Социометрический критерий (СК)

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).

Вариант опросного листа

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):____________________________________

1) Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:

_____________________________________________________________

а кого бы не включили:

_____________________________________________________________

2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:

_____________________________________________________________

а с кем бы не хотели:

_____________________________________________________________

6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.

Вариант

N

пп

Кто

выбирает

Кого

выбирают

Потребность в

общении

ФИО

 1  2  3  4  5  6  7  8 Кп+ Кп- Ист
1

А

* - + +   - +   3 2 0,14
 2

Б

+ *     +   - - 2 2 0
 3

В

+ - * + +   + + 5 1 0,57
 4

Г

  - - * + - +   2 3 -0,1
 5

Д

+       *   -   1 1 0
 6

Е

+   +     * + + 4 0 0,57
 7

Ж

+ + -   - + * - 3 3 0
 8

З

+ -   - + -   * 2 3 -0,1

Социометрический статус

Кп+ 6 1 2 2 4 1 4 2      
Кп- 0 4 2 1 1 3 2 2      
Ист 0,9 -0,4 0 0,1 0,4 -0,3 0,3 0      
                           

 

7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “ Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

 

односторонний положительный выбор;

взаимный положительный выбор;

односторонний отрицательный выбор;

 взаимный отрицательный выбор;

 

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:

а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию

В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:

б) индекс потребности в общении ( ) – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

В качестве примера определим  члена коллектива “А”:

в) индекс психологической совместимости( ):

К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы ( ) – определяет степень ее группового единства:

б) индекс психологической разобщенности группы ( ) – определяется как степень групповой разобщенности.

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:

1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).

3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.

4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ( )


Приложение 3 [5] [1]. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: