Точка зрения учителей

По мнению выступавших на семинарах преподавателей, ведущими задачами исторического образования в Российской Федерации сегодня являются:

 

· ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества;

 

· изучение истории на основе множественности взглядов и оценок, предъявляя учащимся либо сумму фактов для анализа, либо многообразие оценок, преодолевая политизацию и идеологизацию исторического образования;

 

· выработка у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыков работы с источниками исторических знаний;

 

· формирование навыков самостоятельного поиска знаний, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого. При этом было обращено внимание на излюбленную журналистами и некоторыми учеными фразу-штамп: «История не любит сослагательного наклонения». Однако тип мышления, иллюстрированный этой фразой – это тип, не предполагающий альтернативности, многовариантности, а настаивающий на линейном восприятии истории и однозначности оценки;

 

· формирование ценностных ориентаций учеников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей прошлого и настоящего, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому опыту других народов, к правам и свободам человека и гражданина;

 

· перенос акцента с пассивных методов работы на активные, диалоговые, интерактивные; аналитический подход к осмыслению истории и современности, формирование умения самостоятельного приобретения знания.

 

Конкретные предложения

Вот некоторые из высказывавшихся в ходе работы семинаров предложений:

 

· ускорить процесс разработки и принятия государственных образовательных стандартов исторического образования как основы развития системы образования педагога;

 

· создать, в том числе с помощью международных обменов, банки информации, видеотеки по актуальным направлениям развития преподавания истории;

 

· обеспечить условия равного доступа различных категорий учителей истории к источникам информации по новым образовательным технологиям;   

 

· развивать образовательные стратегии, позволяющие обеспечить общее ценностно-целевое и коммуникативное пространство профессионально-педагогической деятельности;

 

· использовать семинары и другие каналы международных взаимодействий в рамках программ Совета Европы в целях сравнительного анализа форм подготовки и переподготовки учителей истории.

 

· посвятить этой проблеме серию региональных семинаров в 2006-2010 годах по теме «Повышение квалификации учителей истории и преподавателей вузов (на Северном Кавказе, Урале, Сибири, Дальнем Востоке): опыт, проблемы, перспективы»;

 

· организовать международную Интернет-конференцию по проблемам переподготовки учителей истории;

 

· подготовить публикации, обобщающие мировой и российский опыт в этой области;

 

· использовать форму международных обменов и стажировок не только для повышения квалификации учителей, но и для переподготовки «учителей учителей», особенно из системы дополнительного профессионального образования;

 

· закрепить за рядом региональных Институтов развития образования (или педагогических вузов) функции центров переподготовки преподавателей системы дополнительного профессионального образования;

 

· развивать систему экспертизы и аттестации в области исторического образования и преподавания истории в средней школе;

 

· привести формы экспертизы и аттестации в соответствие с задачами реформирования преподавания истории, превратить их в фактор, реально влияющий на повышение эффективности подготовки и переподготовки учителей истории;

 

· развивать практику международной экспертизы качества образования, стандартов, учебников, форм организации образования педагога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: