Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

Финансовая политика охватывает следующие мероприятия:

Ø Разработка общей концепции финансовой политики, определение и направление целей и задач;

Ø Создание соответствующего финансового механизма;

Ø Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1. Обеспечить условия по формированию максимально возможных финансовых ресурсов.

2. Установить рациональное, с точки зрения государства, распределение и использование финансовых ресурсов.

3. Регулировать и стимулировать экономически и социальные процессы финансовыми методами.

4. Разработать финансовый механизм и развивать его в соответствии с изменяющимися условиями.

5. Создать эффективную и деловую систему управления финансами

Вывод: Финансовая политика – это часть экономической политики государства. В не конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов.

При разработке финансовой политики следует учитывать особенности исторического развития общества, внутреннюю и международную обстановку, но должны учитываться особенности новых тенденций развития других стран.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики, определенными особенностями текущего этапа развития экономики социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп, а также господствующими теоретическими концепциями.

Исторически сложились 3 типа финансовой политики:

Ø Классическая,

Ø Регулирующая,

Ø Планово – директивная.

Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов. Отсюда следует ограничение государственных расходов, налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджетов, которые в основном сводились к расходам на военные цели, обслуживание государственного долга. Существовали в основном косвенные и имущественные налоги, которые были простыми и эффективными с точки зрения из взымания. Система управления сводилась к 1-му учреждению – Минфину.

Но в итоге, в период мирового экономического кризиса 20 века, данная политика показала свою несостоятельность, так как рынок не мог обеспечить всех регулятивных процессов и не мог справиться с экономическим кризисом

Регулирующая финансовая политика Она основана на трудах экономиста Джона Кейнса и его последователей. Суть этой политики заключается в следующем: вмешательство в регулирование экономикой. Основной инструмент вмешательство государства в экономику – государственные расходы. Изменяется система налогов, вводится подоходный налог с прогрессивными ставками. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, это позволяет сбалансировать бюджет. Большое внимание уделяется государственному кредиту. Вместо одного органа управления создаются несколько самостоятельных (комитет по налогам, по управлению государственным долгом, службы планирования бюджета и т.д.)Данная политика показала свою эффективность в западных странах в 30-60 е годы 20 века, она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.

Планово – директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно – командную систему управления экономикой. Она основана на государственной собственности. Плановая систем осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель политики – обеспечении максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствие с основными направлениями Госплана. Такая политика имела место в период СССР. Для ее целей был построен финансовый механизм, который создавал инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствие с Госпланом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государства, у населения, у органов местного самоуправления. Расходы в первую очередь направлялись на военные нужды, оборону. Социальные нужды финансировались слабо. Управление финансами осуществлялось из единого центра - МФ, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма. Данная политика показала свою эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов. Использование такой политики привело к отрицательным последствиям: снижение эффективности производства, замедление развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства. Такая политика проводилась во всех социальных странах.

В настоящее время в РФ стоят следующие задачи финансовой политики:

a) Повышать эффективность финансового регулирования (совершенствование рынка труда, внешней торговли и т.д.);

b) Товарно – обеспечить рубль

c) Прекратить отток капитала за рубеж

d) Обеспечить сбалансированность бюджета

e) Совершенствовать налоговую политику

Микроуровень (отдел финансового менеджмента, бухгалтерия)
Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления.

Управление
Субъект управления
Объект управления (финансовые отношения)
Макроуровень (государственные и органы власти и органы МСУ)


Объектом управления выступают финансовые отношения.

Субъектами управления являются органы власти, МСУ, хозяйствующие субъекты.

На макроуровне органами управления выступают МФ РФ, казначейские, налоговые таможенные органы.

На микроуровне органами управления выступают органы бухгалтерского учета и отчетности, отдел финансового менеджмента.

Органы управления финансами

МФ РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной, налоговой политики.

МФ РФ образовано Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329 «О МФ РФ»

Структурными подразделениями МФ РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности (12):

? административный;

? бюджетной политики

? бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

? бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

? межбюджетных отношений;

? международных финансовых отношений;

? государственного долга и государственных финансовых активов;

? налоговой и таможенно – тарифной политики;

? регулирования государственного финансового контроля;

? аудиторской деятельности и бухгалтерского учета;

? финансовой политики;

? правовой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: