Итоги и перспективы работы

 

Характеризуя общие итоги двухлетней работы в области преподавания истории в школе, проводившейся в рамках Объединенной программы сотрудничества между Европейской комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе, можно отметить следующие позитивные результаты:

 

· Для обсуждения были выбраны проблемы, наиболее актуальные для преподавания истории в средних школах современной России в целом, и в Северо-Кавказском регионе, в частности. Первыми рассматривались вопросы об учебниках истории и подготовке учителей. Выбор проблем толерантности и интерпретаций истории имел особое значение для учителей истории данного региона. А, тема, посвященная интерактивному обучению, по существу означала обращение к ученику как субъекту образовательного процесса.

 

· Рассмотрение вопросов преподавания истории в школах Северо-Кавказского региона проводилось в контексте общероссийской образовательной практики и в сопоставлении с опытом ряда европейских стран (Испании, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства). Это позволило участникам лучше осознать как общность многих проблем, так и своеобразие путей их решения в том или ином регионе.

 

· При проведении семинаров сочетались разные формы презентаций и обсуждений, значительная часть времени была посвящена практическим занятиям, состоялись посещения уроков в школах. Благодаря этому семинары характеризовались высокой активностью участников.

 

· В процессе проведения семинаров было заметно, как меняется взгляд участников на используемые в школе средства обучения. Учителя заняли более самостоятельную позицию по отношению к учебникам истории. Если раньше речь шла преимущественно о пассивной критике недостатков учебников, теперь учителя перестали рассматривать учебник как единственный и исчерпывающий источник исторических знаний. Заметно возрос интерес к документам, изобразительным и историографическим материалам. Примечательно высказывание одной из чеченских учительниц: “Теперь я не буду такой беспомощной, как раньше, из-за недостатка учебников”. Можно сказать, что исторические тексты в широком понимании этого слова утвердились в своих правах в качестве первичных источников исторических знаний. Особое значение имеет внимание к первоисточникам там, где речь идет о региональной, локальной истории. Учителя отмечали, что сами ученики могут участвовать в работе по собиранию и изучению таких источников.

 

· Семинары способствовали обогащению педагогического потенциала десятков учителей, раскрывших для себя возможности практического применения современных обучающих стратегий, интерактивного обучения, педагогического диалога.

 

· Положительного отношения заслуживают инициативные предложения участников семинаров о разработке пособий по истории и культуре народов Северо-Кавказского региона, а также о создании региональной ассоциации учителей. Правда в этом случае нужно, чтобы данные предложения не остались лишь обращением к вышестоящим инстанциям, а реализовывались на местах.

 

Таким образом, можно сделать общее заключение, что работа семинаров, проводившихся в 2001-2002 годах в Северо-Кавказском регионе, была разносторонней, динамичной и полезной для многих ее участников и образовательной практики в регионе в целом.

 

Среди перспективных направлений дальнейшей работы в области преподавания истории в средних школах Российской Федерации следует назвать проблемы вузовской подготовки учителей истории, применения современных образовательных стратегий, методов изучения источников исторических знаний. Актуальной темой является также итоговая аттестация школьников (государственный экзамен) по истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: