По мнению выступавших на семинарах преподавателей, ведущими задачами исторического образования в Российской Федерации сегодня являются:
· ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества;
· изучение истории на основе множественности взглядов и оценок, предъявляя учащимся либо сумму фактов для анализа, либо многообразие оценок, преодолевая политизацию и идеологизацию исторического образования;
· выработка у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыков работы с источниками исторических знаний;
· формирование навыков самостоятельного поиска знаний, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого. При этом было обращено внимание на излюбленную журналистами и некоторыми учеными фразу-штамп: «История не любит сослагательного наклонения». Однако тип мышления, иллюстрированный этой фразой – это тип, не предполагающий альтернативности, многовариантности, а настаивающий на линейном восприятии истории и однозначности оценки;
· формирование ценностных ориентаций учеников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей прошлого и настоящего, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому опыту других народов, к правам и свободам человека и гражданина;
· перенос акцента с пассивных методов работы на активные, диалоговые, интерактивные; аналитический подход к осмыслению истории и современности, формирование умения самостоятельного приобретения знания.
Конкретные предложения
Вот некоторые из высказывавшихся в ходе работы семинаров предложений:
· ускорить процесс разработки и принятия государственных образовательных стандартов исторического образования как основы развития системы образования педагога;
· создать, в том числе с помощью международных обменов, банки информации, видеотеки по актуальным направлениям развития преподавания истории;
· обеспечить условия равного доступа различных категорий учителей истории к источникам информации по новым образовательным технологиям;
· развивать образовательные стратегии, позволяющие обеспечить общее ценностно-целевое и коммуникативное пространство профессионально-педагогической деятельности;
· использовать семинары и другие каналы международных взаимодействий в рамках программ Совета Европы в целях сравнительного анализа форм подготовки и переподготовки учителей истории.
· посвятить этой проблеме серию региональных семинаров в 2006-2010 годах по теме «Повышение квалификации учителей истории и преподавателей вузов (на Северном Кавказе, Урале, Сибири, Дальнем Востоке): опыт, проблемы, перспективы»;
· организовать международную Интернет-конференцию по проблемам переподготовки учителей истории;
· подготовить публикации, обобщающие мировой и российский опыт в этой области;
· использовать форму международных обменов и стажировок не только для повышения квалификации учителей, но и для переподготовки «учителей учителей», особенно из системы дополнительного профессионального образования;
· закрепить за рядом региональных Институтов развития образования (или педагогических вузов) функции центров переподготовки преподавателей системы дополнительного профессионального образования;
· развивать систему экспертизы и аттестации в области исторического образования и преподавания истории в средней школе;
· привести формы экспертизы и аттестации в соответствие с задачами реформирования преподавания истории, превратить их в фактор, реально влияющий на повышение эффективности подготовки и переподготовки учителей истории;
· развивать практику международной экспертизы качества образования, стандартов, учебников, форм организации образования педагога.