Признаки архитектурно-конструктивного типа судна:
· наличие и протяженность надстроек;
· количество палуб;
· расположение машинного отделения;
· раскрытие палуб;
· форма носа и кормы;
· минимальный или избыточный надводный борт;
· число корпусов.
Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе), более 4% ширины судна.
Надстройки увеличивают объем надводной части судна - запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения.
8. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов:
8.1. Гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;
8.2. Трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);
8.3. Двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;
|
|
8.4. Одноостровные, имеющие одну из надстроек.
Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно
8.5.. С удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине судна, то это судно со сплошной надстройкой;
Палубой судна называется горизонтальная конструкция, простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы, платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две... 10 и более палуб;
8.6. Однопалубное судно, двухпалубное судно... 10-и и более палубные… Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объема.
Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО).
8.7. Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО. В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.
К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также
8.8. Степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет погрузку и выгрузку судна.
Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.
8.9. Суда, у которых раскрытие меньше 60% (как правило, это старые суда), называются судами закрытого типа.
|
|
8.10. Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности:
8.10.1. Прямой наклонный форштевень;
8.10.2. Нос судна ледового плавания;
8.10.3. Нос ледокола;
8.10.4. Клиперский нос с бульбом пассажирских судов;
8.10.5. Бульбообразный нос;
8.10.6. Цилиндрический нос супертанкера;
8.10.7. Ложкообразный нос малого судна.
В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.
8.11. по форме кормовой оконечности –
8.11.1. Эллиптическая или обычная -наиболее древняя - характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью.
8.11.2. Крейсерская форма кормы характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки)
8.10.3. Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки. Эта форма кормы упрощает строительство и позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.