Формы и виды реорганизации коммерческих банков

Основные формы реорганизации кредитных организаций.

Слияние и присоединение в банках

Процедуры слияния и присоединения банков отличаются от аналогичных процедур в отношении других юридических лиц. Во-первых, они находятся под надзором Банка России и - что является новеллой для этого процесса - внешнего аудитора; во-вторых, сама процедура начинается задолго до проведения общего собрания, на котором участниками банков будет принято решение об их судьбе.

Обращаем внимание на роль внешнего аудитора - аудиторской фирмы (аудитора), который в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должен осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации. Использование этого лица имеет аналоги в зарубежной практике и российском законодательстве, в частности, в Законе об АО. ЦБ РФ рекомендует банкам принять решение о назначении аудитора; однако в число документов, которые направляет банк в Банк России после проведения общего собрания участников реорганизующихся кредитных учреждений, включено требование о необходимости представления отчета аудитора. Представляется, что аудитор при проведении реорганизации может не только осуществлять контроль, но и играть роль третейского судьи при возникновении спорных вопросов между банками.

Первый этап процедуры - проведение заседания совета директоров или иного органа, уполномоченного для принятия решения о проведении общего собрания по вопросу о реорганизации (в банках в форме ООО это может быть правление). Совет директоров должен принять указанное решение не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения общего собрания и не позднее чем за 30 дней направить уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка о предстоящей реорганизации, предполагаемом месте нахождении банка, а также о месте и времени проведения общего собрания (п.2.2.1 Положения N 12-П). Кроме того, Совет директоров банка в форме ОАО должен представить два экземпляра копии протокола, список участников и проект решения о соотношении номиналов конвертируемых акций (п.2.2.2 Положения N 12-П). К уведомлению прилагаются следующие документы:

а) проект договора о слиянии или присоединении;

б) проект бизнес-плана банка;

в) проекты передаточных актов;

г) проект устава (при слиянии) либо изменений и дополнений в устав (при присоединении);

д) проект сводного баланса банка (п.2.2.3 Положения N 12-П).

Естественно, большинство указанных в Положении N 12-П документов не может быть подготовлено после решения совета директоров; значительная их часть требует предварительного проведения консультаций реорганизующихся банков. В этом смысле Положение N 12-П регулирует только ту часть гораздо более широкого процесса реорганизации, которая может быть формализована и требует повышенного внимания со стороны надзорного органа. Так, большинство документов, прежде всего договор о слиянии или присоединении, выносятся на совет директоров уже будучи практически согласованными исполнительными органами банков. После проведения совета возможно только согласование аудиторской фирмы (аудитора), которая в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должна осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации.

Второй этап связан с деятельностью системы Банка России. После получения уведомления о предстоящей реорганизации ЦБ РФ может провести проверку банка с целью выяснения его финансового состояния. Как подчеркнуто в п.2.2.4 Положения N12-П, это - право территориального учреждения, которое будет использоваться в том случае, если существуют сомнения в достоверности отчетности. Если банк будет располагаться на территории, не подведомственной территориальному учреждению, то последнее в течение 3 рабочих дней извещает о предстоящей реорганизации территориальное учреждение по месту нахождения банка. В свою очередь, территориальное учреждение по месту нахождения банка не позднее 7 рабочих дней извещает реорганизующиеся банки и территориальные учреждения по месту их нахождения о проведении рабочего совещания. Цель проведения такого совещания - выявление на ранней стадии потенциально спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе реорганизации, а также установление оперативных контактов между сотрудниками надзорных подразделений территориальных учреждений, на которых возложен надзор за реорганизующимися банками, в том числе и на стадии реорганизации. Это совещание должно быть созвано не позднее чем через 3 недели с момента получения территориальными учреждениями по месту нахождения реорганизующихся банков уведомлений о готовящейся процедуре.

Третий этап - проведение общих собраний. Они могут проводиться не ранее чем через 30 дней после направления уведомления о реорганизации. При решении вопроса о реорганизации также должны быть решены вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении, в том числе о назначении аудиторской фирмы, осуществляющей совместный аудит банков.

Четвертый этап - работа с кредиторами обоих банков, а если хотя бы один из них действовал в форме акционерного общества, то с акционерами данного банка, которые заявят требование о выкупе принадлежащих им акций.

Пятый этап - подписание договора о слиянии или присоединении. Текст договора, с точки зрения процедуры, должен быть разработан к моменту проведения советов директоров, на которых принималось решение о реорганизации, утвержден на общих собраниях реорганизующихся банков. На общих собраниях также должны быть определены лица, уполномоченные подписывать от имени банков этот договор. В этом документе обязательно должен быть урегулирован вопрос о новых обязательствах, сторонами которых могут быть реорганизующиеся банки, если они (обязательства) возникнут до вступления в силу решения о реорганизации (п.2.1 Положения N 12-П). Самым простым способом решения было бы введение запрета на осуществление банками не только пассивных, но и активных операций в период, который формально начинается с момента подписания договора. Однако трудно представить, что банки согласятся на такое условие. Поэтому следует говорить о необходимости взаимного контроля (в случае сливающихся банков) либо контроля со стороны присоединяющего банка за присоединяющимся. Этот контроль может быть выражен во взаимном предоставлении ежедневных балансов и информации о текущих операциях; в ограничениях масштаба проводимых операций; в системе особого контроля с помощью представительства в органах, принимающих решения, при осуществлении крупных сделок и т.д.

Шестой этап - проведение совместного общего собрания. Оно не может быть проведено ранее чем через 30 дней со дня проведения общих собраний реорганизующихся банков, а в случае акционерных банков этот срок может увеличиться до 75 дней. На собрании принимается решение об учредительных документах банка, об избрании его органов управления; об утверждении сводного баланса; о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для регистрации выпуска акций и отчета об этом выпуске. Акции первой эмиссии реорганизованного банка распространяются только среди его учредителей.

Процедура присоединения по сравнению с процедурой слияния имеет ряд особенностей, хотя в целом они достаточно близки:

а) моментом реорганизации и, следовательно, возникновения банка является исключение из Книги государственной регистрации кредитных организаций присоединяющегося банка;

б) процедура формально связана с внесением изменений и дополнений в устав присоединяющего банка и регистрацией этих изменений Банком России.

По сравнению с процедурой слияния изменяется перечень документов, которые должны представить в территориальное учреждение Банка России лица, уполномоченные общим собранием. В их число включены:

а) документы, предусмотренные п.142 Инструкции N 49, в том числе: ходатайство кредитной организации, к которой осуществляется присоединение; протоколы общих собраний участников реорганизуемых банков, на которых было принято решение об их реорганизации в форме присоединения; передаточный акт; протокол совместного общего собрания; договор о присоединении; текст изменений и дополнений в устав присоединяющей кредитной организации; список участников банка; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банков об их реорганизации и т.д.;

б) документы, предусмотренные п.4.1 Положения N 12-П, в том числе: документы, необходимые для регистрации выпуска дополнительных акций и отчета об итогах их выпуска; бизнес-план банка; проект сводного баланса; проекты положений о филиалах; уведомление об открытии филиалов; заявление о закрытии корсчета присоединяющегося банка и субкорсчетов его филиалов, а также отчет аудиторской фирмы (аудитора).

Территориальное учреждение в течение 30 дней (если потребовалась проверка - в течение 60 дней) готовит заключение и направляет его в центральный аппарат Банка России. Одновременно с подготовкой заключения территориальное учреждение производит согласование изменений и дополнений в устав банка.

Третий этап связан с регистрацией изменений и дополнений в уставе банка Банком России. Специально оговаривается, что указанные изменения и дополнения в устав вступают в силу с момента исключения из Книги государственной регистрации кредитных организаций записи о прекращении деятельности присоединяющегося банка.

Банк сохраняет в полном объеме права на все виды операций, которые он мог производить в связи с действием лицензии присоединяющего банка. Однако по ходатайству реорганизующихся банков может быть выдана новая лицензия с расширенным перечнем операций, если присоединяющийся банк имел право их осуществлять.

Разделение и выделение

Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации.
Независимо от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут создаваться на основе как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

Панорама кредитной системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20%, что соответствует примерно 2 трлн дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты. Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная система является крупнейшим в мире учреждением по объему привлечения частных сбережений. На этом, как утверждают специалисты, основано экономическое и политическое могущество японского финансового капитала. Привлеченные денежные средства населения Японии поступают в распоряжение правительства, формируя как бы «второй государственный бюджет», достигающий почти 10% годового ВНП. Получая дешевые денежные средства через почтово-сберегательную систему, Япония до недавнего времени не нуждалось в развитии рынка государственных долговых обязательств.

При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Особенности регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации кредитной организации в форме выделения, заключаются в следующем:

в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту предполагаемого нахождения создаваемой кредитной организации наряду с обычными для регистрации новой кредитной организации документами, необходимо подать:

1. протокол общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации в форме выделения, о создании новой кредитной организации и утвержден разделительный баланс (три экземпляра);

2. разделительный баланс кредитной организации (три экземпляра);

3. четыре экземпляра изменений и дополнений в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации, содержащих информацию о реорганизации кредитной организации в форме выделения и об уставном капитале кредитной организации, уменьшенном в результате реорганизации;

4. по результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ заключение о возможности реорганизации кредитной организации;

5. при принятии по полученным документам положительного решения о государственной регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации кредитной организации в форме выделения, и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

а) в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения направляет в регистрирующий налоговый орган один экземпляр документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с сопроводительным письмом;

б) не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации ЦБ РФ вносит запись о государственной регистрации созданных в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой выделилась другая кредитная организация);

6. направляет с почтовым подтверждением оригинал свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученный от уполномоченного регистрирующего органа, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов, лицензии созданной кредитной организации в территориальное учреждение ЦБ РФ*, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, созданной в результате реорганизации;

7. в реестр, который ведется в территориальном учреждении ЦБ РФ, вносится запись о создании в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой произошло выделение).

Преобразования

Реорганизация кредитной организации в форме преобразования. При преобразовании кредитной организации - юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) - к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Преобразование кредитной организации может осуществляться следующими способами:

ü преобразование кредитной организации, существующей в форме акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью и наоборот;

ü преобразование кредитной организации, существующей в форме акционерного общества в общество с дополнительной ответственностью и наоборот;

ü преобразование кредитной организации, существующей в форме общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью и наоборот. Изменение кредитной организацией, действующей в форме акционерного общества, типа акционерного общества (например, закрытого на открытый) не является реорганизацией.

К кредитной организации, возникающей в результате преобразования, не предъявляются:

требования ЦБ РФ по минимальному размеру уставного капитала, применяемые в отношении вновь создаваемой кредитной организации;

требования о получении предварительного согласия ЦБ РФ на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации;

обязанность уведомления ЦБ РФ в случае приобретения более 5% долей (акций) кредитной организации при условии, что приобретение указанных долей было согласовано ранее и эти доли (акции) остаются неизменными или уменьшаются. Регистрация кредитной организации, возникшей в результате преобразования, характеризуется следующими особенностями:

в дополнение к обычным документам в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, представляются:

передаточный акт (три экземпляра);

две копии опубликованного в печати баланса преобразуемой кредитной организации с указанием наименования печатного органа, номера и даты публикации;

по результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в ЦБ РФ (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) заключение, содержащее:

оценку бизнес-плана;

информацию о реорганизации кредитной организации, ее финансовом положении;

перечень лицензий ЦБ 1>Ф, на основании которых она действует;
при принятии по полученным документам положительного решения о государственной регистрации кредитной организации, возникшей в результате преобразования, и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с сопроводительным письмом;

не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации ЦБ РФ вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о государственной регистрации возникшей в результате преобразования кредитной организации (с указанием организационно-правовой формы, в которой кредитная организация осуществляла деятельность до реорганизации);

направляет в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, с почтовым подтверждением оригинала свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов и лицензии преобразованной кредитной организации;

в реестр, который ведется в территориальном учреждении ЦБ РФ, вносится запись о создании в результате преобразования кредитной организации (с указанием организационно-правовой формы, в которой кредитная организация осуществляла деятельность до реорганизаций).

Таблица 2

Кредитные организации, реорганизованные в форме преобразования в I квартале 2010 год (информация подготовлена на основании сведений, поступивших из Уполномоченного регистрирующего органа на отчетную дату)


 

№ п/п

До реорганизации в форме преобразования

После реорганизации в форме преобразования

Наименование КО Рег. № ОПФ Дата регистрации Зарегистрированный уставный капитал (в соответствии с уставом) (тыс. руб.) Наименование КО Рег. № ОПФ Дата выдачи свидетельства о государственной регистрации Зарегистрированный уставный капитал (в соответствии с уставом) (тыс. руб.)
1 МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАНК общество с ограниченной ответственностью ООО 09.04.1992 1751 Акционерный коммерческий банк МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАНК открытое акционерное общество ОАО 09.02.2010 270650
2 Инвестиционный Коммерческий Банк "Русский Инвестиционный Альянс" (общество с ограниченной ответственностью) ООО 17.04.2003 3434 Коммерческий Банк "Русский Инвестиционный Альянс" (закрытое акционерное общество) ЗАО 31.12.2009 347850
3 Расчетная небанковская кредитная организация "Расчетная кредитная организация "Ипотечный расчетный центр" Общество с ограниченной ответственностью ООО 19.11.2003 3447 Расчетная небанковская кредитная организация "Расчетная кредитная организация "Ипотечный расчетный центр" Закрытое акционерное общество ЗАО 19.01.2010 16600

* ОПФ - организационно-правовая форма

ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью; ООО - общество с ограниченной ответственностью; ЗАО - закрытое акционерное общество; ОАО - открытое акционерное общество

Виды реорганизации

Видов реорганизации предприятий существует несколько — это разделение, выделение, слияние, присоединение и преобразование. Что касается реорганизации предприятия в форме преобразования, ее целью является изменение организационно-правовой формы субъекта хозяйственной деятельности, и происходит подобная реорганизация по решению самого субъекта.

Прочие виды реорганизации имеют более сложную природу. При реорганизации в форме разделения юридическое лицо прекращает существование, а вместо него создается два или более новых предприятия, к которым и переходят все его права и обязанности. Нередко подобный вид реорганизации является завуалированной ликвидацией предприятия. Если же, например, на базе продолжающего существование автотранспортного предприятия создается два новых, в одном из которых можно будет делать заказ автобусов, а в другом — ремонтировать автомобили, то подобная реорганизация называется выделением. Реорганизация в форме выделения или разделения — достаточно сложная процедура, поскольку она связана с разделением имущественных прав. Для того чтобы провести подобные виды реорганизации по всем правилам, лучше обратиться к услугам специализированной компании.

Слияние и присоединение — еще более сложные виды реорганизации предприятий. Технически процедура реорганизации особой сложности не представляет, зато слияние и присоединение нередко бывает связано с серьезными проблемами морального плана. Не являются редкостью случаи незаконных слияний и присоединений, в результате которых происходит банальный передел собственности. По этой причине реорганизации некоторых предприятий бывает возможно провести только с согласия уполномоченных органов.

Если вы встречаете в аэропорту партнеров, и вам необходим заказ микроавтобуса, вы предварительно обратитесь в фирму, сдающую в аренду автомобили. Если вам необходимо грамотное проведение такой непростой процедуры как реорганизация предприятия, свяжитесь со специализированной юридической фирмой. Это поможет избежать проблем как с кредиторами, так и с налоговыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: