Предварительная защита дипломного проекта

 

Предварительная защита дипломного проекта проводится научным руководителем с целью определения готовности студента к защите на государственной аттестационной комиссии. Предварительная защита проводится в сроки, определенные утвержденным графиком. На предварительную защиту руководитель может пригласить других научных руководителей, преподавателей, а также студентов. Предварительную защиту рекомендуется проводить в обстановке, максимально приближенной к той, которая имеет место при работе ГАК.

На предварительную защиту студент представляет полностью завершенную и оформленную выпускную работу, а также демонстрационные материалы. Регламент предварительной защиты должен соответствовать регламенту работы ГАК. Роль комиссии в данном случае играет руководитель и все присутствующие на защите: они задают вопросы, ведут дискуссии, участвуют в обсуждении проекта и выступления дипломника. После предварительной защиты научный руководитель самостоятельно принимает решение о готовности проекта и студента к защите на ГАК. При этом он в пределах времени, предусмотренного графиком, может разрешить студенту доработать проект по результатам предварительной защиты до представления проекта на кафедру для рецензирования. Изменения и исправления в проекте после того, как он поступил на кафедру для рецензирования, не допускаются.



РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Для получения дополнительной и объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование дипломного проекта специалистами в соответствующей области.

Состав рецензентов утверждается приказом ректора (директора) по представлению выпускающей кафедры. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты организаций, предприятий и учреждений, научно-исследовательских институтов, преподаватели других вузов, специалисты государственных органов управления.

После завершения предварительной защиты дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю, который подписывает его и дает письменный отзыв. Вместе с письменным отзывом руководителя проект передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направлении его на внешнее рецензирование. Кафедра не сообщает студенту данные о рецензенте.

Критериями дипломной работы с позиций рецензента являются:

· соответствие дипломной работы специальности «Менеджмент организации»;

· актуальность темы;

· значимость теоретических результатов;

· четкость и логическая обоснованность в постановке целей и задач работы;

· объем и качество публикаций и других источников, используемых при выполнении работы;

· наличие ссылок на публикации;

· уровень выполнения, прогрессивности предложенных решений, убедительность обоснований, оригинальность;

· логика изложения материала, целостность работы;

· стиль и язык изложения материала (ясность, образность, лаконичность, лексика, грамматика);

· использование современных методов исследования (информационные технологии, экономико-математические методы и др.);

· качество оформления, презентабельность;

· практическая ценность работы.

Рецензенту настоятельно рекомендуется выявить недостатки работы, сформулировать замечания, но вместе с этим необходимо указать и достоинства проекта, если таковые, по мнению эксперта, в нем имеются.

Пересказывать содержание проекта и его глав в рецензии не следует. Рецензия должна быть выполнена в объеме, не превышающем двух страниц машинописного текста, или разборчиво от руки. Форма рецензии произвольная (примерная форма бланка приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 6). В заключении рецензент должен выразить свое мнение о возможности представления работы к защите, а также оценить работу в баллах: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Подписывая рецензию, рецензент указывает свою ученую степень, ученое звание, должность, место работы.

Рецензия вместе с дипломным проектом возвращается заведующему выпускающей кафедрой не позднее, чем за три дня до защиты. Ознакомившись с отзывом руководителя, рецензией и самой работой, заведующий кафедрой принимает решение о допуске студента к защите. Решение о допуске фиксируется резолюцией заведующего кафедрой на титульном листе. Студенту предоставляется возможность ознакомиться с рецензией до защиты дипломного проекта.

В случае, если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзыва руководителя и рецензии, не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора дипломного проекта. Протокол заседания кафедры передается на утверждение декану факультета.



ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Общие положения

 

Однозначных, канонизированных требований к изложению содержания дипломного проекта не существует и, едва ли они необходимы и возможны, поскольку могут быть применены различные способы решения проблем в дипломном проекте, изложения его основных положений и системы обоснований. Вместе с этим, многолетняя практика выполнения выпускных квалификационных работ, установившиеся правила представления результатов исследования позволяют сформулировать обоснованные рекомендации, выполнение которых не наносит ущерб творческой инициативе, а напротив позволяет представить работы с более осмысленных позиций.

Общие требования к дипломному проекту:

· тема дипломного проекта должна соответствовать выбранной специальности, содержание дипломного проекта должно соответствовать теме.

· дипломный проект должен носить проблемно ориентированный, а не реферативный характер;

· количество использованных источников должно быть не менее 40 – 50 наименований;

·  количество источников, на которые приводятся ссылки, должно быть не менее 80% от общего количества использованных источников;

· источники должны носить не учебный, а преимущественно научный характер, при этом количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно превышать 25% от общего списка;

· объем работы 85 – 100 страниц (без учета приложений);

· материалы дипломного проекта печатаются на одной стороне листа;

· теоретическая часть проекта ориентируется на выявление и анализ проблем и не должна носить учебный характер в виде пересказа материала из учебников;

· теоретическая часть проекта должна по объему преобладать над практической.

При выполнении дипломного проекта студент должен:

· обосновать актуальность выбранной темы;

· раскрыть методологические проблемы, связанные с избранной темой исследования;

· подобрать и критически проанализировать важнейшие литературные источники по теме исследования;

· определить объект и предмет исследования;

· сформулировать цель и задачи исследования;

· предложить и обосновать способы решения задач;

· разработать структуру работы;

· решить задачи исследования в соответствии с поставленной целью;

· в максимальной степени использовать современные методы исследования, информационные технологии и компьютерную технику;

· обосновать практическую значимость работы;

· сформулировать результаты и дать им оценку.

· правильно оформить работу.

При выполнении дипломного проекта студент должен показать:

· умение выявлять и решать проблемы в процессе выполнения дипломного проекта;

·  понимание методологического инструментария, используемого им при решении задач дипломного проекта;

· умение четко формулировать собственные теоретические результаты и обосновывать то, как они используются в практической части;

· умение излагать в заключении теоретические и практические результаты всей работы и давать им оценку.

 

Язык работы

 

Выпускная работа должна быть написана грамотным языком, с применением научного стиля, для которого характерно стремление:

· к точности, простоте, ясности;

· к логической стройности:

· к постоянному взаимодействию с общелитературным языком;

· к строгой обоснованности применяемых терминов;

· к широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка;

Рекомендации Международной конференции редакторов определяют необходимость лаконичного изложения материала простым языком, избегая жаргонных слов. Специальная терминология должна использоваться в том случае, если она общепринята в данной области. Если же возникает необходимость во введении новых терминов, то они должны четко определяться и обосновываться. В упомянутых «Рекомендациях …» отмечено также, что «следует избегать этимологически ошибочной терминологии, двусмысленных фраз, нелитературного языка».

Знание основных закономерностей языка и стиля научной и технической литературы, структурных особенностей научного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание научного произведения и адекватному выявлению содержащейся в нем основной проблемной информации, облегчает коммуникацию автора и читателя посредством научного произведения.

В научном тексте недопустимо употребление таких слов как «общеизвестно», «может быть», «само собой разумеется» и т.п., так как они искажают научное восприятие проблемы.

7.3 Структура дипломного проект а

 

Любой дипломный проект включает в себя:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

 

Введение

 

Введение состоит из нескольких условно обозначаемых частей. В первой части обосновывается актуальность выбранной темы, ее значение для современного менеджмента, основные проблемы, существующие в рамках данной темы.

Во второй части определяются объект и предмет исследования, а также цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Цель и задачи должны быть определены в конкретных формулировках и относиться к содержанию дипломного проекта, а не к общим проблемам в рамках поставленной темы. Это означает, что задачи должен будет решить сам студент в процессе выполнения выпускной работы и получить соответствующие результаты. Цель и задачи не должны носить учебный характер, т.е. нельзя ставить цель – изучить какой-либо вопрос. Формулировка цели может включить в себя такие термины, как, например, «исследовать», «обосновать», «определить», «показать», «разработать» и т.п.

В третьей части введения необходимо указать методологию выполнения работы, методы и способы решения сформулированных задач. В работе могут использоваться любые методы из арсенала средств исследования систем управления: экономико-математические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода, социологические и другие качественные и количественные методы.

Каждую часть введения целесообразно начинать с абзаца. Общий объем введения составляет полторы-две страницы. В целом введение представляет собой постановку задачи дипломного проекта, поэтому его не следует трактовать как предисловие к работе.

 

Основная часть

 

Текст между введением и заключением является основной частью дипломного проекта. Основная часть включает в себя теоретические, аналитические и прикладные вопросы. В ней может быть не более трех-четырех глав, в каждой из которых должен раскрываться самостоятельный вопрос в рамках целостной концепции дипломного проекта. Главы разделяются на параграфы (как правило, не более двух-трех) для последовательного рассмотрения содержания работы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы все части были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Теоретический материал, выполняющий при исследовании методологическую функцию, обычно излагают в первой главе. В теоретической части необходимо отразить состояние проблемы, закономерности, присущие данному объекту исследования. Особое внимание следует уделить методам исследования, представить различные точки зрения специалистов по рассматриваемым вопросам, а также свою оценку существующих и новых, нетрадиционных подходов.

Аналитическая часть дипломного проекта представляет анализ состояния исследуемых вопросов применительно к рассматриваемому объекту. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования (явления или процесса в экономике и менеджменте, организации, предприятия, подразделении предприятия и т.п.). Описание сущности объекта, его анализ проводится лишь в той мере, в какой это нужно для решения достижения поставленной цели.

В основной части необходимо провести критический анализ публикаций по выбранной теме, выявить проблему в рамках этой темы и обосновать подходы и решение этой проблемы.

При анализе литературных источников необходимо стремиться к последовательному изложению и обоснованию своей позиции по дискуссионным вопросам, подкрепляя ее ссылками на тех авторов, которые ее разделяют, и дискутируя с теми, у которых она отличается. В дипломном проекте каждая заимствованная точка зрения должна иметь ссылки на ее автора во избежание плагиата. Ссылаться можно только на те источники, которые изучены студентом лично. При прямом заимствовании текста из любых источников (цитирование) этот текст необходимо взять в кавычки. Количество цитат и их размеры должны быть минимальными. Любое изложение заимствованных положений также должно иметь ссылки на использованный источник. Необходимо помнить, что наличие плагиата является основанием для снятия работы с защиты. Правила оформления ссылок приведены в разделе «ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА» настоящих методических указаний.

Конкретное содержание и способ структуризации основной части определяется спецификой темы и решаемой проблемы. В работе можно описать историю вопроса, уточнить формулировки и определения. Содержание проекта любой направленности должно носить доказательный характер. В работе раскрываются методы решения поставленных задач, решаются эти задачи и дается оценка полученным результатам.

В основной части дипломного проекта целесообразно вносить и обосновывать предложения организационного, управленческого, экономического характера, предложения по совершенствованию хозяйственной и предпринимательской деятельности.

При выполнении дипломного проекта по специальности «Менеджмент организации» необходимо иметь в виду, что финансовый анализ объекта исследования не может быть конечным результатом исследования. Результаты подобного анализа, должны рассматриваться, как один из источников информации для выявления и разработки обоснованных управленческих решений.

В работе могут рассматриваться альтернативные варианты решения проблемы. Отбор лучших из них должен производиться по обоснованным критериям.

Последняя глава традиционно носит прикладной характер. В ней проводятся расчёты, обосновываются рекомендации, разрабатываются конкретные мероприятия и т.д. Категорически нельзя сводить предложения по решаемой проблеме к декларативным положениям типа "улучшить", "изменить", "расширить", "поднять" и т.п. Практическая часть дипломного проекта должна содержать конкретные и обоснованные проектные решения в области управленческой деятельности в рамках специальности «Менеджмент организации».

При написании отдельных глав необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между главами и последовательность перехода от одной части к другой. Каждая предыдущая глава должна готовить основания для рассмотрения проблем в следующей главе, поэтому вся работа должна носить целостный, логически упорядоченный и завершенный характер. Каждую главу и каждый параграф целесообразно заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущей главы должны подводить к основному содержанию последующей и обеспечивать, таким образом, связь между собой, единство всей работы. Выводы по главам не обязательно выделять в самостоятельный параграф. Главы по количеству страниц не должны существенно отличаться друг от друга.



Заключение

 

Содержательная часть дипломного проекта завершается заключением. В нем должны содержаться конкретные выводы о результатах исследования, их оценка и практические рекомендации. В заключении не допускаются общие рассуждения, не относящиеся к результатам, полученным лично студентом, и к сущности разработанных им проектных решений.

Заключение нельзя рассматривать как послесловие. Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении. В заключении также можно указать перспективы дальнейшей разработки темы.

В заключении целесообразно использовать следующие стилистические обороты: исследовано; рассмотрено; обосновано; показано; предложено; выявлено; установлено; разработано; рассчитано и т.п.

Поскольку заключение является своеобразным отчетом по выполнению поставленных во введении задач, то этот отчет по каждой задаче целесообразно давать по следующей схеме:

· Что сделано лично студентом? (Действие).

· Что получено лично студентом? (Результат действия).

· Что следует из полученного? (Оценка результата).

Общий объем заключения может составлять одну-две страницы. Оно должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе, какие теоретические результаты им были получены, как эти результаты применялись в практической части, какие при этом были получены практические результаты, и в чем заключается их значение.

Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты.



Приложения

 

Материалы, не являющиеся частью дипломного проекта, но способные усилить, дополнить или проиллюстрировать какие-либо его положения, можно разместить в приложении. Приложение не является обязательной частью дипломного проекта. В приложении могут размещаться только те материалы, отсутствие которых не препятствует пониманию исследования. Приложения (приложение) должны быть обозначены в оглавлении. Каждое приложение должно иметь свой номер и заголовок (название). По тексту дипломного проекта следует делать ссылки на соответствующие приложения. Страницы приложений могут иметь общую с дипломным проектом нумерацию. Необходимость общей нумерации страниц приложений определяется особенностями конкретных приложений. Например, если в качестве приложения используется светокопия документа, имеющая свою нумерацию, или образец рекламной продукции, то в таких случаях нумерация страниц приложений нецелесообразна. В любом случае все приложения должны быть перечислены в оглавлении с указанием их номеров и заголовков. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: