Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (879—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (912—945), который обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги...».(Повесть временных лет / Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. СПб., 1999. С. 165).
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).
К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.
Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить кXV в., отменен он был только после Февральской революции 1917 г. Естественно, что этот вид налогообложения не оставался неизменным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), то позднее, с XVIII в., он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов — поголовным, для якутов — взимавшимся в соответствии с количеством скота.
На протяжении XIII в. в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 г. переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 г. проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.
26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.
На протяжении XIV—XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.
В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).
В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».
С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.
С начала XVII в. появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяглых налогов данного периода считается ямская подать или «ямки с деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.
Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сборок и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672—1682 гг. В 1679 г. царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявляюсь в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).
Россия при Петре I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных служителей и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены. В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Уже в 1725 г. Екатерина 1 (1684— 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий — налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его. Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр. Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей — описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан. Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу». Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.). Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722—1724 г.), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»). Ниже приведены поступления основных доходов (руб., % к итогу) в российскую казну в 1701 г. и 1724 г. Как видно из приведенных данных, введенная в 1724 г. подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов с 21 до 13%.
НС до революции
В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740). Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки. Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества.Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.—24 721 тыс. руб. или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М. Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются в следующем: расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 г. фактически положила начало второму периоду в развитии обложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система обложения торговли и промыслов, которая сохранялась вплоть до 30-х годовXX в., в начале которого была восстановлена система винных откупов, снижены налоги на соль, подушная подать была распространена на инородцев, изменено налогообложение табака, отменены внутренние судоходные пошлины
27. Налогообл в период НЭПа. После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество. Однако построение финансовой системы Советской республики основывалось на словах В. Ленина, сказанных им в 1919 году: "В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность... В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства"3.
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - "О замене продразверстки продовольственным налогом"4. В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства. Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда ее черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию - по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.
28. Налогообл в СССР Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение. В 1930-1932 г.г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева "это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству" содействует росту населения страны5. Это налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41 % в составе всей доходной части бюджета. Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по "активному строительству коммунизма" привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 80-х годов более чем 90 % Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8 % всех поступлений бюджета.
29. НС Китая Налоговая система Китая. В настоящее время в Китае насчитывается 25 видов налогов, которые, в зависимости от их природы и выполняемых функций, могут быть объединены в 8 групп:
Налоги с оборота.
Налоги на прибыль (доходы). Сюда входят: налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и подо с физических лиц. Ресурсные платежи, включающие ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов). Эти налоги взимаются с природопользователей, а также с пользователей городских и районных земель. Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов. Их цель - выровнять доходы налогоплательщиков, осуществляющих природопользование в разных местностях и условиях.
Целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли.
Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость, налог на наследство (пока не введен).
Налоги с операций (действий). В эту группу входят: налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества, налог на обращение ценных бумаг (пока не введен). Этими налогами облагаются определенные операции (действия).
Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота. Налогоплательщиками выступают юридические и/или физические лица, получающие доход от земледелия или животноводческой деятельности.
Таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые/вывозимые на/с территории Китая.
Основные налоги КНР
1. Налог на добавленную стоимость
Обложению данным налогом подлежат обороты по реализации и импорту товаров и предоставлению услуг на территории Китая. К оборотам по реализации применяют две ставки налога - 13% и 17%, в зависимости от принадлежности товарам первой необходимости или иным товарам, услугам. Экспорт товаров облагается по нулевой ставке.
2. Налог на потребление
Налогообложению подлежат следующие группы товаров, производимых или импортируемых на территории/территорию КНР: табачные изделия, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, моторные лодки, катера, мотоциклы, автомобили и некоторые другие. Экспортируемые потребительские товары освобождены от налога. Ставки налога дифференцируются по товарным группам и внутри отдельных групп. В основном применяются процентные ставки, но к отдельным товарам применяются твердые ставки.
3. Налог на предпринимательскую деятельность
4. Налог на прибыль предприятий
Плательщиками налога на прибыль предприятий выступают государственные, коллективные, частные, совместные предприятия и другие организации (юридические лица). Объектом налогообложения по налогу на прибыль в КНР, как и во всем мире, выступает прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от иной предпринимательской деятельности и прочих операций (источников). Налог на прибыль рассчитывается исходя из размера налогооблагаемой прибыли (равной общей сумме прибыли за год), полученной налогоплательщиком в отчетном году, уменьшенной на разрешенные вычеты (льготы).
5. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний
Предприятия с иностранными инвестициями, головной офис которых расположен в Китае, уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Иностранные компании уплачивают налог на прибыль только от источников на территории КНР.
6. Подоходный налог с физических лиц
Налогоплательщики - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Китае, или не имеющие такового, но проживающие на территории КНР в течение года или более. Такие лица уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в КНР, не являющиеся ее резидентами, или проживающие на территории страны менее года, уплачивают налог с доходов от источников на территории КНР.
Объекты обложения и расчет налога:
а) Заработная плата рабочих и служащих
б) Индивидуальное подсобное хозяйство или доходы от предпринимательской деятельности
в) Доходы по договорам подряда и аренды, полученные от предприятий и организаций
г) Вознаграждение за оказанные услуги, авторское вознаграждение и авторский гонорар, доходы от сдачи имущества в аренду
д) Доход от продажи имущества
е) Проценты, дивиденды и прочие поступления
Сумма налога = Общая сумма дохода от каждого источника * 20%
7. Ресурсный налог
Плательщиками налога выступают юридические и физические лица - природопользователи, занимающиеся добычей минеральных ресурсов на территории КНР. Ставки налога дифференцируются по видам минеральных ресурсов.
7. Налог на реализацию земли (недвижимости)
Плательщиками налога являются организации и граждане, получающие доход от продажи или иного отчуждения, передачи прав пользования государственной землей и расположенными на ней строениями (здесь и далее реализация недвижимости).
12. Налог на имущество (недвижимое)
Налог взимается в городах, округах, районах и индустриальных и добывающих местностях.
Налогоплательщики - собственники зданий, сооружений, владельцы офисов, расположенных в них, кредиторы по закладной и арендаторы (за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан).
К налоговой базе применяются две ставки налога: 1,2% и 12%. Первая - если в качестве налоговой базы выступает остаточная стоимость имущества (первоначальная стоимость, уменьшенная на 10-30%), вторая - если в качестве налоговой базы выступает доход от сдачи имущества в аренду.
Сумма налога = Налоговая база * Соответствующую ставку налога
13. Налог на недвижимость
В настоящее время этот налог уплачивают организации с иностранными инвестициями, иностранные компании и иностранные граждане, а именно: собственники зданий, сооружений, кредиторы по закладной, арендаторы.
К налоговой базе применяются две ставки налога: 1,2% - к стоимости недвижимости и 18% - к доходу от сдачи имущества в аренду. Сумма налога = Налоговая база * Соответствующую ставку налога
Основные налоговые льготы:
Вновь построенные здания освобождаются от налога в течение трех лет начиная с месяца окончания строительства. Реконструированные здания, затраты на восстановление которых превысили 1/2 затрат на новое строительство аналогичного объекта, освобождаются от налога в течение двух лет начиная с месяца окончания восстановительных работ. Другие льготы могут предоставляться соответствующими органами власти на местах.
14. Налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами
Данный налог уплачивают организации и граждане, имеющие в собственности и эксплуатирующие автотранспортные средства и (или) водные суда на территории КНР.
Налоговая база для автотранспортных средств - их количество или нетто-тоннаж, налоговая база для водных судов - их нетто-тоннаж или общая грузоподъемность судна. Сумма налога определяется отдельно для автотранспортных средств и водных судов. Применяются и различные ставки налога:
15. Гербовый сбор
Налогоплательщики - предприятия, их подразделения, домашние хозяйства, граждане, которым уполномоченные инстанции оформляют, выдают или заверяют экономические документы на территории КНР.
16. Налог на передачу имущества
Налогоплательщики - юридические лица, к которым переходит право собственности на передаваемое имущество на территории Китая. В качестве налоговой базы может выступать:
Ставка налога установлена в границах 3%-5%. Конкретная ставка налога устанавливается в этих пре-делах местными органами власти.
17. Таможенные пошлины
Плательщики таможенных пошлин - грузополучатели, импортирующие разрешенные товары, и грузоотправители, экспортирующие разрешенные законодательством товары. Первые уплачивают импортные (ввозные) таможенные пошлины, вторые - экспортные (вывозные).
Ставки пошлин:
Различают ставки импортных пошлин и экспортных.
Ставки импортных пошлин подразделяются на общие и преференциальные. Общие применяются в отношении тех стран, с которыми КНР не заключила соглашения о льготном налогообложении, преференциальные - в отношении тех стран, с которыми КНР заключила соглашения о льготном налогообложении.
НС Швеции.
Система н-гов как и в др З/евр стр-х многообр-на и разветвлена. 3 ур-ня: 1) центр нал-е ведом-во 2) регион-й (10 регионов) 3) нал-е инспекции, местн-е нал-е отделы. Удел вес обяз-ных отчислений по отнош-ю к ВВП > 40%. Налог на корп-ции 29%. Но до 91г. он равнялся 52%, т.е. один из наиб выс-х среди разв-х стран. НДС 25% (для прод-тов 21%, гостиниц 12%). От НДС освобожд-ся экспорт и мед услуги, банк-е операции и патентное дело, услуги учрежд-й культуры. Льготы распр-ся на некот виды оборуд-я. Н-г на доход с кап-ла 30%. В понятие кап-ла включ-ся кроме ЦБ, %-тов по вкладам также владение землей. Акцизами обл-ся огранич группа тов-в: алк-ль, табак, топливо, энергия. Налог на насл-во и дарение от10 до 60%. Насл-во (дарение) до 200 тыс крон для супруга и по 50 тыс для кажд реб-ка не обл-ся. Высшая ст-ка прим-ся для дальних родст-ков и при стоим-ти > 8 млн крон.
Значит-ны по вел-не местные н-ги. В Шв 2 ур-ня мест-х органов власти. Страна сост из 24 лэнов и 284 коммун. Виды н-гов опред-т рикстаг, ст-ки устанав-т лэны и коммуны. В соотв-вии с адм/тер делением страны подох-й налог взим-ся так. Национ-й 20% с дох-дов > 170 тыс крон. Мест подох-й в среднем 13% лэнам, 17% коммунам, 1,1 церкви. Все лица облаг-ся подох-м н-гом индив-но (в сумме 30-31%). Н-г на имущ-во наоборот учитывает сумарную собст-ть семьи. Уплач-т его токо ФЛ. Имущ-во стоим-ю < 400 тыс крон освоб-ся. В пред-х 400-600 налог 1,5%, свыше 1,8 млн крон - 3%.пенсионерам устан-на скидка (одиноким в 1,5 раза, парам в 1,25 раза меньше) Одной из крупн-х статей дохода бюдж Шв явл-ся соц-е пл-жи в виде начисл-й на фонд опл труда. Общ сума начисл-й 38%. Если речь идет не о наем раб-ке, а о владел-х фирмы, то неск меняется стр-ра соц-х пл-жей, но общ удел вес = 39,3%. Фин-вый год начин-ся с 1.07. поступл-я д-дов бюдж: 41% - гос и муниц подох-й налог, 24% - НДС, 21% н-г на з/пл, 3,5% - н-г на имущ-во, 10,5% - прочие. Мах наказ-е за неуплату 2 года, штарф до 40% невыплач-х н-гов.