Виды подготовки легкоатлета

Подготовка легкоатлета — это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку.

Физическая подготовка.

Развитие основных физических качеств легкоатлета осуществля­ется путем общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).

Цель ОФП — гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, или, как говорят, функ­циональных возможностей организма в целом. Это достигается при­менением в тренировке самых разнообразных физических упражне­ний и видов спорта, таких, как гимнастика, плавание, лыжи, акроба­тика, спортивные игры и др. Исключительно важное значение имеет общая разносторонняя физическая подготовка. Необходимость ее диктуется не только требованиями гармонического развития, но и чисто спортивными интересами. Ведь в большинстве случаев до 15 - 16 лет, а то и до более позднего возраста невозможно точно опреде­лить, в каком виде легкой атлетики будет иметь успех тот или иной начинающий спортсмен. Первым этапом ОФП будет выполнение нор­мативов комплекса ГТО, соответствующих данному возрасту.

Цель СФП — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредствен­но обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде. Для каждого вида легкой атлетики СФП будет различной. Упражнения по своей структуре и характеру должны быть близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых спортсмен собирается соревноваться. Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распре­деление их во времени зависят от пола, возраста, степени подготов­ленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить ОФП и лишь по мере их спортивного роста постепенно повы­шать удельный вес СФП.

Быстрота необходима в той или иной степени во всех видах легкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упраж­нений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а так­же хорошей координацией движений. Именно за счет совершенство­вания этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются раз­личных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. Это следует учитывать при выборе специализации юного спортсмена.

Для развития быстроты применяются упражнения с большой час­тотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилия­ми, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также неко­торые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются об­легченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрыв­ных усилий.

Когда наступает стабилизация в уровне развитии быстроты, спортсмены не только используют специальные упражнения в облег­ченных условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовки. Ее проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выпол­няют в большем количестве и с большей интенсивностью. После такой подготовки спортсмен вновь переходит к специальной подго­товке, имея улучшенную базу. Это позволяет ему преодолеть так на­зываемый скоростной барьер и улучшить результаты в избранном виде легкой атлетики.

Выносливость, как и быстрота,— важнейшее качество, необхо­димое для любого легкоатлетического упражнения. Различают об­щую и специальную выносливость. Общая выносливость определяется способностью человека длительно выполнять работу малой и умеренной интенсивности. Такой работой может быть мед­ленный бег, ходьба по пересеченной местности, многократное под­нимание небольших тяжестей и т. д. Специальная вынос­ливость — это способность выполнять специфическую работу без снижения ее эффективности в заданное время.

Как общая, так и специальная выносливость легкоатлета оп­ределяется его способностью бороться с утомлением. Утомление — результат не только мышечной работы, но и умственных напря­жений, переживаний. Все это должно учитываться в учебно-трени­ровочном процессе.

Основные средства повышения общей выносливости легкоатле­та — длительный бег с умеренной скоростью, ходьба на лыжах, марш-бросок. Развитие общей выносливости осуществляется преиму­щественно в подготовительном периоде. Так, например, объем бега с умеренной скоростью у современных легкоатлетов на средние и длинные дистанции в подготовительном периоде может достигать 120—160 км в неделю.

Средствами повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется, и упраж­нения, близкие по своему характеру к избранному виду легкой атле­тики. Для спринтера специальная выносливость, т. е. способность удерживать скорость на всей дистанции, достигается однократным или повторным пробеганием различных коротких отрезков, вплоть до 400 м и более.

Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного перио­да, поддерживается постоянной во время соревнования и снижается в переходном периоде. В подготовительном периоде постепенно уве­личивают объем специальных упражнений на выносливость, а затем и их интенсивность.

Техническая подготовка

Спортивная техника — это способ выполнения изучаемого упраж­нения. Она определяется не только внешней формой движений, но и внутренним их содержанием — переходом к мгновенному расслаб­лению, когда это возможно и необходимо, правильным ритмом эле­ментов движений в целостном упражнении, максимальной концен­трацией усилий в нужный момент и т. п.

В основе овладения техникой лежит образование сложных условно-рефлекторных связей в коре головного мозга, поэтому изучаемые упражнения должны повторяться многократно. По мере повторения участие сознания в действиях обучаемого становится все меньшим и меньшим: образуется так называемый динамический стереотип, при котором происходит почти полная автоматизация движении. Однако сознание присутствует во всех случаях, и его роль особенно важна в технически сложных видах легкой атлетики. Не случайно в практике спорта широко распространен прием мысленного представления по­следовательности и характера действий того или иного сложного упражнения до начала его выполнения.

При обучении технике легкоатлетических упражнений исполь­зуется ряд методических приемов, смысл которых сводится к облег­чению условий выполнения данного упражнения. К таким приемам относятся облегчение внешних условий, замедленное выполнение упражнения, использование зрительных и звуковых ориентиров, не­посредственная физическая помощь учителя (тренера).

Использование слуховых и зрительных ориентиров возможно и в других видах легкой атлетики. В беге — это разметка дорожки для прямолинейного бега или для выработки нужной длины шага, в барьерном беге — для точного подхода к барьеру между барьера­ми, в прыжках и метаниях — для определения направления оттал­кивания спортсмена и угла вылета снаряда. Такими ориентирами могут служить какие-либо предметы или знаки, в направлении кото­рых прыгун стремится вытолкнуться, а метатель — направить сна­ряд. В частности, это может быть натянутая на определенной высоте и на определенном расстоянии веревка или проволока и т. п.

Наряду с облегченными условиями изучения техники, особенно при ее совершенствовании, нередко используются и усложненные ус­ловия, которые способствуют повышению уровня физической подго­товленности. У легкоатлетов, например, это бег по песку или глубокому снегу, который повышает эффективность отталкивания вследствие более активного включения в работу мышц стопы. Применяется также бег в гору и бег с отягощением. Использование отягощений практикуется и у прыгунов. В метаниях используются утяжеленные снаряды.

Тактическая подготовка

Тактика легкоатлета — это способ ведения спортивной борьбы на соревнованиях. Выбор той или иной тактики зависит в первую очередь от той цели, которую поставил перед собой спортсмен в дан­ном соревновании, затем от уровня физической и волевой подготов­ленности, от состава участников соревнований, метеорологических условий, в которых проходят соревнования, и от других причин.

Борьба между участниками соревнований по ходьбе и бегу — непосредственная, в соревнованиях по прыжкам и метаниям — кос­венная. Естественно, вариантов тактики у скороходов и бегунов зна­чительно больше, чем у прыгунов и метателей. В прыжках и метаниях, тактика сводится в основном к психологическому воздействию на соперников и к способности самому не поддаваться такому воздейст­вию с их стороны.

Тактика в беге гораздо разнообразнее. Бегун может использо­вать тактику лидирования, преследования, изматывающих рывков во время лидирования, ускорений или, наоборот, замедленный бег на виражах, неожиданный бросок перед финишем (спурт) и т.п. Во всех случаях следует знать своих соперников, их слабые и сильные стороны.

Лучшие уроки тактики спортсмен получает в процессе самого соревнования. Поэтому совместно с тренером он должен тщательно изучать и анализировать тактику соперников, ход любого соревно­вания, определять, какие факторы способствуют успеху, какие при­водят к неудаче.

Морально-волевая подготовка

С первых же дней обучения и тренировки начинается процесс воспитания спортсменов. Задача учителя (тренера) — создать из группы занимающихся единый коллектив, который будет способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга, скромности, требовательности к себе и к товарищам, ува­жения к славным традициям советского спорта. Руководителю важ­но изучить опыт передовых коллективов, знакомить учащихся с ос­новными этапами развития советского спорта, с биографиями выдаю­щихся спортсменов.

Только обладая необходимыми волевыми качествами, трудолю­бием, настойчивостью, спортсмен может достичь высоких результа­тов. Неожиданное для спортсмена введение дополнительных зада­ний, постановка сверхтрудных (но посильных) задач, требующих длительной напряженной работы, поможет воспитать у юного легкоатлета трудолюбие, желание как можно лучше и больше заниматься.

Не менее важно воспитывать у будущих легкоатлетов упорство, настойчивость в достижении намеченной цели. При этом цель должна быть четко определена на ближайший и отдаленный периоды. Для того чтобы конечная цель не казалась недосягаемой, перед спорт­сменами ставят промежуточные задачи (цели), все более услож­няя их.

Теоретическая подготовка

Повышение теоретической подготовленности легкоатлета способ­ствует возникновению у него постоянного интереса к занятиям. Тео­ретическая подготовка начинается с первых тренировок и продол­жается весь период занятий спортом. Источниками знаний служит личный опыт тренера, опыт выдающихся спортсменов, научно-мето­дическая литература.

Сейчас усилия ученых направлены на то, чтобы обеспечить рост спортивного мастерства не за счет количественных показателей тренировки, но главным образом за счет качества применяемых уп­ражнений, за счет оптимального их воздействия на организм спорт­смена.

Сегодня в спорте тот добивается высоких результатов, кто посто­янно пополняет свои знания, следит за достижениями науки, трени­руется осознанно, анализируя малейшие изменения своей функцио­нальной подготовленности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: