона также может быть использован созданный ранее проект.


Для создании проекта из шаблона выберите на панели «Консультанта» ссылку

«На компьютере…». Далее на вкладке «Шаблоны проектов» (рис. 2) выбирается необходимый шаблон.

Рисунок 2 – Выбор локального шаблона

Для примера создадим проект по шаблону «Разработка программного обеспечения» (рис. 3). Отдельной вкладкой создайте проект без использования каких-либо шаблонов.

Рисунок 3 – Шаблон «Разработка программного обеспечения»

Рабочее пространство программы называется видом или представлением. По умолчанию после создания проекта активен вид Диаграмма Ганта (рис. 4). Данная


диаграмма служит для отображения последовательности задач проекта как в текстовом, так и в графическом виде.

По сути, диаграмма Ганта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы – моменты начала и завершения работы, её протяженность – длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Сегодня» и др.

Рисунок 4 – Диаграмма Ганта

После создания проекта необходимо настроить его основные параметры. Для этого в графе «Задачи» на панели «Консультанта» выбираем ссылку «Определение проекта» (рис. 5).

Примечание - если по какой-то причине «Консультант» не отображается в окне программы, то его можно вызвать вручную: Вид – Включить Консультант.

Ответив на вопросы о дате начала проекта и совместной работе над проектом и сохранив результат, выбираем ссылку «Определение рабочего времени проекта» для запуска мастера «Рабочее время проекта». Таким образом мы можем настроить календарь проекта.


Рисунок 5 – Задачи для проекта в «Консультанте»

Следующим решением, которое необходимо принять на стадии создания, является выбор исходной даты проекта. План проекта может быть составлен от даты начала или завершения проекта. Для настройки планирования от начальной даты выберите в меню «Проект» пункт «Сведения о проекте». В появившемся окне (рис.

6) выбираем планирование «От даты начала проекта» и ставим «Дату начала». Да окончания будет рассчитана далее автоматически. В случае планирования от конечной даты выбираем «От даты окончания» проекта и ставим «Дату окончания». В этом случае автоматически будет рассчитываться дата начала.

Рисунок 6 – Настройка сведений о проекте

Также в этом окне мы можем выбрать календарь для проекта. В состав пакета MS Project входит три базовых календаря – стандартный, ночная смена и 24 часа.

В стандартном календаре рабочий день начинается с 8:00 и заканчивается в 17:00 с обеденным перерывом с 12:00 до 13:00. Рабочая неделя начинается с понедельника и заканчивается в пятницу. Это календарь, применяемый по


умолчанию. В календаре ночной смены рабочий день начинается с 23:00 и заканчивается в 8:00 с часовым перерывом с 03:00 до 04:00. В календаре «24 часа» рабочее время продолжается круглые сутки без выходных и обеденных перерывов.

Базовые календари можно редактировать для этого в меню «Сервис» необходимо выбрать пункт «Изменить рабочее время». В появившемся окне (рис. 7) выбираем базовое расписание, которое мы хотим отредактировать. Для изменения рабочего времени одного дня необходимо выбрать этот день в календаре. Далее, если необходимо сделать этот день выходным, мы выбираем параметр нерабочее время, если же мы хотим только изменить временные рамки рабочего дня, то выбираем параметр нестандартное рабочее время и в полях ниже вводим время начала и завершения рабочего дня.

Рисунок 7 – Настройка рабочего времени

Можно также создать новое базовое расписание. Для этого в окне Изменение рабочего времени нажимаем кнопку Создать. В появившемся окне (рис. 8) выбираем создание нового календаря на основе стандартного или создание копии любого другого календаря. Значения рабочего времени для вновь созданного календаря могут также быть отредактированы через окно «Изменение рабочего времени».


Рисунок 8 – Создание нового календаря

Создаваемый проект может быть использован в качестве хранилища проектной документации, например, обзора проекта, результатов проведенных анализов или спецификации создаваемого продукта. Для присоединения такой документации целесообразно использовать т.н. суммарную задачу проекта, содержащую итоговую информацию о датах и стоимости проекта. Для отображения суммарной задачи на диаграмме Ганта необходимо в меню «Сервис» выбрать пункт «Параметры» и перейти на вкладку «Вид». На данной вкладке необходимо выбрать параметр

«Показать суммарную задачу проекта» под заголовком «Параметры структуры для проекта» (рис. 9). Суммарная задача появится в нулевом ряду диаграммы Ганта.

Рисунок 9 – Включение параметра

Проектная документация может как включаться в файл проекта, так и быть доступной через гиперссылки. Для включения документов в файл проекта


необходимо выбрать суммарную задачу проекта и нажать кнопку «Сведения о задаче», расположенную на стандартной панели задач (рис. 10).

Рисунок 10 – Вызов сведений о задаче

В открывшемся окне (рис.11) выбираем вкладку «Заметки». На вкладке нажимаем кнопку «Вставить объект». В открывшемся окне необходимо выбрать опцию «Создать из файла». После этого указываем путь к файлу документа, который предполагается включить в проект.

Рисунок 11 – Сведения о задаче

После закрытия окна сведений о суммарной задаче в диаграмме Ганта появится индикатор примечаний ). Для создания гиперссылки к документу необходимо нажать кнопку «Гиперссылка» () на панели задач. В поле Текст открывшегося диалогового окна Добавление гиперссылки (рис.12) введите название связываемого документа, затем выберите документ в списке. В поле индикаторов диаграммы Ганта появится индикатор гиперссылок ).








Расписание проекта

Для создания расписания работ в программе MS Project необходимо внести задачи в диаграмму Ганта в соответствии с их иерархией. Для перехода в режим диаграммы Ганта необходимо выбрать из меню «Вид» пункт «Диаграмма Ганта».

Существуют несколько методик внесения задач в диаграмму Ганта:

- Произвольный ввод – задачи вносятся без соблюдения последовательности или группировки задач. Необходимые изменения вносятся позже;


- Последовательный ввод – задачи вводятся последовательно, от начала до завершения проекта (или наоборот);

- Обозначение фаз – вносятся только главные задачи. Далее следует их декомпозиция;

- Обозначение вех - внесение ключевых задач. Далее в расписание вносятся задачи, необходимые для выполнения ранее внесенных задач.

Для добавления задачи в столбец «Название задачи» вводится название задачи. В дальнейшем название и другие свойства задачи можно редактировать двойным нажатием на любом столбце табличной части диаграммы Ганта.

Данные о задачах также могут быть импортированы из программного продукта MS Excel. Для этого необходимо, чтобы поля таблиц MS Excel полностью соответствовали полям диаграммы Ганта. Поэтому сначала создаем на основе Шаблона импорта списка задач Microsoft Project новую таблицу MS Excel (рис.12).

Рисунок 12 - Шаблон импорта списка задач Microsoft Project

После заполнения и сохранения файла таблицы необходимо открыть этот файл в MS Project. Для этого, нажав в меню «Файл» пункт «Открыть», в диалоговом окне открытия файла указываем тип файла «Книги Microsoft Excel» и выбираем файл сохраненной таблицы из списка.

Некоторые задачи повторяются регулярно, например, еженедельно. Для задач такого типа нет необходимости вводить несколько раз одну и ту же информацию, достаточно указать, что задача является повторяющейся. В таком случае необходимо в диаграмме Ганта выбрать задачу, после которой вы хотите вставить повторяющуюся задачу. Затем в меню «Вставка» выбрать пункт «Повторяющаяся задача». В открывшемся окне (рис.13) необходимо заполнить название задачи,


указать частоту и диапазон повторений. Также в случае необходимости указываем дату окончания задачи.

Рисунок 13 – Сведения о повторяющейся задаче

В диаграмме Ганта повторяющаяся задача отмечена специальным индикатором . Повторяющаяся задача показана в виде суммарной задачи, где все ее повторения являются отдельными подзадачами.

Для расположения задач в логической последовательности может быть использовано перемещение, добавление, копирование и удаление задач.

Для перемещения задачи строку задачи в диаграмме Ганта необходимо выделить целиком, для этого нажимаем на заголовке строки серого цвета. После изменения курсора на «+» перетаскиваем строку в желаемое место.

Для добавления задачи выбираем строку в диаграмме Ганта, выше которой будет располагаться новая задача и нажимаем в меню «Вставка» пункт «Новая задача» либо нажимаем кнопку «Insert».

Для копирования задачи необходимо выбрать задачу и нажать кнопку

«Копировать ячейку» на стандартной панели инструментов. Далее, перейдя в свободную строку, нажимаем кнопку «Вставить». Можно скопировать одновременно несколько задач, для этого нажав Ctrl (для несмежных задач) или Shift (для задач, расположенных рядом), выделяем необходимые задачи.

Для удаления задачи необходимо выбрать соответствующую строку таблицы и нажать Delete.

После расположения задач в логической последовательности необходимо создать структуру, представляющую иерархию выполняемых задач. Задача, расположенная на самом верхнем уровне структуры расписания, называется суммарной задачей. Задачи более низкого уровня называются подзадачами. Каждая


такая подзадача, в свою очередь, может быть также разделена на подзадачи. MS Project поддерживает до девяти уровней вложенности задач. Для структурирования задач можно использовать следующие средства MS Project:

- Перемещение задачи на один уровень ниже. Для этого необходимо выделить перемещаемую задачу в диаграмме Ганта и нажат кнопку «На уровень ниже» на панели инструментов «Форматирование». Выбранная задача становится подзадачей, а вышестоящая становится для нее суммарной. Перемещать можно и несколько задач, предварительно выделив их с помощью Ctrl или Shift.

- Перемещение задачи на один уровень выше. Для этого необходимо выбрать перемещаемую задачу и нажать кнопку «На уровень выше» на панели инструментов «Форматирование».

- Отображение всех задач, вплоть до указанного уровня вложенности Для этого необходимо нажать кнопку «Показать» на панели инструментов

«Форматирование». Из списка выбрать необходимый уровень. Будут отображаться только задачи данного уровня или более высоких.

- Скрыть или показать все подзадачи для данной задачи. Для этого необходимо нажать знак «плюс» или «минус» слева от заголовка задачи.

После структуризации можно настроить кода структурной декомпозиции работ (СДР). Каждый уровень и элемент структурной декомпозиции работ описывается с помощью уникального кода. Как правило, каждая цифра, присутствующая в таких кодах, указывает на уровень в структурной иерархии. По умолчанию, MS Project создает кода СДР на основе структурных номеров. Для отображения структурных номеров в диаграмме Ганта необходимо нажав правой кнопкой на заголовке табличной части диаграммы выбрать пункт меню «Вставить столбец». В открывшемся окне (рис. 14) выбираем имя поля «Номер в структуре».

Рисунок 14 – Определение столбца

Для настройки собственной схемы СДР необходимо в меню «Проект» выбрать пункт «СДР/Определить код». В открывшемся окне (рис.15) выбираем префикс кода проекта, далее в поле Последовательность выбираем формат кода для уровней иерархии, начиная с первого. После закрытия окна в табличную часть диаграммы Ганта вставляем столбец с заголовком СДР.


Рисунок 15 – Определение кода СДР в проекте

 





Временные связи

После заполнения списка задач и упорядочивания его, необходимо внести информацию о количестве рабочего времени, необходимого для завершения каждой задачи. Для этого необходимо внести значение продолжительности задачи в поле

«Длительность табличной части» диаграммы Ганта, например, «1 день». Значение длительности также может быть внесено как приблизительное. MS Project рассчитывает такую длительность, как и подтвержденную, однако данная возможность позволяет указать предварительный характер длительности, который необходимо уточнить по ходу разработки проекта. Для внесения приблизительной длительности необходимо после временной единицы добавить знак вопроса, например, «1нед?» (рис.16). Удалив знак вопроса, приблизительную длительность задачи можно изменить на подтвержденную.

Рисунок 16 – Длительность задач

Для задания длительности в проекте могут использоваться различные временные единицы, включая:

- минуты (мин);

- часы (ч);

- дни (д);

- недели (нед);

- месяцы (мес).


При вводе длительности задач могут использоваться как полные названия временных единиц, так и их аббревиатуры. Если единицу измерения времени не указывать, MS Project автоматически будет использовать дни.

Для получения достоверной информации о длительности задач можно использовать четыре возможных источника:

- Знания сотрудников, работающих над проектом;

- Экспертные оценки;

- Информация о предыдущих проектах;

- Промышленные стандарты.

При существовании расхождений в оценке длительности задач или необходимости моделирования альтернативных сценариев выполнения проекта используется методика PERT (Program, Evaluation and Review Technique). При анализе методом PERT для расчета длительности задачи используются средневзвешенные значения оптимистической, пессимистической и ожидаемой длительности. Анализ PERT является эффективным методом предупреждения рисков. Он позволяет рассчитывать расписание проекта с учетом возможного или имеющегося времени, ресурсов или стоимости.

 

Для выполнения анализа методом PERT необходимо выбрать пункт «Анализ по методу PERT» в меню «Вид/Панели инструментов». На появившейся панели инструментов «Анализ по методу PERT» нажмите кнопку «Лист ввода PERT» ). Введите для каждой задачи значения оптимистической, пессимистической и ожидаемой длительности в соответствующие поля таблицы (рис.17). Если длительность известна точно, то во всех полях таблицы указывается одинаковая длительность.

Рисунок 17 - Лист ввода PERT


При нажатии на кнопку «Вычисления по методу PERT» на этой же панели инструментов программа рассчитает приблизительную длительность задачи, которая будет внесена в поле таблицы Длительность.

Следующим шагом в построении базового расписания является установка взаимосвязей между задачами. Связь между задачами возникает в том случае, если начало и/или конец одной задачи как-либо зависит от другой задачи. В MS Project можно создать связь между предыдущей задачей, называемой предшественником и следующей задачей - последователем, и тем самым создать зависимость между ними. Для этого необходимо перейти в режим диаграммы Ганта. Выбираете две задачи, которые необходимо связать между собой. Если задачи расположены в списке задач не рядом, выделяем задачу-предшественник, а затем, удерживая клавишу Ctrl, выбираем задачу-последователь. Далее нажимаем кнопку «Связать задачи» на панели задач (). После этого связь будет показана на диаграмме Ганта стрелкой и в столбце Предшественники появится номер задачи-предшественника. Также связь может быть установлена указанием задачи-предшественника в столбце

«Предшественники» напрямую.

По умолчанию всегда строится связь типа «конец-начало», когда вторая задача начинается сразу после конца первой. Однако MS Project поддерживает и другие типы связей (рис.18). Для их создания на диаграмме Ганта выберите задачу, являющуюся последователем в устанавливаемой связи. Двойным нажатием мыши открываем окно «Сведения о задаче». На вкладке «Предшественники» выбираем любую свободную ячейку в поле «Имя задачи». В строке появится раскрывающийся список, содержащий задачи проекта. Выберите задачу, являющуюся предшественником в устанавливаемой зависимости. Нажав на поле «Тип» выберите из списка тип связи. Для частичного совмещения задач необходимо в поле Запаздывание ввести устанавливаемое время опережения. Это значение вводится либо в процентах, либо во временных единицах и для случая совмещения задач должно быть отрицательным. В случае, если при выполнении задачи-последователя возникает запаздывание, в поле Запаздывание указывается положительной значение.

Рисунок 18 – Типы связей


Для удаления связи необходимо на вкладке «Предшественники» в окне

«Сведения о задаче» для удаляемой связи указать тип связи (Нет). После закрытия окна связь исчезнет. Любая задача в MS Project имеет ограничения по времени выполнения. По умолчанию это «Как можно раньше». MS Project поддерживает следующие типы ограничений:

- Гибкие – Как можно раньше и Как можно позже. Наличие таких ограничений повышает гибкость времени выполнения задачи;

- Изменяемо-гибкие – Начало не ранее, Начало не позднее, Окончание не ранее и Окончание не позднее. Такие ограничения позволяют использовать при работе с ними временной интервал и допускают наличие вариантов времени выполнения;

- Негибкие – Фиксированное начало и Фиксированное окончание. Все остальные ограничения будут второстепенными по отношению к данным. Вне зависимости от взаимосвязей задач они должны выполняться с учетом фиксации дат начала/окончания.

Для изменения ограничений необходимо на вкладке «Дополнительно» окна

«Сведения о задаче» (рис.19) поменять «Тип ограничения» и «Дату ограничения». Также при установке даты начала или конца задачи в табличной части диаграммы Ганта тип ограничения также автоматически изменится на «Фиксированное начало/окончание».

Рисунок 19 – Сведения о задаче

В тех случаях, когда задача должна быть завершена к определенному сроку, но расписание менять нежелательно, используются напоминания о крайних сроках.


Такое напоминание не влияет на расписание проекта, при выполнении задачи после крайнего срока в столбце индикаторов появляется предупреждение. Для установки крайнего срока необходимо выбрать дату в поле «Крайний срок» вкладки

 

«Дополнительно» окна «Сведения о задаче». После этого в графической части диаграммы Ганта появится указатель крайнего срока (рис.20).

Рисунок 20 – Указатель крайнего срока

 

Также крайние сроки можно сразу ввести в столбец Крайний срок табличной части диаграммы Ганта. Для указания начала или завершения основных фаз проекта, либо для указания завершения назначений проекта могут использоваться вехи, специально выделяемые задачи, отображающие достижение промежуточных результатов проекта. Вехи также не влияют на расписание проекта, однако, как правило, они взаимосвязаны с другими задачами проекта. Простейшим способом создания вехи является ввод задачи нулевой длительности. Указатель вехи появляется на графической части диаграммы Ганта (рис.21).

Рисунок 21 – Указатель вехи

Для ввода вех ненулевой длительности, например, последней задачи, выполняемой на каждой фазе проекта, необходимо установить флажок «Пометить задачу как веху» на вкладке «Дополнительно» окна «Сведения о задаче», предварительно выделив желаемую задачу.

В случае если необходимо планировать задачу с учетом рабочего времени, отличного от принятого в календаре проекта или календаре ресурса, задаче назначается свой календарь. Для этого в окне «Сведения о задаче» на вкладке

«Дополнительно» заполняем поле «Календарь». После выбора календаря в поле индикаторов появляется индикатор календаря ).










Ресурсы

Выполнение любых задач обеспечивается тремя видами ресурсов – людьми, машинами и оборудованием. В программе MS Project все ресурсы делятся на две категории люди и оборудование относятся к трудовым ресурсам. За единицу измерения усилий, затраченных такими ресурсами при выполнении задачи, принято время. Материалы относятся к материальным ресурсам. Для них измеряемой величиной по отношению к выполняемым задачам является потребление ресурса, а единицей измерения- количество ресурса.

Для добавления ресурсов в проект необходимо выбрать представление листа ресурсов, для этого выбираем пункт Лист ресурсов в меню Вид (рис.22). В открывшейся таблице вводим название ресурса и выбираем его тип.

Рисунок 22 – Лист ресурсов

Для трудового ресурса необходимо указать максимальное количество доступных единиц. Ресурсам, работающим на полную ставку, присваивается 100%. Далее указываем стандартную ставку оплаты труда и сверхурочную (если есть). По умолчанию используется почасовая оплата, но можно указывать и месячную ставку. Также можно указать затраты на использование – дополнительные одноразовые затраты, применяемые при каждом назначении ресурса. Начисление затрат на ресурсы может осуществляться в конце или начале задаче или пропорционально ее выполнению. По умолчанию в качестве базового календаря применяется стандартный, однако в случае особых условий труда можно выбрать любой другой календарь или создать свой. В случае если максимум доступных единиц трудового ресурса будет изменяться по ходу выполнения проекта, необходимо настроить доступность ресурса. Для этого выделяем ресурс в «Листе Ресурсов» и нажимаем кнопку «Сведения о ресурсе» () на панели инструментов «Стандартная». В открывшемся окне (рис.23) таблицу доступности ресурса добавляем диапазоны дат и максимальное количество единиц ресурса в данном диапазоне.


Рисунок 23 – Сведения о ресурсе

Для материального ресурса заносится единица измерения материала и в качестве стандартной ставки используется стоимость за единицу измерения.

При вводе ресурсов можно использовать как конкретные, так и универсальные названия. Под универсальным ресурсом подразумевается ресурс, обозначающий определенную должность, ей могут соответствовать разные сотрудники. Конкретный ресурс относится к определенному сотруднику. По мере разработки проекта универсальные ресурсы заменяются конкретными.

К любому ресурсу можно добавить любую дополнительную информацию. Для этого необходимо, выделив ресурс в Листе ресурсов, нажать кнопку «Заметки ресурса» ) на панели инструментов «Стандартная». В области заметок можно внести свои комментарии или вставить любой файл данных.

Для назначения ресурсов перейдите в диаграмму Ганта и выделите задачу, на которую Вы хотите назначить ресурс. На панели инструментов Стандартная нажмите кнопку «Назначить ресурсы» ). В открывшемся окне «Назначение ресурсов» (рис.24) выберите ресурс, который вы хотите назначить и нажмите кнопку

«Назначить». После этого в столбце «Единицы» появится выделенный по умолчанию процент рабочего времени, равный либо максимальным единицам данного ресурса (максимум до 100%), либо 100% (максимум 100% или более). Процент может быть изменен на любой другой в пределах максимальных единиц ресурса. Для материальных ресурсов единицами являются количество ресурса. На одну задачу может быть назначено несколько ресурсов.


 

Рисунок 24 – Окно назначения ресурсов

Также через окно назначения вы можете снять ресурс с задачи (нажав кнопку

«Удалить»), заменить один ресурс на другой (кнопка «Заменить») или вывести график трудозатрат (кнопка «Графики»).

Для задач с фиксированным количеством ресурса и фиксированными трудозатратами добавление новых ресурсов снижает длительность. Если же задача имеет фиксированную длительность, то добавление новых ресурсов снижает количество единиц для каждого из назначенных ресурсов. Для тех случаев, когда добавление новых ресурсов не должно приводить к изменению длительности, отключают фиксированный объем работ в окне «Сведения о задаче» на вкладке

«Дополнительно».

При назначении ресурса задаче, рабочее время ресурса по умолчанию равномерно распределяется по всей длительности задачи. Форма распределения трудозатрат называется профилем загрузки. Для его изменения можно внести свои значения загрузки в табличную часть представления использования ресурса (пункт

«Использование ресурса» меню «Вид»). Также можно применить к назначению один из встроенных профилей загрузки. Для этого выбрав назначение, которому необходимо придать определенный профиль, нажимаем кнопку «Сведения о назначении». На вкладке «Общие» выбирается профиль загрузки из предложенного списка (рис.25).


Рисунок 25 – Изменение профиля загрузки






Порядок выполнения работы

1. Создайте новый проект на основе любого из локальных шаблонов или на основании собственной идеи по какому-либо проекту.

2. Заполните сведения о проекте и измените базовый календарь для проекта.

3. Включите в проект дополнительную документацию.

4. Внесите задачи проекта в табличную часть диаграммы Ганта и упорядочите их в соответствии с логикой проекта.

5. Установите длительность всех дочерних задач. После чего укажите зависимости и ограничения для них.

6. Настройте напоминания о крайних сроках.

7. Добавьте в проект трудовые и материальные ресурсы и настройте для них календари рабочего времени. После чего назначьте ресурсы задачам.

8. Представьте отчет о проделанной работе.

 

 

Контрольные вопросы

1. Зачем необходимы шаблоны проектов?

2. В чем разница между планированием проекта от даты начала или даты его окончания?

3. Как внести изменения в базовый календарь?

4. Как включить в проект проектную документацию?

5. Как отображаются задачи в диаграмме Ганта?

6. Какие существуют виды временных зависимостей задач?

7. Как взаимосвязаны календари проекта, ресурсов и задач?

8. Как изменить единицу измерения ресурса?

9. В чем разница между видами начисления затрат?

10. Как изменить календарь, чтобы трудовой ресурс был задействован в проекте один день через каждые два свободных?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: