Система — это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой - либо цели.
В условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций. При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду. На рисунке 1 показана простейшая модель системы организации.
В ряде случаев такие «рамки» во многом будут условны, но, тем не менее, подобное разделение необходимо осуществить.
|
|
Исходя из этого, а также с учётом определения термина «система», система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.[3]
Рис. 1 Простейшая модель системы организации[4]
Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.
К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:
1) целевые;
2) временные;
3) пространственные;
4) политические;
5) экономические;
6) социальные;
7) правовые;
8) технические.
Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:
1) целевые;
2) стратегические;
3) общекачественные;
4) причинно-следственные;
5) взаимодополняющие;
6) стабилизационные;
7) связеобменные;
8) функциональные;
9) искусственные.
Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.
|
|
Существуют различные толкования понятия «связь», например:
¾ процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);
¾ взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);
¾ то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое.
Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.
Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.
Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая — функция.
Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная.
При прямой связи выходное воздействие одного элемента осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы. Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов. Принцип обратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта.
При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Данная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс в данном случае следует понимать более широко, включая процессы производства продуктов и изделий, зданий, сооружений и т.п., а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских, маркетинговых, кадровых, сертификационных и прочих подобного рода услуг.
Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем.
По своей сущности понятие «управляющая подсистема» адекватна термину «система управления», т.е. это синонимы.
В любой системе управления можно выделить ряд подсистем управления, состав и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей системы организации. Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня. Данный подход «вхождения» одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально-экономическая система.[5]
Принципиальную систему управления кредитными ресурсами банка можно представить следующим образом:
|
|
| |||
Рис. 2. Принципиальная система управления кредитными ресурсами банка
Данная система управления предполагает воздействие банка на заёмщиков посредством оценки кредитоспособности и предоставления необходимых кредитных средств на основе данных о потенциальных заёмщиках, стремясь к максимальному удовлетворению потребностей заёмщиков в денежных средствах с непременным формированием кредитной истории.
На современном этапе развития систем управления кредитными ресурсами процессная модель предоставления заёмных средств выглядит следующим образом:
Рис. 3 Процессная модель предоставления заёмных средств
Данная процессная модель имеет ряд недостатков, основными из которых являются, во-первых, однобокий подход к оценке заёмщика без учёта морально-этического аспекта кредитных взаимоотношений, а во-вторых, отсутствием комплексной системы защиты предоставляемых кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков.
Таким образом, система представляет собой совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели.
Система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.
Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.
Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.
|
|
Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей. Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.
При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Объект управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.
Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы.