Тренировка бегунов на средние и длинные дистанции состоит из трех этапов: начальной подготовки, специальной подготовки и спортивного совершенствования.
Этап начальной подготовки начинается в 8-10 лет и заканчивается к 15-16 годам, когда спортсмен начинает регулярно участвовать в соревнованиях.
Основная задача начальной подготовки — приобретение высокого уровня всесторонней физической подготовленности. Параллельно с повышением уровня общей физической подготовленности выполняется весьма большой объем бега на выносливость. Для начинающих — это медленный бег (160—170 шагов в 1 мин), не доводящий до состояния напряжения. Цель такого бега — повышение функциональных возможностей организма, развитие органов дыхания и кровообращения. Объем тренировочных нагрузок во время медленного бега может быть различным, соответственно силам и желанию занимающихся. Разумеется, начальный объем бега должен быть малым (1—2 км) для всех.
Планировать тренировку следует исходя из 3 – 4 занятий в неделю.
|
|
После 3-4 месяцев тренировок юным бегунам можно выступать в соревнованиях. На первом году тренировки достаточно выступать в соревнованиях 1 раз в месяц, на втором и третьем году — 2 раза. Ориентировочная длина дистанции в соревнованиях — 1000 м на дорожке и 3000 м в кроссе.
Этап специальной подготовки начинается с 15—16 лет и продолжается 2—3 года. В это время беговая тренировка приобретает специализированный характер. В 16 лет юноши и девушки способны пробегать свою дистанцию на уровне I разряда и выше.
Несмотря на высокие результаты, тренировка на этом этапе не преследует цели достижения максимально высоких результатов. Главные ее задачи — это дальнейшее повышение уровня общей физической подготовленности, освоение бегунами увеличивающихся объемов беговой работы как в физиологическом, так и в психологическом плане.
Следует избегать большого объема интенсивных нагрузок, таких, например, как проведение повторного бега с высокой скоростью. Эти нагрузки поначалу, безусловно, стимулируют быстрый рост результатов, однако прогресс в росте скоро замедляется, а через 2—3 года может вообще прекратиться. Состояние спортсменов гораздо устойчивее при более медленном росте результатов, не за счет специализированной интенсивной интервальной или повторной тренировки, а за счет длительного бега с умеренной скоростью.
Соревнования в этот период, за редчайшими (2—3 раза в год, не более!) исключениями, должны рассматриваться как часть тренировки и главным образом как часть программы воспитания моральных и волевых качеств. Поэтому к ним специальной подготовки не требуется.
|
|
Организм юношей и девушек в 15—16 лет бурно растет и развивается, поэтому при любой системе тренировки имеет место ярко выраженный прогресс. Эту взаимосвязь следует иметь в виду тренеру чтобы правильно понимать причины высоких результатов. Темпы спортивного роста юношей в 17—18 лет часто снижаются, что связано со значительными изменениями в условиях их жизни (окончание школы, поступление на работу, учебу и т. п.).
В возрасте 15—16 лет число тренировок в неделю может достигать 4—5, общий объем бега в подготовительном периоде — 40—50 км в неделю, а в годичном цикле — до 1500—2000 км и более.
В следующей возрастной группе (17—18 лет) продолжается наращивание объема тренировочной работы. Недельный цикл состоит из 5—6 занятий и более, годовой километраж может достигать и превышать 2500 км. Юношам этого возраста вполне посильна так называемая марафонская тренировка, т. е. периодически проводимый, особенно в подготовительном периоде, бег на дистанции 20—30 км.
Организм юноши в 17—18 лет может воспринимать нагрузки, близкие к предельным. Так, например, американец Джим Райан в 18 лет стал рекордсменом мира в беге на одну милю в своей возрастной группе. Этому предшествовали 4 года напряженной тренировки с объемом бега в пределах 100—150 км в неделю и-высокой интенсивностью тренировочной работы в соревновательном периоде.
Этап спортивного совершенствования подводит юных спортсменов к переходу в группу взрослых с окончательным выбором специализации.
При переходе в группу взрослых многие юные бегуны испытывают психологические трудности, особенно юноши-лидеры. Теперь их результаты сравнивают с результатами более взрослых и сильных спортсменов. Как правило, проходит несколько лет, прежде чем юниор станет в один ряд с ведущими мастерами. Способность мужественно переносить поражения, умение анализировать причины своих успехов и неудач, планировать тренировочную работу и выступления в соревнованиях с дальним прицелом и не терять уверенности в перспективе стать бегуном экстракласса и есть залог дальнейших успехов спортсмена.
В 18—20 лет тренировка в основном заключается в скоростной и силовой подготовке бегуна на средние и длинные дистанции. Главная задача заключается теперь в поддержании достигнутого уровня развития необходимых качеств и в совершенствовании специальной выносливости.
Кроссы
Бег в естественных условиях (кросс) — в лесу, в парке, по полю, по проселочным дорогам — не только превосходное оздоровительное средство, но и средство тренировки в беге на средние и длинные дистанции.
Основной метод кроссовой подготовки для игольников — равномерный медленный бег на местности, чередование бега и ходьбы, а в старших классах — кросс с переменной интенсивностью.
В условиях общеобразовательной школы кроссовую подготовку следует начинать с чередования ходьбы и бега, затем переходить к медленному бегу на заданные расстояния, постепенно увеличивая дистанцию.
Наиболее простой метод подготовки к соревнованиям в кроссе — пробегание в равномерном темпе половины, 3/4, а затем всей дистанции. Скорость бега можно постепенно увеличивать, доводя ее до соревновательной. Другой метод подготовки — повторное пробегание тех или иных отрезков дистанции. Например, готовясь к кроссу на 1000 м, можно включить в тренировку преодоление отрезков 4—5 X 200 м или 3—4 X 300 м сначала в темпе, равном предполагаемой скорости бега на 1000 м, а затем в темпе, превышающем эту скорость. Полезен здесь будет и переменный бег, при котором ускорения чередуются с бегом трусцой или ходьбой.
Очень важно, чтобы кроссовые занятия в школе проходили живо и интересно. Их можно проводить в виде эстафеты, соревнований между командами, фартлека, когда темп бега меняется в зависимости от местности или инициативы лидера. Кросс можно проводить в виде игры со сменой лидера или с погоней за убежавшей несколько ранее «лисой».
|
|
В условиях ДЮСШ кроссы должны стать важным средством общей физической подготовки для учащихся всех специальностей. Приобретенная с помощью кроссов выносливость в равной степени нужна и барьеристу и прыгуну, и метателю. Что же касается юных спортсменов, специализирующихся в беге, то для них кросс — одно из главных средств специальной подготовки, особенно в подготовительном периоде — осенью, зимой и весной. Однако и летом в период соревнований занятия на беговой дорожке стадиона необходимо чередовать с кроссовым бегом на местности, посвящая ему не менее 1—2 тренировок в неделю.
В остальном, используя кроссовый бег для подготовки юных бегунов, нужно придерживаться тех же правил и методов, которые были изложены выше в разделе этой главы, посвященном гладкому бегу.
Приступая к кроссовой подготовке, необходимо ознакомить учащихся с особенностями бега на различной местности. На ровном жестком грунте надо доживаться мягкого приземления. Бег по песку, мягкому грунту потребует сокращения длины шагов, увеличения их частоты. Небольшие препятствия преодолеваются широким шагом, прыжком. Изгороди, поваленные деревья можно преодолевать, наступая, опираясь на них одной ногой и рукой.
Бегать в парке, в лесу нужно в кедах или туфлях с короткими шипами. Для предохранения ног от ранений, царапин следует надевать длинные спортивные брюки. Во избежание появлений болевых ощущений в мышцах ног нужно избегать продолжительного бега по асфальту, жесткому грунту.
В школе развитие выносливости с помощью бега начинается с младших классов. Основные средства — подвижные игры, в которые включают бег, спортивные игры, эстафеты, повторный и переменный бег, кроссы и другие виды упражнений.
Ход беговой подготовки школьника можно контролировать по нормативам школьной программы и выполнению соответствующих нормативов комплекса ГТО.
|
|
Тактика в беге на средние и длинные дистанции
Тактика — это целенаправленное поведение спортсмена в соревновании. Бег можно провести по-разному. Можно лидировать на дистанции, преследовать, сделать финишный рывок за 100 м, ускорение в середине дистанции и т. д.
Выбор тактического варианта зависит от той цели, которую бегун ставит перед собой в соревновании: победить или занять определенное место.
Поставив перед собой цель, бегун взвешивает возможности соперников, учитывает их слабые и сильные стороны и разрабатывает тактику бега.
Преимущество тактики лидирования заключается в том, что спортсмен, бегущий первым, навязывает свой темп остальным участникам. На поворотах ему никто не мешает и он может бежать вплотную к бровке. Когда же нужно начать рывок, лидеру не нужно тратить энергию на обгон.
Недостатки тактики лидирования — необходимость преодолевать сопротивление ветра (если он есть), незнание намерений противников, незащищенность в случае внезапного обгона (ведь лидер не видит остальных участников забега). Преимущества тактики преследования заключаются в том, что бежать сзади легче (часть сопротивления воздуха падает на лидера), легче подлаживаться под чужой темп, если он не очень быстрый, чем предлагать свой, в любой момент можно вырваться вперед, обогнать лидера тогда, когда он не ожидает этого.
Недостатки тактики преследования в том, что за лидером всегда идет борьба за ближайшие места. В этой борьбе легко попасть в «коробочку», получить травму. Очень часто финишный бросок лидер начинает при входе в последний поворот. Тогда, чтобы обогнать его, спортсмену приходится бежать далеко от бровки, а это значит пробегать лишние метры дистанции.
В беге на 5000 и 10000 м бегун-лидер может применять тактику изматывающих рывков: победа часто обеспечивается отрывом в несколько десятков метров. Почти на всех бегунов отрыв уже в 10 м действует деморализующе.
Чем выше подготовленность бегуна, тем разнообразнее его тактика. Однако всякому бегуну необходимо придерживаться некоторых простых правил.
1. Если соперник сильнее в спринте, то ему следует предложить
высокую скорость бега по дистанции, чтобы к моменту финишного
броска у него не было достаточно сил.
2. Если бегун — лидер забега, ему необходимо быть внимательным при входе в поворот. Вначале ему следует отойти от бровки, а затем снова приблизиться к ней. Если его обойдут, то ему придется бороться за место уже на повороте. Это всегда труднее.
3. На психику соперника действует резкий рывок, позволяющий
вначале сделать большой отрыв. Необходимо учитывать это обстоятельство и на тренировках делать рывки, а трюке мгновенно реагировать на попытку обхода соперником.
4. Очень часто преследующие попадают в «коробочку». Надо
научиться выходить из нее на тренировках и действовать в этой
ситуации решительно и энергично. Иногда удается оттеснить соперника, бегущего справа, иногда разумнее пропустить спортсменов и провести обходный маневр.
5. Нередко исход состязания решается на последнем метре, и
многие бегуны проигрывали только потому, что заканчивали борьбу
на долю секунды раньше, чем следовало. Пока не пройдена финишная
черта, сбрасывать напряжение нельзя.
Бег на короткие дистанции
К бегу на короткие, или спринтерские, дистанции относится бег на 60, 100, 200, 400 м. В программу Олимпийских игр включаются дистанции 100, 200 и 400 м и эстафеты 4 X 100 и 4 X 400 м. Школьники соревнуются на дистанциях от 30 до 400 м в зависимости от возраста.
Спринтерский бег отличается высокой скоростью (до 11,0— 11,5 м/с), большой мощностью и быстротой движений.
Быстрый бег был известен еще в древности. На Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены соревновались в беге на 1 и 2 стадия, что примерно соответствовало нашему бегу на 100 и 200 м.
В наше время спринтерский бег стал непременным видом программы любых легкоатлетических соревнований, в том числе и Олимпийских игр. В течение длительного времени сильнейшими в спринте были американские спортсмены.
Тренировка в беге на короткие дистанции
Достижение высоких результатов в беге на короткие дистанции невозможно без достаточной разносторонней и специальной физической подготовленности, особенно без достаточно высокого уровня развития быстроты, силы и скоростно-силовых качеств, а также координационных способностей.
Согласно принятому в последнее время делению в многолетней подготовке юных бегунов на короткие дистанции выделяют условно три этапа: этап предварительной подготовки (дети 10—12 лет); этап начальной спортивной специализации (подростки 13—15 лет); этап углубленной спортивной тренировки (юноши и девушки 16 — 17 лет).
В процессе предварительной подготовки юных спринтеров решаются следующие задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; обучение основам техники выполнения широкого комплекса общеразвивающих упражнений; воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом вообще и легкой атлетикой в особенности.
Основные средства тренировки: общеразвивающие упражнения; элементы акробатики (кувырки, стойки, перевороты и др.); упражнения на гимнастических снарядах (подъемы, подтягивания, висы, упоры, махи, качи и др.); различные прыжковые упражнения и прыжки; различные бросковые упражнения и метания; широкий комплекс упражнений скоростно-силового характера; пробежки по прямой (в гору, под уклон) с различной скоростью на отрезках 20—60 м; различные подвижные игры. На рисунке 16 приведены некоторые специальные упражнения спринтера.
Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой и контрольный.
Необходимо учитывать общие методические положения, свойственные тренировке юных спринтеров на этапе предварительной подготовки.
Упражнения, развивающие преимущественно быстроту движений, требуют большого нервного напряжения. По этой причине комплексы упражнений на быстроту следует включать в начало тренировки, сразу же после разминки (т. е. в то время, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна). После комплексов упражнений, развивающих быстроту, целесообразно включать в тренировку подвижные игры, закрепляющие это качество.
Упражнения, развивающие силу, целесообразнее всего включать во вторую половину тренировки, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности обеспечивающих систем организма — дыхания, кровообращения и др. Как и в предыдущем случае, комплексы силовых упражнений подкрепляются подвижными играми с элементами силовой борьбы.
На этапе начальной спортивной специализации основными задачами в тренировке являются: укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде легкой атлетики; обучение технике различных видов легкоатлетических упражнений и многоборная подготовка.
Основные средства тренировки на этом этапе: бег на отрезках до 200-300 м с различной скоростью; подвижные игры и игровые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики (кувырки, перевороты и др.) гимнастические упражнения на снарядах; различные прыжки и прыжковые упражнения; различные бросковые упражнения и метания; специально подготовительные упражнения спринта и барьериста.
Все эти упражнения выполняются с помощью игрового, повторного, равномерного, кругового, контрольного и соревновательного методов тренировки.
Хотя на этом этапе разносторонняя физическая подготовка все еще остается главной задачей тренировки, более существенное место уже отводится специально подготовительным упражнениям. Это обеспечивает единство общей и специальной физической подготовки юных бегунов на короткие дистанции.
На этапе углубленной тренировки решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие; совершенствование скоростно-силовой подготовленности с учетом специализации в спринтерском беге; совершенствование быстроты движений; обучение и совершенствование техники легкоатлетических видов; постепенное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основные средства: общеразвивающие упражнения, специально подготовительные упражнения; различные прыжки и прыжковые упражнения; разнообразные бросковые упражнения и метания; комплексы специальных беговых упражнений, упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи и др.); бег с различной скоростью на отрезках 20—400 м; подвижные и спортивные игры; длительный медленный бег (кроссы) до 30—40 мин.
Кроме повторного применяются переменный, повторно-переменный, а также круговой, контрольный, соревновательный методы.
Спринтерский бег включен в нормативы комплекса БГТО и ГТО. В числе обязательных испытаний — бег на 60 м (БГТО I и II ступени). Кроме того, бег на эту же дистанцию входит в программу летних многоборий комплекса ГТО.
В старшем школьном возрасте существенное место занимает специальная тренировка спринтера. Примерное соотношение средств общей и специальной подготовки на этом этапе должно составлять соответственно 45 и 55%.
Уровень общей физической подготовленности на всех этапах подготовки спринтеров повышается главным образом с помощью различных гимнастических упражнений без снарядов и на снарядах. При этом главное внимание необходимо уделять развитию тех мышц и мышечных групп, которые несут основную нагрузку в беге на короткие дистанции: сгибатели и разгибатели стопы, бедра и туловища.
Общая выносливость — фундамент работоспособности спринтера. На ее базе успешнее развиваются другие физические качества. Целесообразнее всего общую выносливость развивать с помощью равномерного бега на местности (кросса) с невысокой скоростью, а также разнообразных подвижных и спортивных игр и других видов спорта (ходьбы на лыжах, плавания).
Силовые качества для юных бегунов на короткие дистанции имеют большое значение. Эти качества развиваются в процессе как общефизической, так и специальной подготовки. В настоящее время в практике спортивной тренировки окончательно утвердилось положение о том, что силовые качества спортсменов следует развивать исходя из особенностей спринтерского бега. Иными словами, силовые качества бегунов на короткие дистанции эффективнее совершенствуются в процессе выполнения упражнений скоростно-силового характера: разнообразных прыжков и прыжковых упражнений, бега в усложненных условиях (в гору, с отягощением, сопротивлением партнера), бросков набивного мяча различной массы из разных исходных положений, гимнастических и акробатических упражнений.
Во всех случаях нужно помнить, что силовые упражнения должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.
Быстрота — это основное качество, определяющее успех в беге на короткие дистанции. Вместе с тем быстрота труднее других качеств поддается развитию в процессе тренировки, так как диапазон индивидуального совершенствования этого качества генетически обусловлен. Установлено, что если быстроту движений спринтера развивать преимущественно с помощью коротких пробежек с околомаксимальной и максимальной скоростью, то очень скоро такой метод становится малоэффективным и наступает так называемый скоростной барьер. Для развития быстроты нужны длительный период и разнообразие упражнений прыжкового и броскового характера, проводимых в максимальном темпе, имитирующих отдельные моменты спринтерского бега (работа рук, бег на месте в упоре и др.), а также различных подвижных и спортивных игр, включающих быстрый кратковременный бег, прыжки, метания. С возрастом, увеличением стажа регулярных тренировок и ростом спортивного мастерства должна увеличиваться доля специальных средств развития быстроты движений — разнообразных пробежек с предельной и околопредельной скоростью.
Специальная выносливость выражается в способности спринтера поддерживать высокую скорость бега на протяжении всей дистанции. Развивается это качество с помощью пробежек на отрезках 100—300 м с околопредельной и предельной скоростью. Чтобы сохранить возможность каждый повторный отрезок пробегать с заданной скоростью, необходим достаточный отдых между пробежками. Эффективным средством развития и совершенствования специальной выносливости бегунов на короткие дистанции являются переменный и интервальный бег, а также беговая игра («Фартлек») на пересеченной местности.
Очень часто, когда соревнуются равные по силам спортсмены, успех сопутствует тому из них, у кого лучше морально-волевая подготовка. Регулярное и неукоснительное выполнение тренировочных планов независимо от погодных и иных условий отлично воспитывает волю спортсмена. Регулярное участие в соревнованиях приучает спортсменов подавлять чрезмерное волнение, бороться с чувством неуверенности в борьбе с сильным соперником.
Планирование тренировки. В связи с тем, что в последние годы соревнования по легкой атлетике проводятся практически круглогодично, существенно видоизменилось и поэтапное планирование тренировочного процесса.
Подготовительный период тренировки (ноябрь — апрель) принято делить на три взаимосвязанных этапа: осенне-зимний подготовительный (ноябрь — январь), зимний соревновательный (февраль— март) и весенний подготовительный (март — апрель).
Применительно к тренировке бегунов на короткие дистанции, имеющих уже результаты на уровне III—II разрядов, в течение осенне-зимнего подготовительного этапа прежде всею необходимо добиться повышении общей физической подготовленности, совершенствования общей выносливости, улучшения техники бега. Как правило, спринтеры III разряда выполняют на этом этапе 3—4 тренировочных занятия в неделю по 1,5—2 ч каждое, чередуя тренировки в зале (манеже) и на открытом воздухе.
Задача зимнего соревновательного этапа — дальнейшее повышение достигнутого уровня тренированности за счет тренировок и регулярного участия в контрольных прикидках и соревнованиях.
На весеннем подготовительном этапе происходит дальнейшее повышение уровня общей и скоростно-силовой подготовленности, совершенствуется специальная выносливость. В это время постепенно уменьшается объем общефизической подготовки и возрастает объем специальных средств тренировки. Постепенно увеличивается скорость пробегания отрезков с низкого старта, что позволяет совершенствовать быстроту и технику старта и стартового разгона.
Основные задачи летнего соревновательного периода — это совершенствование быстроты, специальной выносливости, техники бега, поддержание на достигнутом уровне общей физической подготовленности и, наконец, непосредственная подготовка к основным соревнованиям, достижение максимально высоких результатов. В этот период несколько снижается объем тренировочных средств и возрастает их интенсивность. Спринтеры низших разрядов даже в летнем соревновательном периоде должны значительное внимание уделять общефизической подготовке, выполняя упражнения с отягощениями, продолжая улучшать кроссовую подготовку.
Глава 3. Планирование тренировочных занятий перед соревнованиями
Достижение высоких результатов в любом виде спорта, в том числе и в легкой атлетике, невозможно без четкого планирования учебно-тренировочного процесса. В основе планирования лежат тренировочные циклы, по которым проводится работа по овладению техническим мастерством, повышению физических и волевых качеств занимающихся. Циклы по времени могут быть различными. Квалифицированные спортсмены, как правило, планируют свою подготовку на четырехлетие — от спартакиады до спартакиады, от одних Олимпийских игр до других, а затем на год, тренировочный период, месяц и неделю.
По сравнению со взрослыми, высококвалифицированными спортсменами планирование тренировочного процесса юных спортсменов имеет свои особенности. Они касаются как перспективного планирования, так и периодизации тренировочного процесса внутри годичного цикла тренировки.
Многолетняя тренировка юных легкоатлетов может быть спланирована на весь период пребывания в ДЮСШ — от момента поступления (10—12 лет) до выпуска из школы (18 лет), т. е. на 6—8 лет. Эти годы, в свою очередь, делятся на более короткие (1—2) периоды подготовки, в течение которых последовательно решаются задачи, определяемые программой и анатомо-физиологическими и психологическими особенностями данного возраста. Такой подход необходим в выборе основных средств и методов тренировки юных легкоатлетов.
В отличие от планирования тренировки взрослых и квалифицированных легкоатлетов годичный цикл тренировки учащихся общеобразовательных школ, особенно юных новичков, не может иметь четкого деления на периоды. Главная задача тренировки в юношеском возрасте — создание прочной базы общефизической подготовленности — решается в течение всего тренировочного года, независимо от того, подготовительный это период или соревновательный. В этой связи изменяются роль и значение соревнований для юных легкоатлетов. Если для взрослых спортсменов соревнования круглогодично являются одним из важнейших тренировочных методов, то для юных легкоатлетов соревнования служат лишь вспомогательным методом тренировки. Периодизация годичной тренировки юных легкоатлетов во многом обусловлена периодизацией учебного года в общеобразовательной школе. Создание общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля позволяет сочетать общеобразовательные задачи с задачами спортивного совершенствования школьников.
Основная единица планирования тренировочного процесса — малый тренировочный цикл (микроцикл). Микроцикл, как правило, рассчитан на неделю, но может быть составлен на 5, на 10 дней.
Для спортсменов младших разрядов (до, II разряда включительно) микроцикл содержит 3—4 занятия в неделю общей длительностью 6—8 ч. Спортсмены высших разрядов тренируются 5—7 раз в неделю, и нагрузка соответственно увеличивается до 10—12 ч. Спортсмены международного класса тренируются ежедневно, а иногда даже 3 раза в день, затрачивая при этом до 20 ч в неделю.
Эффективность тренировочных занятий в значительной степени зависит от того, в какой последовательности и как часто применяются упражнения для развития тех или иных качеств. Каждый вид занятий имеет свои особенности. Например, доказано, что такие качества, как быстрота, общая выносливость, гибкость, сила мелких мышц и техника выполнения не очень сложных упражнений, наилучшим образом совершенствуется при выполнении соответствующих упражнений на каждом занятии (ежедневно). Упражнения, развивающие силу крупных мышечных групп и прыгучесть, целесообразно включать в занятия через день, чередуя их с упражнениями другой направленности. Точно так же, через 1—2 занятия, рекомендуется развивать и специальную выносливость.
Если определенное качество (например, гибкость или сила) уже развито в достаточной мере и перед занимающимся стоит задача лишь поддерживать его на нужном уровне, то количество целенаправленных занятий, объем тренировочной работы и интенсивность нагрузок могут быть уменьшены. Обычно для поддержания уже развитых качеств требуется выделить не более двух занятий в неделю.
Направленность тренировки определяет интенсивность и объем работы. В зависимости от этих компонентов тренировочное занятие или его часть может проводиться с максимальной, большой, средней или малой нагрузкой.
Важно обеспечить в одном микроцикле правильное чередование высокой нагрузки (по интенсивности) с умеренной и малой нагрузкой.
Перспективный план составляется на основе тех задач, которые стоят перед легкоатлетом на определенный период времени с учетом уровня его подготовленности. Перспективный план охватывает не только задачи совершенствования спортсмена в основном виде, но и в смежных (сопутствующих) видах, тесню связанных с основным. Так, например, прыгуну в длину нужно планировать не только результаты в прыжке, но и в спринте (с ходу), поскольку быстрота — важнейшее для него качество. Так как результаты в основном виде зависят от многообразия выполняемых упражнений, следует планировать и улучшение результатов в определенных видах ОФП и СФП.
В перспективном плане отражается распределение средств подготовки легкоатлета и приводится объем тренировочной работы по годам. При этом, как правило, объем и интенсивность тренировочной работы год от года повышаются.
Годичный план. Тренировка легкоатлета должна быть круглогодичной. При этом год делится обычно на три периода: подготовительный (ноябрь — апрель) — 6 месяцев, соревновательный (май — сентябрь) —5 месяцев и переходный (октябрь) — I месяц. Подготовительный период, в свою очередь, делится на три этапа: осенне-зимний (ноябрь — январь) —3 месяца, зимний соревновательный (февраль) — I месяц и весенний подготовительный (март — апрель) — 2 месяца. Соревновательный период делится на ранний соревновательный период (май) и период основных соревнований (июнь — сентябрь).
Такое планирование дает возможность уделить достаточное внимание физической и технической подготовке и применяется тогда, когда зимой нет важных соревнований. Так же планируются занятия для новичков и легкоатлетов младших разрядов.
В левой нижней части схемы записывают упражнения, включаемые в отдельные занятия. Дозировку упражнений указывают в правой нижней части (в столбцах) в виде дроби, числитель которой представляет интенсивность упражнений (скорость выполнения, масса отягощений, преодолеваемая высота и т. д.), а знаменатель — объем тренировочной нагрузки (продолжительность ее, количество повторений и т. д.). Рядом с запланированной обязательно ставят фактически выполненную нагрузку, которая по разным причинам может отличаться от запланированной.
ВЫВОДЫ
Исходя из изученного материала по теме: «Этапы предсоревноваетльной подготовки у бегунов», можно сделать следующие выводы:
1. В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.
2. На первом этапе подготовки основное внимание уделяется обучению технике легкоатлетических упражнений. На втором — наряду с обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств.
3. Подготовка легкоатлета — обучение его технике легкоатлетических упражнений и тренировка, как и любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах.
Принцип всесторонности — один из главных. Суть его заключается в сочетании разностороннего физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педагогический процесс.
Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легкоатлета осуществляется по определенному плану и программе, предусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.
Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных спортсменов.
Принцип сознательности и активности. Одна из главных задач учителя или тренера — добиться, чтобы его подопечные сознательно и активно участвовали в процессе обучения и тренировки. Подготовка легкоатлета — это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку.
4. Подготовительный период перед соревнованиями имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта (СФП); овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности.
Решение этих задач зависит от специализации и уровня подготовки занимающегося. Выбор средств, например, будет различным для метателей и бегунов на средние дистанции. Если метатели в подготовительном периоде развивают силу и быстроту, то бегуны на средние дистанции -преимущественно общую и специальную выносливость.
5. В соревновательном периоде основные задачи легкоатлета — это: поддержание или повышение достигнутого уровня общей физической подготовки; совершенствование СФП в избранном виде; совершенствование спортивной техники; овладение тактикой в процессе участия в соревнованиях; повышение уровня морально-волевой подготовки; повышение уровня теоретической подготовки.
6. После напряженного подготовительного и соревновательного периодов требуется восстановление сил спортсмена. Этой цели служит переходный период. Основные задачи этого периода: поддержание достигнутого уровня подготовленности и обеспечение отдыха для центральной нервной системы.