№ п/п | Наименование | Материал и термообработка |
НВ |
|
| |||||
МПа | МПа | |||||||||
1 | Шестерня | Ст.45, улучшен. | 230 | 530 | 414 | 1,1 | 1,75 | 482 | 177 |
427 |
2 | Колесо | Ст.45, улучшен. | 200 | 470 | 360 | 1,1 | 1,75 | 427 | 154 |
5. Определение геометрических размеров зубчатых колес передачи с последующей проверкой прочности зубьев по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.
Исходными данными для расчета зубчатой передачи являются: вращающий момент на тихоходном валу = 173,9 Нм, частота вращения этого вала = 110 об/мин, передаточное число u = 2,0, тип колес – прямозубые, расчетный срок службы привода = 20000 час, характер нагрузки (указывается режим нагружения, например: нагрузка близкая к постоянной); передача – реверсивная.
Определение межосевого расстояния и назначение модуля зацепления
Межосевое расстояние aw (главный параметр) передачи определяем из условия обеспечения контактной прочности рабочих поверхностей зубьев, используя форм.(3.4)
в которой коэффициент принимают равным 49,5 при расчете прямозубых цилиндрических колес, если вращающий момент на выходном валу Т2 в Нмм; коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния принимают по табл. П.6 согласно стандартного ряда линейных размеров; – коэффициент, учитывающий неравномерный характер распределения нагрузки по длине зубьев (см. п.3.4.3).
|
|
Для рассчитываемой прямозубой передачи принимаем: Ка = 49,5, Ψва = 0,4, КНb = 1,05 и [ σн ] = 427 МПа, следовательно,
В соответствии со стандартным рядом по СТ СЭВ 229-75 (см. табл. П.10) назначаем aw = 140 мм.
При выборе модуля прямозубого зацепления необходимо предусмотреть, чтобы отношение 2 aw/m было целым числом, поскольку оно равно сумме зубьев шестерни и колеса; поэтому принимаем m = 2,5 мм, что так же удовлетворяет условию (3.5).