Задачи тренировочных занятий

При организации и планировании тренировочного процесса тренеру необходимо четко сформулировать,нарешение каких практических, «деятельностных» задач направлена тренировочная работа, и как правильно её спланировать. На практике, проблема выбора и конструирования тренировочных задач осуществляется тремя способами:

- исходя из программы обучения (подготовки), и привнесенными в неё нормативными требованиями по уровню развития ряда качеств в соответствующей половозрастной группе;

- исходя из необходимости развития отстающих (по каким либо причинам) физических качеств, и доведения их до нормы (физиологической или статистической):

- исходя из необходимости формирования двигательного навыка, характерного для какой-либо спортивной деятельности, обеспечивающего эффективность этой деятельности.

Опытный и грамотный тренер-педагог всегда найдет возможность перевести задачу тренировочного занятия из абстрактной плоскости в наглядно-образную. В любом случае, необходимым условием усвоения предлагаемой информации будут служить следующие педагогические задания:

- Описание вида деятельности, в рамках которой происходит осуществление, проявление предлагаемых к усвоению: двигательных действий;

- Описание практических задач, решаемых с использованием, изучаемого набора двигательных действий и двигательных операций. Ведь каждая практическая задача решается разнообразным, но конечным набором (операционным составом) определенным образом связанных, двигательных действий;

- Описание структуры, сложно организованных, двигательных действий, обеспечивающих конкретный вид (спортивной или иной) деятельности;

- Описание физических качеств (в их единстве), необходимых и достаточных, для качественной реализации усвоенного действия;

- Структура теоретических и практических средств и методов, обеспечивающих формирование потребного двигательного действия, операционный состав действий, алгоритмы их воспроизводства и т.д.

Например, на Олимпиаде-80 в Москве один из лучших тренеров по плаванию того периода А.Войцеховский для конкретизации задач тренировочных занятий проделал следующую работу.По его заданию группа специалистов провела анализ киносъемок заплыва на различные дистанции победителей мировых первенств: все элементы в виде отдельных двигательных действий, целиком составляющих процесс заплыва (прыжок со старта; отдельные составляющие гребка, переворот в конце бассейна и т.д.). Рассматривались: структура отдельного двигательного действия; время развертывания отдельных его элементов; скорость преодоления отдельных отрезков дистанции.В дальнейшем сравнивалось характеристики выполнения отдельных целостных действий лучших представителей плавания и спортсменов, не достигших еще двигательного совершенства. И вот эти структурные, двигательные, пространственно-скоростные и т.д. несоответствия и сталипредметом и задачами тренировочных занятий для наших спортсменов.

В таком случае, предметом анализа и усвоения могут служить:

а)базовые однозвенные движения и их комбинации, составляющие ядро всех форм двигательной деятельности человека;

б)структура двигательного действия, обеспечивающая минимальное взаимодействие с окружающей средой.

 

 

Контрольные вопросы:

 

Литература:

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.ФиС, 1987.

2.Винер Н. «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». - М.: «Сов. Радио», 1968.

3.Гожин В.В. «Вариативность и двигательная одаренность в спорте», - М.: «МНПИ», 1998.

4.Данилов К.Ю.Тренировкабатутиста. – М.: ФиС, 1983.

5.Донской Д.Д.«Законы движений в спорте». - М.: «ФиС», 1968.

6.Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. – М.: «ФиС», 1969/.

частности, повышение его работоспособности», [с.8].

7.Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. – М.: ФиС, 1969.

8.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. /Основы теории и методики воспитания. 3–е изд. – М.: Советский спорт, 2009, - 200 с.

9.Каргин Н.Н. Системология: теория, методология, практика. Часть 1. Монография. – М.: МГУС, 2007, 243с.

10.Каргин Н.Н. Инновации в социальных и педагогических процессах. /Монография. – М.: ФИРО, 2008, 478 с.

10.Каргин Н.Н. и др. Физическая культура как предмет образовательного процесса. Журнал ФК: воспитание, образование, тренировка, №3, 2009, с.10-15.

11.Каргин Н.Н. Общая теория систем и физическая культура. Журнал, Образовательная политика, №10, 2007, с. 23-29.

12. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов ФК /Из. 2-е. Под редакцией Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова/– М.: «ФиС», 1976.

13.Очерки по теории физической культуры. Труды ученых соц. Стран. Под редакцией Л.П.Матвеева. – М.: «ФиС», 1984.

14.Матвеев Л.П., З.А.Гасанова.Проверка одной гипотезы и комментарий к ней в аспекте теории и практики спорта.– ТПФК №5, 2001, с.2-11.

15.Николаев Ю.М.Общая теория и методология физической культуры как отражение потребностей в модернизации физкультурного образования.– ТПФК №7, 2004, с.2-10.

16.Современная система спортивной подготовки. / Под редакцией Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина. – М.: ФИС, 1995.

 

Тесты оценки состояния знаний по теме №6 «Теория и методика физического воспитания»

 

1. Вопрос.Объект ТФВ, выберите правильное значение: общество, индивид, система воспитания личности.

Правильный ответ - система воспитания личности.

2. Вопрос. Предмет ТФВ, выберите правильное значение: социальные процессы, психические процессы, закономерности формирования качеств и навыков.

Правильный ответ -общие закономерности формирования двигательных навыков и «физических» качеств индивида.

3. Вопрос. Цели ТМФВ, выберите правильное значение: создание здорового общества, механизм формирования здорового образа жизни, модель человека потребного будущего.

Правильный ответ – обосновать и создать структуру: целей, средств и методов или социальный механизм формирования здорового образа жизни общества.

4. Вопрос. Задачи ТМФВ, выберите правильные значения: достижение максимальных физических возможностей, человека,технологии формирования здорового человека, достижение максимальных проявлений двигательной активности человека.

Правильный ответ - технологии формирования здорового человека.

5. Вопрос. Выберите и отметьте основные три принципа ФВ: принцип оптимальности развития; принцип гуманизма в воспитании; принцип – делай как я; принцип делай – лучше, чем я; принцип всестороннего гармонического развития личности;- принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой; - принцип оздоровительной направленности физического воспитания; принцип меньше, да лучше; принцип необходимого, но достаточного.

Правильный ответ - принцип всестороннего гармонического развития личности;- принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой; - принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

6. Вопрос. Выберите и отметьте основнойпостулат - закон ТФВ, обеспечивающий саму возможность изменять состояния организма: нагрузка, развивающая аэробные возможности организма, должна быть выше критической и на уровне 75-85% от максимальной; прирост функциональный возможностей происходит только при правильном сочетании интервалов между работой и отдыхом;наличие механизма сверхвосстановления организма; наличиетрех фаз реагирования организма после целенаправленной физической нагрузки: изменение; стабилизация; закрепление развития.

Правильный ответ - наличие механизма сверхвосстановления организма, при условииправильного расчета физической, двигательной нагрузки – «квант нагрузки(закон Вейгерта).

7. Вопрос. Выберите и отметьте основное из нескольких, средство физического воспитания: упражнение, физическая нагрузка, тренировка.

Правильный ответ – дозированнаяфизическая нагрузка.

8. Вопрос. Выберите и отметьте, какие из качеств силы, быстроты, выносливости иловкости отражают следующие факторы: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений.

Правильный ответ – быстрота.

9. Вопрос. Выберите и отметьте, один из трех способов создания максимальных силовых напряжений: метод повторного поднимания непредельного веса, до «отказа»; поднимание предельного веса; поднимание непредельного веса с максимальной быстротой, для формирования силовой выносливости теннисиста.

Правильный ответ -поднимание непредельного веса с максимальной быстротой.

10. Вопрос.Выберите и отметьте, к каким понятиям и категориям в перечне терминов используемых для характеристики системы физического воспитания относится планирование: средство, технология, метод, форма.

Правильный ответ – планирование метод управления процессом физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: