Сущность и структура системы управления экономической безопасностью банка

 

Система — это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой - либо цели.

В условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций. При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-эконо­мическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду. На рисунке 1 показана простейшая модель системы организации.

В ряде случаев такие «рамки» во многом будут условны, но, тем не менее, подобное разделение необходимо осуществить.

Исходя из этого, а также с учётом определения термина «система», система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управ­ляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.[3]

 


Рис. 1 Простейшая модель системы организации[4]

 

Большое влияние на формирование системы организации ока­зывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним системообразующим факторам социально-экономи­ческих объектов следует относить:

1) целевые;

2) временные;

3) пространственные;

4) политические;

5) экономические;

6) социальные;

7) правовые;

8) технические.

Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:

1) целевые;

2) стратегические;

3) общекачественные;

4) причинно-следственные;

5) взаимодополняющие;

6) стабилизационные;

7) связеобменные;

8) функциональные;

9) искусственные.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Существуют различные толкования понятия «связь», например:

¾ процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);

¾ взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);

¾ то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое.

Применительно к системам организаций, связь можно опреде­лить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функ­ционирование систем по достижению установленных целей.

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь обеспечивает при совместном функцио­нировании отдельных элементов системы увеличение общего эф­фекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элемен­тов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, проис­ходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая — функция.

Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная.

При прямой связи выходное воздействие одного элемента осу­ществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы. Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же систе­мы или элемента, или других систем или элементов. Принцип об­ратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта.

При раскрытии содержания терминов подсистем системы орга­низации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Данная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс в данном случае следует понимать более широко, включая процессы производства продуктов и изделий, зданий, сооружений и т.п., а также процессы осуществ­ления образовательных, финансовых, научно-исследовательских, маркетинговых, кадровых, сертификационных и прочих подобного рода услуг.

Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управ­ления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем.

По своей сущности понятие «управляющая подсистема» адекватна термину «система управления», т.е. это синонимы.

В любой системе управления можно выделить ряд подсистем управления, состав и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей системы организации. Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня. Данный подход «вхождения» одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально-экономическая система.[5]

Принципиальную систему управления кредитными ресурсами банка можно представить следующим образом:

     
 
Оценка кредитоспособности, предоставление кредитных средств

 


Рис. 2. Принципиальная система управления кредитными ресурсами банка

Данная система управления предполагает воздействие банка на заёмщиков посредством оценки кредитоспособности и предоставления необходимых кредитных средств на основе данных о потенциальных заёмщиках, стремясь к максимальному удовлетворению потребностей заёмщиков в денежных средствах с непременным формированием кредитной истории.

На современном этапе развития систем управления кредитными ресурсами процессная модель предоставления заёмных средств выглядит следующим образом:

 

     
 

 

 


Рис. 3 Процессная модель предоставления заёмных средств

Данная процессная модель имеет ряд недостатков, основными из которых являются, во-первых, однобокий подход к оценке заёмщика без учёта морально-этического аспекта кредитных взаимоотношений, а во-вторых, отсутствием комплексной системы защиты предоставляемых кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков.

Таким образом, система представляет собой совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели.

Система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управ­ляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей. Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

При раскрытии содержания терминов подсистем системы орга­низации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Объект управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управ­ления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: