Необходимость приватизации и национализации в России

Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.

В то время рассматривалось два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый – отрегулировать финансовые потоки, т.е. восстановление национальной валюты, борьба с инфляцией. Второй – менее очевидный тогда для многих, но более глобальный и перспективный, - собственность. В условиях кризиса государство не смогло существенно повлиять на инвестиции, технический прогресс, не смогло осуществить быструю переналадку производства в соответствии с требованиями потребителя. Только частный интерес мог помочь решить эти проблемы [6,49].

На протяжении 1993–2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами: первый этап – массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.), второй этап – денежная приватизация (1994–1999 гг.), третий этап – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999–2003 гг.).

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

1. Массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;

2 Обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;

3. Создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

5. Создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 

6. Расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Российская модель приватизации характеризуется тем, что массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации. Форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных заданий по приватизации. Отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано, отчасти, путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146 064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);

2) участвовать в чековом аукционе;

3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);

4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

На этапе чековой приватизации практически не были решены задачи привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций и появление эффективных собственников.

Такой малый объем участия объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

1. Сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

3. Способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

1. Продажу акций по инвестиционному конкурсу;

2. Продажу акций по коммерческому конкурсу;

3. Продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;

4. Продажу акций на специализированном аукционе;

5. Продажу предприятий на аукционах;

6. Продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;

7. Продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;

8. Выкуп арендованного имущества;

9. Продажу предприятий товариществам по особым льготам;

10. Продажу объектов незавершенного строительства

11. Продажу предприятий-должников

На современном этапе приватизации, в соответствии с принятой Концепцией управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации, поставлены следующие цели:

1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;

3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики [10,39].

Таким образом, управление государственной собственностью призвано способствовать воздействию посредством государственной собственности на объекты других форм собственности для решения общегосударственных проблем создания устойчивых предпосылок экономического роста и развития экономики и на этой основе выполнения социальных программ. В настоящее время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения государственного бюджета (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Поступление средств

 от приватизации государственного и муниципального имущества

 и их распределение

(в млн. руб.; до 2000 – в млрд. руб.) [1]

  1993 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества всего…………..… В том числе находившегося в собственности: федеральной……. субъектов РФ…... муниципальной Перечислено денежных средств: всего…………….. в федеральный бюджет…………... в бюджеты субъектов РФ…... в муниципальные бюджеты………… 450 163 67 220 355 71 96 130 3815 1994 354 1467 3570 1140 524 961 41609 37924 2199 1483 41216 31324 5274 1408 16756 12772 1886 2098 15405 9943 2641 2062 22857 14719 4444 3694 23139 13413 3854 3431 88673 72543 10295 5835 89007 70800 7984 5373 90143 67919 13798 8426 88832 65569 12401 7729 87462 34875 36597 15990 87268 34178 34846 14946

В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.

К основным результатам денежной приватизации следует отнести: выведение значи­тельной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте - в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. При этом:

1. Не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

2. Структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;

3. Привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

4. В ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Всего с 1991 по 2005 года было приватизировано более 200 тысяч государственных предприятий (табл. 2).

 

Таблица 2

Число приватизированных предприятий (объектов) [2]

 

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

21 января 2003 вышел правительственный законопроект "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ". Разработанный Минимуществом законопроект вступил в силу 1 января 2004 года. Он предполагает, в основном, "точечную национализацию" и исключительно для нужд государства. Как объяснили в правительстве, под нуждами государства понимается в первую очередь выполнение оборонных заказов. То есть под национализацию подпадут предприятия, которые производят продукцию, обеспечивающую обороноспособность и безопасность страны, если у государства не будет возможности разместить заказ на такую продукцию где-либо еще или приобрести ее на открытом рынке. По Конституции такие объекты могут попадать только в собственность РФ. Национализация будет проводиться исключительно на возмездной основе. Как обещают разработчики, пока владелец не получит все до последний копейки, отчуждаемая собственность не перейдет обратно в государственные руки. Определять объекты национализации будет правительство после согласования с президентом, а средства на компенсацию пропишет в отдельной секретной статье бюджета. Этих закрытых денег должно хватить и на покупку самого предприятия, и на оплату услуг оценщика, и на проведение конкурса для определения кандидатуры этого оценщика. Если собственник сочтет назначенную цену заниженной, он может оспорить решение в Арбитражном суде [17].

Сейчас в России государство все быстрее завоевывает и в обществе, и в бизнесе. Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства кроме нефтегазовой отрасли, электро­энергетической и атомной промышленности уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, ме­таллургия. В связи с происходящими сейчас процессами активизации государ­ства в экономике в настоящей статье хотелось бы рассмотреть проблему эф­фективности государственной собственности.

В последнее время происходят весьма крупные приобретения государственными предприятиями частных. В 2005 году «Рособоронэкспорт» приобрел 62% акций АвтоВАЗа. Для многих специалистов до сих пор выгода от этого приобретения остается достаточно смутной. Кроме того, государственным сектором было потрачено 7 млрд. $ на выкуп акций «Газпрома» у его собственных дочерних компаний, таким образом государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Но на этом госмонополия не остановилась, и далее последовало поглощение «Сибнефти», а в перспективе – получение половины «Славнефти». Обанкротившийся ГУТА-банк перешел к государственному Внешторгбанку [12,22]. Совсем недавно РАО «ЕЭС» приобрело «Силовые машины, а государственная «Роснефть» - «Юганскнефтегаз». В июне 2006 года ОАО «Российские железные дороги» принимает решение о покупке блокирующего пакета «Трансмашхолдинга», на который приходится 70% российского производства локомотивов, 85% магистральных пассажирских вагонов [16,29]. Осенью 2005 года «Роспром» вопросы объединения отрасли авиационного двигателестроения на базе четырех крупных предприятий: ОАО «НПО Сатурн», ОАО «Уфимские моторы», «Пермские моторы» и ФГУП «ММПП Салют».

Похоже, что Россия движется по той же спирали, что и другие рыночные страны с развитой экономикой. Либеральная политика дает возможность развиваться бизнесу, но при этом отходят на второй план социальные нужды общества. Следующий этап, когда эти нужды дают о себе знать, часто сопровождается национализацией, и получается такой капитализм, который в свою очередь неизбежно приводит к застою. Тогда опять устраняются меры, сдерживающие свободное и гармоничное развитие бизнеса, объявляется очередная распродажа самых лакомых кусков экономики. Сейчас Россия находится на втором этапе, когда время диктует необходимость социальных преобразований, необходимость повернуться лицом к человеку.



Заключение

Анализ теоретических основ процессов приватизации и национализации указывает на то, что они являются одними из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию данных процессов в обществе должны происходить сдвиги и в других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие эффективное функционирование нарождающейся частной собственности и уравнивающие ее в правах с государственной. В экономической области это прежде всего ликвидация монополий и создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, коммерциализация существующих госпредприятий, создание мощной финансовой и банковской системы, стимулирующей и обеспечивающей гарантиями малый и средний бизнес.

Идеальной модели каждого из процессов нет ни в одной стране. Опыт выявляет как положительные, так и негативные последствия. Процессы приватизации и национализации стали характерны для экономик всех стран мира в конце 70-х – начале 80-х. Более 80 стран приняли программы и законы о приватизации и национализации. Это важнейшие элементы процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной и государственной собственности. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках данных процессов тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и поэтому они должны рассматриваться только как составные части комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине всегда важно учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Приватизационного процесса в ряде стран Европы и в России показывает наличие общих тенденций:

1) Использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;

2) Введение чековой (или купонной) системы;

3) Низкая доходность приватизации;

4) Аукционная продажа малых объектов.

Приватизационный процесс в России характеризуется:

В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики

На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.

Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации – формированию “эффективного собственника” и созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены.

В 2003 г. начался отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом.

Национализация же в каждой стране проводилась в зависимости от социального уровня жизни общества, от проводимой государством политики и от необходимости развития стратегически важных отраслей хозяйства. Отличие национализационного процесса в России состоит в том, что отечественные специалисты не ищут идеального сочетания форм государственной и частной собственности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: