По архитектурно-конструктивному типу

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна:

· наличие и протяженность надстроек;

· количество палуб;

· расположение машинного отделения;

· раскрытие палуб;

· форма носа и кормы;

· минимальный или избыточный надводный борт;

· число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе), более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объем надводной части судна - запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения.

8. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов:

8.1. Гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

8.2. Трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

8.3. Двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

8.4. Одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно

8.5.. С удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине судна, то это судно со сплошной надстройкой;

Палубой судна называется горизонтальная конструкция, простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы, платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две... 10 и более палуб;

8.6. Однопалубное судно, двухпалубное судно... 10-и и более палубные… Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объема.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО).

8.7. Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО. В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.

К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также

8.8. Степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет погрузку и выгрузку судна.

Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.

8.9. Суда, у которых раскрытие меньше 60% (как правило, это старые суда), называются судами закрытого типа.

8.10. Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности:

8.10.1. Прямой наклонный форштевень;

8.10.2. Нос судна ледового плавания;

8.10.3. Нос ледокола;

8.10.4. Клиперский нос с бульбом пассажирских судов;

8.10.5. Бульбообразный нос;

8.10.6. Цилиндрический нос супертанкера;

8.10.7. Ложкообразный нос малого судна.

В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.

8.11. по форме кормовой оконечности –

8.11.1. Эллиптическая или обычная -наиболее древняя - характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью.

8.11.2. Крейсерская форма кормы характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки)

8.10.3. Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки. Эта форма кормы упрощает строительство и позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: