Модели оценки, базирующиеся на анализе мультипликаторов

Мультипликаторы являются инструментами фундаментального анализа и направлены на определение стоимости той или иной компании относительно своих аналогов в той же отрасли экономики. Существует множество мультипликаторов, основными из них являются:

P/E(PricetoEarnings) – отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акции (рыночной капитализации к годовой чистой прибыли)

Коэффициент цена/прибыль является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании (<= 5), больши́е – о переоценённости (>5).

P/S (PricetoSales) – отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию

Коэффициент цена / выручка является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. В качестве предпосылки допускается однородная отрасль, где разумные инвесторы ожидают, что выручка последовательно создает соответствующие объёмы прибыли или денежного потока. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании, больши́е — о переоценённости. Существенным преимуществом P/R (он же P/S) является то, что он не принимает отрицательных значений, как коэффициентP/E, а также более устойчив к субъективным факторам и злоупотреблениям менеджмента компаний.

P/B (PricetoBook) – отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию

Коэффициент P/B обычно используется для сравнения банков, по причине того, что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/B коэффициент не предоставляет никакой информации о способности компании приносить прибыль акционерам, однако этот коэффициент даёт инвестору представление о том, не переплачивает ли он за то, что останется от компании в случае её немедленного банкротства.

P/B < 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании)

P/B > 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании)

EV (Enterprisevalue) – «справедливая», или рыночная оценка компании. Определяется как рыночная капитализация + краткосрочный долг + долгосрочный долг – наличные и эквивалент.

EBITDA – прибыль до выплаты процентов, налогов, не денежных расходов и амортизации.

EV/EBITDA – применяется для сопоставления компаний, работающих в разных системах учета и налогообложения. Показывает, как рынок оценивает единицу прибыли компании.

Долг/EBITDA – отношение общего долга компании (краткосрочный + долгосрочный) к показателю EBITDA

EPS (EarningsperShare) – чистая прибыль на одну обыкновенную акцию.

ROE (ReturnoncommonEquity) – доходность акционерного капитала в процентах годовых. Отношение чистой прибыли за год в величине капитала, принадлежащего владельцам обыкновенных акций.

Что еще стоит знать о мультипликаторах так это то, что их следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, т.к. в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности, либо других свойств, в разных отраслях, из-за специфики, показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.

Рассмотрим подробнее коэффициент P/E (цена/чистая прибыль) – это, пожалуй, самый популярный мультипликатор, который используется для оценки акций.

Инвестиционный мультипликатор P/E показывает, за сколько годовых прибылей инвесторы покупают компанию.

Обратный коэффициент Цена/прибыль является показателем доходности акции (earningsyield, Earningspershare/pricepershare). Например, если P/E бумаги равен 11х, то тогда доходность акции на бирже составляет 9% (= 1/11).

По биржевым индексам также рассчитывается P/E, и инвестор может сопоставить доходность акции и рынка и понять, как оценивается бумага против индекса – дешевле, дороже или на уровне рынка.

По американскому индексу S&P 500 считается отдельно мультипликатор Shiller P/E – средний P/E индекса за 10 лет, скорректированный на инфляцию.

Как рассчитать мультипликатор P/E:

P/E = цена за акцию/прибыль на акцию или

P/E = Рыночная капитализация/чистая прибыль

Есть два вида P/E – фактический и прогнозный.

Фактический P/E считают по прибыли за последние 4 квартала. В аналитических исследованиях обозначается как P/E TTM (trailingtwelvemonths) или P/E LTM (last twelve months).

В аналитике также встречается прогнозный P/E, когда учитывается прогнозная прибыль за будущие 4 квартала (обозначается как P/E NTM (next twelve months)) или полный год, например, за весь 2015 год (обозначается как P/E 2015E).

Прогнозный P/E предпочтителен, поскольку именно ожидания по прибыли определяют движение курса на бирже акций. Когда прогнозный P/E доступен, то лучше использовать его.

Если прогнозный коэффициент P/E ниже, чем фактический, то значит инвесторы ожидают роста прибыли компании.

Пример расчета P/E TTM на примере акций Apple:

· Прибыль на 1 акцию (EPS, earningspershare) за последние 4 квартала = $8,06

· Текущая цена за акцию = $126,40

· P/E = 15,7

Пример расчета P/E 2015E:

· Прогнозная прибыль на 1 акцию на 2015 год = $9,01

· Текущая цена за акцию = $126,40

· P/E = 14

Плюсы мультипликатора P/E:

· Весьма распространен в аналитике, и его значение легко найти по интересующей компании и ее конкурентам

· В расчетах коэффициента P/E используется чистая прибыль компании, которая является основным драйвером курса акций

Минусы мультипликатора P/E:

· Не применяется, когда у компании убыток. Либо, когда прибыль слишком мала, то применение мультипликатора P/E ограничено

· Чистой прибылью можно бухгалтерски манипулировать. Чистая прибыль может включать в себя одноразовые доходы/расходы, неоперационные доходы/расходы, которые, в свою очередь, искажают анализ, а инвестора интересуют в первую очередь результаты от текущей деятельности

Значение мультипликатора по отдельной компании сравнивается чаще всего со средним по отрасли или выбранным аналогам. Впрочем, если значение коэффициента P/E ниже среднеотраслевого, то это не всегда будет означать, что акции недооценены.

Зачастую низкие значения мультипликаторов полностью оправданы финансовым состоянием компании. Кроме этого, P/E может зависеть от стиля инвестирования – для акций роста (growthstocks) характерны высокие значения мультипликаторов, а для стоимостных акций (valuestocks) – низкие значения.

Значение мультипликатора P/E положительно зависит от:

· Нормы дивидендных выплат

· Темпов роста прибыли компании, и соответственно дивидендов

Значение мультипликатора P/E отрицательно зависит от:

· Рисков – чем выше риски (рыночные и финансовые), тем ниже должен быть P/E, чтобы компенсировать инвесторам риски

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: