Рассмотрение представленного доклада может вызвать вопрос о месте и роли института уполномоченного по правам человека в системе публичных отношений в регионе.
Мы можем гордиться тем, что этот государственный орган является одним из старейших в Российской Федерации. Закон «Об уполномоченном по правам человека в Амурской области» был принят по инициативе депутатов Амурского областного Совета народных депутатов второго созыва 29.11.1999 г., а 18.01.2001 г. на должность уполномоченного был впервые избран Василий Петрович Глотов, проработавший на этом посту пять лет.
Позади – непростое время становления, поисков наиболее оптимальных и эффективных форм работы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что институт уполномоченного по правам человека доказал свою востребованность. Об этом свидетельствует стабильный уровень доверия жителей области, установившиеся конструктивные отношения уполномоченного с руководством области, органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и правоприменительными органами, общественными организациями, правозащитниками и, конечно, конкретные обращения граждан, получившие реальное разрешение своих вопросов с помощью института уполномоченного.
Отдельно следует отметить, что количество жалоб, поступающих на имя уполномоченного, не просто увеличивается, они становятся более разнообразными как по предмету обращения, так и в части их материально-процессуального обоснования. Всё это говорит и о росте гражданской активности населения. Фиксируется расширение сферы, где уполномоченный оказывает реальную помощь гражданам в восстановлении нарушенных прав.
Немаловажно, что в основу работы уполномоченного положен системный подход к решению вопросов, касающихся прав граждан. Значительные усилия направляются на аналитическую работу, а также на правовое просвещение жителей Амурской области.
Можно с уверенностью сказать, что и в дальнейшем деятельность института уполномоченного по правам человека в Амурской области будет направлена на формирование у граждан активной жизненной позиции, развитие стремления лично участвовать в экономическом и культурном развитии региона, совершенствование правовой культуры населения.
Особое внимание в этом плане должно быть, на наш взгляд, уделено решению таких вопросов:
содействие совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
содействие созданию системы правового просвещения и образования граждан, обеспечивающей доступность юридических консультаций для различных социальных слоёв населения области;
более тесное взаимодействие со средствами массовой информации по информированию граждан о гарантируемых им законодательством правах, способах и формах их защиты;
привлечение ресурсов различных государственных и общественных институтов, образовательной и высшей школы, неправительственных организаций, родителей и широкой общественности для правового просвещения, развития правовой и правозащитной культуры молодёжи.
Приложение № 1 к докладу о деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2010 году |
Рисунок 1
Сравнительные данные за весь период деятельности
Гг.
Рисунок 2
Количество обращений граждан, поступивших в адрес уполномоченного по правам человека за 2010 год
№ п/п | Месяц | Устные обращения | Письменные обращения | Всего |
1 | январь | 71 | 46 | 117 |
2 | февраль | 109 | 48 | 157 |
3 | март | 149 | 79 | 228 |
4 | апрель | 147 | 68 | 215 |
5 | май | 113 | 51 | 164 |
6 | июнь | 149 | 78 | 227 |
7 | июль | 196 | 83 | 279 |
8 | август | 127 | 72 | 199 |
9 | сентябрь | 84 | 57 | 141 |
10 | октябрь | 89 | 69 | 158 |
11 | ноябрь | 107 | 63 | 170 |
12 | декабрь | 114 | 59 | 173 |
13 | итого | 1455 | 773 | 2228 |
Рисунок 3