A) Результативность контроля

B) Четкость и логичность предъявляемых ревизором требований

C) Неподкупность субъектов контроля

D) Обоснованность и доказанность информации

E) Гласность

F) Компетентность

G) Независимость

H) Предупреждения вероятных финансовых нарушений

I) Презумпция невиновности подозреваемых лиц (лица считаются невиновными, пока их вина не будет доказана)

J) Согласованность действий различных контролирующих органов

1. Мировое сообщество выделяет 2 модели финансового контроля:

Ø Англосаксонская, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проведении ревизии, вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы.

Ø Французская, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции, им дано право определять степень виновности, а также требовать возмещение ущерба

Существуют следующие формы финансового контроля:

1. По регламенту осуществления:

Ø Обязательный (внешний),

Ø Инициативный (внутренний).

2. По времени проведения:

Ø Предварительный – контроль проводится на стадии планирования и принятия решений и осуществляется до совершения хозяйственных операций с целью предупреждения незаконного, нецелесообразного и неэкономного использования средств.

Ø Текущий – контроль предполагает регулярные проверки и осуществляется в ходе совершения хозяйственных операций, также с целью предупреждения нарушений.

Ø Последующий – контроль после совершения хозяйственных операций (ревизия финансово-хозяйственной деятельности). Он призван выявить нерациональное или незаконное использование финансовых ресурсов. Цель его – возмещение нанесенного ущерба, привлечение к ответственности виновных и создание условий, не допускающих подобных явлений в дальнейшем.

3. По субъектам контроля:

Ø Президентский;

Ø Внутрифирменный;

Ø Ведомственный;

Ø Аудиторский.

4. По объектам контроля:

Ø Бюджетный;

Ø Налоговый;

Ø Валютный;

Ø Страховой;

Ø Инвестиционный;

Ø Контроль за денежной массой.

Различают следующие методы финансового контроля:

? Проверка – это метод финансового контроля, при котором на основе отчетной документации рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения нарушений.

? Обследование охватывает более широкий круг финансово – экономических показателей для определения финансового состояния хозяйствующих субъектов и возможных перспектив развития.

? Надзор – это метод финансового контроля, осуществляющийся контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид хозяйственной деятельности и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов.

Например, надзор ЦБ над деятельностью коммерческих банков

? Анализ ФХД – предполагает детальное изучение периодической или годовой бухгалтерской отчетности, чтобы оценить результаты финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования

? Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента

? Ревизия – это глубокий и всеобъемлющий метод контроля, полное обследование финансово – хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

 Государственный финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

F ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

F несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

F недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению – включая стадии планирования, формирования, распределения и использования государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Виды государственного финансового контроля:

v Президентский контроль, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания приказов по финансовым вопросам, подписание федеральных законов, назначение и освобождение от должности Министра финансов.

v     Контроль законодательных органов власти, особое место в этом контроле принадлежит Счетной Палате – это независимый от Правительства, постоянно действующий орган, который выполняет следующие функции:

Y Организует контроль исполнения ФБ и ВБФ;

Y Подготавливает предложений по устранению обнаруженных нарушений;

Y Оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и другие задачи.

v Контроль органов исполнительной власти – это работа Правительства, которое контролирует процесс разработки и исполнения ФБ, осуществление политики в области финансов, денег, кредита.

v Ведомственный контроль – это контроль со стороны Министерств, ведомств за органами, входящими в состав данного Министерства. Осн. Цель такого контроля – проверка соблюдения законодательства и финансовой дисциплины.

К негосударственным видам контроля относятся:

1. Внутрифирменный – это контроль, который осуществляется службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом. Цель внутреннего контроля – это проверка эффективности и целесообразности денежных затрат, анализ и сопоставление фактических финансовых результатов и контроль за финансовым состоянием предприятия

2. Аудиторский – это новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 80 –х годов. Его появление обусловлено появлением на рынке различных коммерческих структур, резко возросли требования общества к финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния. Аудиторский контроль осуществляется в соответствие с ФЗ «Об аудиторской деятельности».

!!!Но некоторые организации подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

v Кредитные организации;

v Страховые организации;

v Государственные ВБФ;

v Товарные биржи и т.д.

1) Проверка достоверности отчетов и в первую очередь бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости организаций;

2) Консультирование по вопросам банковского, налогового и финансового законодательства;

3) Составление письменного заключения о проведенной проверке;

4) Предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности;

5) Постановка, восстановление и ведение бух. учета;

6) Контроль за соблюдением указов, уставов, законов, указаний, инструкций, регламентирующих работу данной организации;

7) Предотвращение фактов нарушений финансовой дисциплины;

8) Несет материальную ответственность;

9) Должна иметь лицензию, знать иностранный язык, уметь работать на персональном компьютере.

Аудиторское заключение может быть следующих видов:

? Положительное – в этом случае не было выявлено нарушений в процессе проверки или же нарушения были незначительны.

? С оговорками – в этом случае были выявлены замечания

? Отрицательное – имеют место существенные замечания в ФХД

? Отказ от дачи заключения – если было предъявлено достаточно полной информации или если информация заведомо - ложная

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: