Экспорт данных для ИМЦА

Информационно-методическим центром по аттестации образовательных организаций (ИМЦА) Минобразования РФ разработана собственная электронная форма представления учебных планов, используемая центром в процедуре автоматической экспертизе корректности информации и соответствия содержания учебного плана образовательному стандарту. Описываемое рабочее место поддерживает процедуру экспорта данных учебных планов в файлы, формат которых соответствует требуемому пакетом «PLANY», официально распространяемым ИМЦА (см. http://www.imtsa.ru). На данный момент процедура экспорта реализована для учебных планов уровня высшего профессионального образования всех трех ступеней (уровней квалификации): бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Учебные планы уровня среднего профессионального образования пока не экспортируются.

В процессе разработки процедуры экспорта выявился ряд существенных различий в формах представления данных учебных планов и ограничений системы «PLANY», основные из которых следующие.

1. Форма ИМЦА предполагает хранение данных лишь для одной специализации (в случае ступени дипломированного специалиста) или программы обучения (для бакалавриата или магистратуры), в то время как по сложившейся в ВГУ традиции из-за большого количества специализаций/программ обучения учебный план описываемой подсистемы может содержать информацию сразу по нескольким (всем) специализациям/программам обучения, предусмотренным соответствующей образовательной программой.

2. Форма ИМЦА не предусматривает закрепление дисциплин сразу за несколькими обучающими кафедрами, что является обычной практикой организации учебного процесса в ВГУ.

3. Во многих случаях форма ИМЦА не позволяет детализировать курсы, предусмотренные образовательным стандартом (недостаточно места), между тем в учебном плане университета данные курсы в свою очередь могут быть представлены наборами дисциплин, а сам учебный план в результате становится иерархической структурой учебных курсов.

4. Форма ИМЦА не предусматривает формирование совмещенных лекционных потоков, составляемых из контингента, в основном обучаемого по разным учебным планам.

Ниже показана форма интерфейса, управляющего процедурой экспорта (форма будет доступна лишь при условии указания определенного учебного плана при помощи дерева учебной работы способом, описанным выше, см. табл.2):

Рис. 38. Диалог для управления экспортом

Форма позволяет настроить процедуру для решения большинства из обозначенных выше проблем. При этом оператор должен учесть нижеследующее.

1. Интерфейс позволяет выбрать для экспорта лишь одну из специализаций/программ обучения, предусматриваемых учебным планом. При этом в список экспортируемых будут выбраны дисциплины, соответствующие данной специализации/программе. В то же время, возможен выбор сразу нескольких (всех) специализаций/программ обучения. В этом случае будут экспортироваться все соответствующие дисциплины, объединяясь в блоке дисциплин специализации (ДС)/дисциплин направления (ДН), причем процедура экспорта присвоит им новые номера.

2. Проблема нескольких обучающих кафедр по одной дисциплине может быть решена двумя путями. Можно либо отказаться от экспорта всей информации, связанной с аудиторной работой каких-либо кафедр, выбрав для экспорта лишь одну из них. (Так на рисунке выбраны для экспорта лишь первые из дублирующихся строк списка дисциплин ЕН.Ф.01.3 и ЕН.Ф.01.6.) Либо объединить всю аудиторную работу в одной экспортируемой строке выходной формы. При этом процедура экспорта закрепит всю эту работу за первой из соответствующих кафедр.

3. Последним из описанных способов решается и проблема экспорта детализированных стандартных курсов: соответствующие дисциплины объединяются в одну экспортируемую строку. На рисунке показана настройка процедуры, при которой под заголовком «Математический анализ» будет экспортирована суммарная учебная работа по всем объединяемым дисциплинам (ЕН.Ф.01.2 – ЕН.Ф.01.6). При этом такой вновь образованный курс будет закреплен за кафедрой, ведущей по действующему плану дисциплину «Математический анализ».

4. Наконец, проблема совмещенных «междуплановых» (межфакультетских и т.п.) лекционных потоков в рамках выходной формы не решается и соответствующая информация при конвертировании игнорируется.

Кроме описанной основной процедуры автоматического заполнения формы учебного плана ИМЦА конвертируемыми данными приложение может экспортировать список кафедр, участвующих в учебном процессе по конкретному учебному плану. Этот список представлен в левой нижней части обсуждаемой формы. При необходимости оператор может сохранить этот список в файле соответствующего формата, совместимого с упомянутым выше пакетом «PLANY» ИМЦА, после чего он будет доступен для организации полноценной работы с пакетом. Флажок «Только кафедры плана» можно снять для получения полного списка кафедр, в случае необходимости именно такого экспорта.

Процедура конвертации учебного плана завершается автоматическим формированием отчета – протокола экспорта, содержащего помимо прочего описание нерешенных процедурой проблем. Этот протокол, показанный на рисунке ниже, оператор при необходимости может сохранить в текстовом файле.

Рис. 39. Протокол экспорта учебного плана

Интерфейс к учебным планам, разработанным в среде MS Excel

Приложение помимо основного своего предназначения, описанного выше, призвано решить задачу обеспечения преемственности между системами формирования учебных планов: описываемой здесь (на основе серверной СУБД) и ранее существовавшей в ВГУ системы, функционировавшей в среде MS Excel. При этом рассматриваемое приложение может одновременно выступать клиентом сервера приложений информационной системы (т.е. «тонким» клиентом интегрированной базы данных) и клиентом электронной таблицы, содержащей конкретный учебный план, разработанный ранее (в среде MS Excel). Вид окон интерфейса в этом случае изображен ниже.

Рис. 40. Учебный план в электронных таблицах MS Excel

Интерфейс позволяет одновременную работу с тремя формами: основная форма приложения с интерфейсом к базе данных учебных планов, окно MS Excel с конкретным учебным планом и инструментальная панель (на рисунке – в правом верхнем углу), вид и наполнение которой зависит от контекста электронной таблицы. Описываемое приложение синхронизирует содержимое всех трех форм. Синхронизация электронной таблицы и инструментальной панели означает возможность при редактировании таблицы выбирать наиболее удобный в каждом случае инструментарий (так, специфические виды работ с помощью специализированной панели делаются эффективнее, например, замена кодов для обучающей кафедры производится одновременно во всей таблице, в то же время, не исключается использование и инструментария Excel, если это оправдано). С другой стороны, синхронизация электронной таблицы и основной формы предполагает, прежде всего, синхронизацию данных. Так, при загрузке приложением электронной таблицы, прежде всего, производится анализ корректности данных с использованием справочников информационной системы: проверка кодов дисциплин, видов дисциплин, распознавание обучающих кафедр, курсов по выбору, специализаций и т.д. Красным цветом, как показано на рисунке, отмечаются ячейки с некорректными данными. Впоследствии при соответствующей корректировке пользователем таких ячеек, цвет их заменяется нормальным. Помимо описанного «жесткого» анализа данных, приложение производит некоторые эвристические предположения об их возможной некорректности, например, отсутствие отчетности по аудиторной работе в семестре, пустая отчетность (без соответствующей информации об аудиторной работе) и т.п. Обнаружив такие места, приложение также обращает на них внимание пользователя соответствующими сигналами в ячейках электронной таблицы. Номера корректных строк учебного плана, готовых к конвертированию, приложение отмечает зеленым цветом (как показано на рисунке), после чего пользователь может записать их в базу данных либо целиком, либо частично, с полной или частичной заменой соответствующих данных в базе данных (если таковые уже имеются). В результате основная форма с интерфейсом к базе данных отобразит соответствующие изменения в учебном плане.

Описанная процедура реализует управляемый импорт учебного плана из электронных таблиц. АРМ реализует также обратный автоматизированный экспорт учебных планов из базы данных в электронные таблицы. Формат электронных таблиц задается специальным шаблоном, поставляемым в файле template.xls. Файл содержит шаблоны листов книги Excel, заголовков электронных таблиц, форматы некоторых ячеек и формулы, которые будут использоваться при экспорте учебного плана. При необходимости в определенных пределах шаблон может быть отредактирован для осуществления тонкой настройки выходного формата. Поставляемый образец шаблона обеспечивает полную совместимость формата экспортированного файла Excel с описанной выше процедурой импорта (экспортированный план сразу готов к импорту в базу данных).

Таким образом, описываемое приложение, реализующее рабочее место для формирования учебных планов, полностью интегрирует разработанную ранее Excel-систему в общую информационную структуру программно-технического комплекса поддержки управления учебным процессом, а сами электронные таблицы MS Excel с учебными планами позволяет рассматривать в качестве автономного интерфейса к этой структуре и удобного способа формирования выходной (бумажной) формы представления учебного плана.

 

 

Составитель: доцент кафедры информационных систем ВГУ, ведущий программист ЦКТ Фертиков Вадим Валериевич

Контакты: e-mail: fvv@mid.main.vsu.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: