Критические замечания

 

Важную роль в системе переподготовки учителей истории играли и играют институты повышения квалификации. По мнению выступавших на семинарах педагогов, институты должны найти общую базовую линию, которая позволила бы им стать целостным субъектом, обеспечивающим системные изменения в переподготовке учителей истории.

 

Не секрет, что у части российских педагогов есть неудовлетворенность сложившейся практикой их переподготовки. Немало критических замечаний было высказано в адрес руководства институтов повышения квалификации. Начетнический характер некоторых новых гуманитарных курсов, оторванность от реальных проблем российской демократии, недостаточная погруженность в контекст реальной жизни – вот далеко не полный перечень проблем, возникающих на пути эффективной переподготовки учителей истории.

 

По мнению выступавших, в системе институтов нужно создавать иной тип отношений, основанный на добровольном признании партнерами друг друга как участников общего дела (повышения квалификации). При таком подходе институт вынужден не только, и не столько предлагать свои услуги, сколько ориентироваться на интересы, потребности и нужды, педагогического сообщества, конкретного учителя.

 

Выделялись принципы партнерских отношений:

 

· взаимная полезность;

 

· обоюдная ответственность;

 

· равноправие в выборе путей и способов достижения цели;

 

· сохранение самостоятельности при обязательности исполнения достигнутых договоренностей.

 

Чтобы реализовать этот тип взаимодействия ставилась задача формирования общностей (команд), способных осуществлять деятельность по повышению квалификации на местах. Это могут быть и базовые школы, и экспериментальные площадки, и методические объединения.

 

Есть реальная проблема несоответствия потребностей образовательной практики, потребностей учителей истории и потребностей преподавателейинститутов повышения квалификации. Соответственно, разрыв между этими потребностями, которые зачастую не пересекаются, обусловливает неадекватность предлагаемого на курсах материала и его малую эффективность.

Преподавателями институтов не в полной мере используются способы работы с конкретными личностными и профессиональными проблемами педагогов. На занятиях ими воспроизводятся устаревшие формы организации процесса обучения. Преподаватели института должны быть озадачены поиском реального механизма удержания и своей квалификации, и квалификации педагогов, проходящих курсовую переподготовку.

 

В системе повышения квалификации педагогов недостаточно внимания уделяется переподготовке:

 

· учителей сельских школ и отдаленных территорий;

 

· учителей истории, работающих в классах компенсирующего обучения;

 

· учителей – исследователей, занимающихся инновационной деятельностью.

 

Одним из механизмов улучшения деятельности институтов является рефлексия собственного содержания, разработка и внедрение конкретных практик повышения квалификации и аттестации учителей на разных уровнях компетенции.

 

Сегодня актуальной становится задача создания индивидуальных программ повышения квалификации для учителей, в которых учитываются и потребности, и образовательные возможности педагогов (полезность их опыта для других).

Процесс повышения квалификации, по мнению выступавших на семинарах специалистов, должен разворачиваться для каждого обучающегося как осознание, исследование, проектирование и управление своей деятельностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: