Понятие и критерии реорганизации коммерческих банков

Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал Финакадемии

 

Специальность БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Реорганизация коммерческих банков: понятие, критерии, формы и проблемы

 

 

Выпускник: СОЛОВЕЙ Ю. А.

___________(подпись)

Руководитель: БРАЦИЛО Д. Р.

__________(подпись)

 

 

 

Благовещенск 2010


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……….….…......3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………………….…..….4

1.1. Понятие и критерии реорганизации коммерческих банков…………….4

1.2. Формы и виды реорганизации коммерческих банков.…………..….....11

1.3. Правовые основы реорганизации………………………………………...23

ГЛАВА 2 РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ПРИМЕРЕ БАНКА……………………………………………………………….………………...61

2.1. Организационная характеристика банка…………….………………..…61

2.2 Процедура реорганизации банка…………………….………………...…68

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ…….………….…...73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………....…..76

Список использованных источников и литература……….……………..….80


 



ВВЕДЕНИЕ

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при относительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

В эпоху глобализации наблюдается беспрецедентная волна слияний и поглощений. Наиболее интенсивно консолидация происходит в финансовом секторе, масштабы слияний и поглощений с участием кредитно-финансовых учреждений (рыночная стоимость сделок свыше 1 млрд дол.) растут небывалыми темпами.

Сделки, совершаемые в форме слияний или присоединений, в международной практике и в России подлежат обязательному регулированию как в части соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.

В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), «О банках и банковской деятельности», Инструкцией Банка России № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности». 2.1Коммерческий Банк готовая


 


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Понятие и критерии реорганизации коммерческих банков

Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности в официальных документах отсутствует. Соответствующие части Гражданского кодекса (ст. 57), а вслед за ним и банковских законов и нормативные акты Банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм (способов) реорганизации, как их понимали составители ГК и других нормативных документов. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится. Тем не менее в них обозначается некий подход к нему.

Так, в Законе «О Центральном банке РФ» термин «реорганизация» употреблен один раз, именно в 74-й статье, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем:

а) начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление;

б) заменили руководителей;

в) провели реорганизацию.

Что означает последнее, не объяснено (видимо, слияние, присоединение или что-нибудь еще из этого ряда), однако ясно, что в данном случае «реорганизация» не отождествляется и не смешивается с «финансовым оздоровлением».

Как уже отмечалось ранее, в Законе «О несостоятельности... кредитных организацию» (редакция, введенная в действие в конце 2004 г.) установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков. К таким мерам здесь (ст. 3) отнесены:

1) финансовое оздоровление банка (хотя понятно, что если банк нуждается в финансовом оздоровлении, то он в большей или меньшей мере реально уже является финансово несостоятельным и, следовательно, речь уже должна идти не о предупреждении несостоятельности, а о восстановлении состоятельности);

2) назначение в банк временной администрации;

3) реорганизация банка.

При этом в Законе (п. 2 ст. 32) признаются лишь две формы реорганизации — слияние или присоединение.

Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным мерам в случаях, указанных в ст. 4 Закона, а именно, когда банк:

• на протяжении последних 6 месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов (кредитора) и/или выполнить обязательные платежи в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

• по той же причине не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения;

• допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов;

• нарушает норматив достаточности собственного капитала;

• нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;

• начиная с третьего года деятельности по итогам отчетного месяца допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера УК.

Банки, для которых реализация таких мер стала необходимостью, по классификации ЦБ относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к 3-й группе — «испытывающих серьезные финансовые трудности», в худшем — к 4-й группе, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении» (Указание Банка России № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»).

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент административного наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы.

Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации.

В-третьих, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны.

В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности (или предупреждения ее углубления), так и восстановления платежеспособности банков.

В-пятых, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.

Таким образом, в нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияния, присоединения и иные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект.

Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам (например, «больной» банк не сможет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла). Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими формами.

Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.

Более того, слияния и прочие «законные» формы — явления достаточно редкие, между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно.

Тем не менее проблемы «законных» форм реорганизации, для банковского сектора в целом являющиеся эпизодическими, оказываются существенными для отдельных банков. Так, во II квартале 2003 г. во всем банковском секторе России имел место один случай присоединения одного банка к другому, в III квартале — 4, в IV квартале — два случая, в I квартале 2004 г. — ни одного случая, в I и II кварталах2005 г. — три и два случая соответственно (см. также табл. 1).

Таблица 1

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

на 1.07 на 1.07 на 1.07 на 1.07 на 1.07 на 1.07
Внесено записей в связи с реорганизацией, всего 357 358 364 364 367 372
Из них в связи с реорганизацией:            
- в форме слияния 0 0 0 0 0 0
- в форме присоединения 357 358 364 364 367 372
в том числе:            
- путем преобразования в филиалы присоединяющих банков 323 323 326 326 329 330
- присоединения к другим банкам без преобразования в филиалы 34 35 38 38 38 42

Это не значит, что проблема не представляет практического интереса. В экономике остаются слабые банки, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. В той мере, в какой такое оздоровление связано с процедурами реорганизации, оно будет рассмотрено в данной главе. Проблематика собственно финансового оздоровления банков излагается главным образом в следующей главе книги. В том и другом случае определенную помощь как надзорным органам, так и самим банкам может оказать документ Базельского комитета «Руководство для органов банковского надзора по работе со слабыми банками».

Кроме того, слияния, присоединения и иные формы реорганизации, в которых, как уже было показано, с разными интересами участвуют не только проблемные, но и вполне благополучные банки, в той или иной мере будут применяться всегда. И делать это желательно с полным пониманием сути таких процессов.

Критерии реорганизации коммерческих банков.В Законе «О несостоятельности кредитных организаций» данный вопрос решается неоднозначно.

Первое из таких решений было представлено в начале настоящей главы (ст. 3 и 4 Закона). Между тем в ст. 32 Закона имеется второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка (напомним, по Закону — в форме слияния либо присоединения) в случаях, установленных в подпунктах 1—3 п. 1 ст. 17 «Основания назначения временной администрации». Получается, что требование о реорганизации может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк, сохраняющий лицензию, придет временная администрация (которой еще предстоит разбираться с ситуацией на месте).

Основания же эти следующие (относящиеся к реорганизации):

1) банк не удовлетворяет денежных требований кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

2) допустил снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;

3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%.

Разница с основаниями, которые приводятся в ст. 4 того же Закона, очевидна.

В Инструкции ЦБ № 126-И от 11.11.2005 г. «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (пп. 2.1, 3.2) подтверждаются оба названных выше решения. Видимо, это можно считать третьим решением.

Наконец, ничто не мешает Банку России потребовать реорганизовать банк в соответствии с уже упоминавшимся ранее Указанием № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Использующиеся в данном документе характеристики проблемных банков дают для этого широкие возможности. Напомним еще раз основные моменты его содержания.

В соответствии с названным Указанием в целом к проблемных относятся банки, отвечающие хотя бы одному из перечисленных ниже признаков:

• наблюдается хоть одно из оснований, указанных в ст. 4 Закона

«О несостоятельности… кредитных организаций»;

• имеется хотя бы один не устраненный факт нарушений правил ведения бухгалтерского учета и/или представления недостоверной отчетности;

• не обеспечивается представление предусмотренной в законодательстве информации о деятельности либо финансовом положении банка, либо допускаются действия (кроме представления недостоверной отчетности), препятствующие получению органами банковского надзора, а также физическими и юридическими лицами полной и/или достоверной информации о деятельности либо финансовом положении банка (отсутствие транспарентности банка);

• систематически (2 раза и более раза в течение последних 12 месяцев) не выполняются требования ТУ Банка России и/или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечения срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению указанных в нем недостатков.

Конкретно к 3-й группе (испытывающие серьезные финансовые трудности) относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

• не выполняют нормативов достаточности собственного капитала (при этом значение показателя HI не ниже 5%) и/или мгновенной (Н2) и/или текущей (НЗ) ликвидности;

• допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более трех рабочих дней и/или два случая нарушений за последние 3 месяца при расчете размера обязательных резервов.

К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемых форм отчетности, а также расчет размера обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на 5 рабочих дней, а также банки, систематически (два и более раза в течение последних 6 месяцев) задерживавшие представление требуемых форм отчетности до 5 рабочих дней.

К 4-й группе (находящиеся в критическом финансовом положении) относятся банки, проблемы в деятельности которых приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

• не удовлетворяют денежных требований отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательных платежей, в т.ч. перед Банком России, в течение одного месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;

• не выполняют нормативов достаточности собственного капитала;

• допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или более двух случаев нарушений за последние 6 месяцев при расчете размера обязательных резервов.

К данной группе могут быть отнесены также банки, систематически (2 раза и более в течение последних 6 месяцев) не представляющие требуемых форм отчетности или представляющие их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: