Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдаче информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.[1]
Для системы характерны следующие основные свойства:
· сложность -зависит от множества входящих в систему компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей;
· делимость - означает, что система состоит из ряда подсистем, элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам;
· целостность -означает, что функционирование всех частей элементов системы подчинено единой цели;
· многообразие элементов и различие их природы, связаны с их функциональной специфичностью и автономностью;
· структурированность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
Система управления - система, реализующую функции управления, под которой понимается вид целенаправленной деятельности, обеспечивающий согласованность всех выполняемых работ для достижения определенного результата.
|
|
Важнейшими задачами этой системы являются: прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.
Классификация ИС по различным признакам
Основными классификационными признаками ИС являются:
1) Уровень в системе государственного управления:
· ИС федерального назначения;
· Территориальные (региональные) ИС;
· Муниципальные ИС.
2) Область функционирования экономического объекта:
· ИС промышленности,
· ИС сельского хозяйства,
· ИС транспорта, ИС связи,
· ИС торговли и др.
3) Виды процессов управления:
· ИС управления технологическими процессами;
· ИС управления организационно-технологическим процессами;
· ИС организационного управления;
· Интегрированные ИС;
· Корпоративные ИС;
· ИС научных исследований;
· Обучающие ИС.
4) Степень автоматизации информационных процессов:
· Ручные ИС;
· Автоматизированные ИС;
· Автоматические ИС.
Подсистема информационного обеспечения является одной из важнейших и включает всю совокупность информации, циркулирующей на объекте, и отражает процессы ее сбора, преобразования и использования, а также служит основой связи объекта с внешней средой.
Подсистема технического обеспечения включает комплекс технических средств (КТС), техническую документацию, методические и руководящие материалы по использованию КТС. Основой этой подсистемы является комплекс технических средств, обеспечивающих сбор, регистрацию, передачу, арифметическую и логическую обработку, накопление, хранение и выдачу информации пользователю ИС. Центральным элементом КТС является компьютер.
|
|
Подсистема программного обеспечения включает все многообразие типовых и стандартных программ и процедур, пакетов прикладных программ (ППП), реализующих решение задач на компьютере для всех функциональных подсистем ИС.
Технологическое обеспечение - совокупность проектных решений, определяющих технологию обработки информации на всех технологических этапах: сбора и регистрации первичной информации; подготовки и контроля файлов и баз данных; передачи информации; арифметической и логической обработки; накопления и хранения; выпуска выходных документов.
Современные бухгалтерские ИС способны не только решать задачи бухгалтерского и налогового учета, но и создавать различные формы внутренней и внешней отчетности, в полном соответствии с требованиями законодательства.
Любая бухгалтерская информационная система должна обеспечивать:
- введение информации и получение итогов по счетам, субсчетам и объектам аналитического учета: товарам, материалам, основным средствам, организациям, сотрудникам и т.д.
- учет в денежном и натуральном выражении
- ручной и автоматический ввод проводок
- получение основных итогов в «реальном времени» (сразу после ввода информации)
- возможность настройки произвольных первичных документов и форм отчетности.
Тема 2: С пециализированные справочные системы
1.1. Понятие и сущность специализированных справочных систем
1.2. Коммерческие СПС
1.3. Государственные СПС
Специализированные справочные системы - это полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой специалистам информации. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных отраслях производства и экономики.
Системы формируются по отраслевому или профессиональному принципу, и каждая из систем имеет определенную тематическую направленность. В основу всех систем положены разделы, содержащие правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и узкоотраслевые ведомственные акты. Комплектование этих разделов осуществляется при участии специалистов, ведомств и наиболее авторитетных организаций в соответствующей отрасли. Наибольший интерес для специалистов представляют разделы нормативных документов, определяющих организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет пользователю выбрать только необходимую в работе информацию. Электронные тексты отдельных документов из других разделов или тематических блоков пользователи могут получить по специальному запросу. Важное значение отводится комплектованию разделов справочной и аналитической информации. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов.
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности справочно-правовой системы (СПС). Чем большим количеством документов располагает аудитор, тем выше вероятность нахождения в любой момент времени необходимой информации.
|
|
Экспертные системы ориентированы на бухгалтеров, аудиторов, юристов и руководителей предприятий, а также на других специалистов, работа которых связана с принятием решений и проверкой их соответствия действующим правовым нормам. Основное отличие экспертной системы от обычных СПС состоит в следующем:
База знаний системы, формируемая авторитетными экспертами, ориентирована на поиск знаний для принятия решений, а не просто на поиск правовых документов.
Оригинальный механизм поиска позволяет пользователю формировать новые знания по изучаемому вопросу на основе постоянно актуализируемых экспертами знаний о предметной области, содержащихся в системе.
На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем, к основным из них можно отнести следующие:
1.2. Коммерческие системы:
«КонсультантПлюс» - имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из федеральной, региональной и местной баз данных;
«Гарант» - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента и которая состоит из одной объединённой базы;
«Кодекс» - большое количество нормативно-технических документов (ГОСТов, СНиПов, РД и т.д.) и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;
«Референт» - уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ, Москвы и МО по всем отраслям права — самая молодая система в данном классе (первый релиз вышел в 1995 г.), что определяет как ее достоинства (подход к разработке, современный интерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшое количество материалов региональных арбитражных судов, по сравнению с аналогами).
|
|
1.3. Государственные системы:
НТЦ «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР, Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Доктрины Российской Федерации;
ИПС «Закон» - информационно-правовая система Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющаяся основным источником поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе;
БД НЦПИ (научного центра правовой информации) Минюста России – база данных, основанная на сборе и обработке правовой информации, их обновлении и поддержании в контрольном состоянии. Хранящаяся в НЦПИ информация предоставляется на основе договора органам государственной власти, юридическим и физическим лицам.
В соответствии с вышеуказанным перечнем справочно-правовых систем рассмотрим более подробно их назначение, гибкие возможности и области целесообразного применения аудитором в своей профессиональной деятельности.