Поддержка международных проектов в области школьного исторического образования как политический приоритет Совета Европы

 

Международные проекты в области школьного исторического образования – закономерная и очень существенная часть разносторонней деятельности Совета Европы. Еще на Венской (1993) и Страсбургской (1997) встречах глав государств и правительств был зафиксирован крайне важный тезис, подтвержденный всем ходом дальнейшего развития событий: основные вызовы завтрашнего дня на европейском континенте назревают в области образования и культуры. Поэтому, стремясь «усилить взаимное понимание и доверие между народами, в частности, путем принятия рекомендаций по вопросам преподавания истории, направленных на устранение предрассудков и усиления взаимного положительного влияния», Комитет министров Совета Европы в октябре 2001 года принял рекомендацию по вопросам преподавания истории в Европе в 21 веке (Rec (2001)15), в которой конкретизировал задачи организации в области международного сотрудничества следующим образом:

 

«Преподавание истории в демократической Европе должно:

 

· быть решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами;

 

· представлять одно из принципиальных звеньев в свободно возведенной европейской конструкции, основанной на общем историко-культурном наследии и обогащенной его разнообразием, даже конфликтного и порой драматического характера;

 

· позволить европейскому гражданину ощутить свою индивидуальность и принадлежность к соответствующему сообществу путем получения знаний об общем историко-культурном наследии в его местном, региональном, национальном, европейском и мировом масштабах».

 

Большую смысловую нагрузку в связи с этим приобретает такое понятие, как «европейское измерение». Цитируемый документ содержит прямые указания, что нужно делать, чтобы европейское измерение в преподавании истории стало реальностью:

 

· «показать длительные исторические связи между местным, региональным, национальным и европейским уровнями;

 

· способствовать преподаванию исторических событий или фактов, европейское измерение которых является наиболее очевидным, в частности, исторических и культурных событий и движений, являющихся составляющими европейского сознания;

 

· развивать всеми возможными средствами, в частности, с помощью информационных технологий, проекты сотрудничества и обменов между школами по темам относительно истории Европы;

 

· развивать интерес учащихся к истории других европейских стран;

 

· в зависимости от обстоятельств должна поощряться реализация международных и трансграничных проектов, базирующихся на изучении одной темы, сравнительном анализе или выполнении одной задачи рядом школ различных стран с использованием, в частности, новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями, а также школьными обменами и связями».

 

Как видно из этих основополагающих тезисов, международное сотрудничество занимает в деятельности Совета Европы в части развития школьного исторического образования отнюдь не меньшее место, чем такие традиционные сферы, как содержание исторического образования, разработка учебников нового поколения или подготовка учителей истории и повышение их квалификации. Более того, в большом ряде случаев международные проекты способны даже сыграть роль своеобразных катализаторов в отношении процессов, идущих в указанных сферах. Дело в том, что интенсивность усилий, направляемых на реализацию международных проектов, элемент здорового соперничества в области качества подготовляемых материалов, резкое расширение поля профессиональной деятельности участников – всё это способствует возникновению специфического творческого эффекта: многие «домашние» проблемы начинают видеться более объемно и отчетливо, их решение становится как бы частным случаем решения гораздо более амбиционных задач – таких, какие как раз и названы в программных документах Совета Европы.

 

Именно такую мобилизующую роль сыграли проекты, рассматриваемые в настоящем докладе. Их значение, как будет показано ниже, далеко выходит за рамки чисто учебно-школьного уровня. Но чтобы понять это, необходимо восстановить контекст обстоятельств, коллизий и событий, предопределивших и известный драматизм, и – в конечном счете – успешность реализации этих инициатив.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: