Одно из определений педагогического дизайна формулируется следующим образом: "Педагогический дизайн касается понимания, улучшения и применения методов обучения. Результатом педагогического дизайна как профессиональной деятельности является нечто подобное архитекторскому чертежу - проект того, каким должно быть обучение. Педагогический дизайн как научная дисциплина касается вопросов изучения оптимальных проектов". Из каких элементов состоит такой проект? Педагогический дизайн всегда был связан не просто с описанием деятельности как таковой, а с вопросами интеграции информационных средств, а позднее и новых мультимедиа в образовательную деятельность. Высококачественные электронные образовательные ресурсы являются важным фактором развития образования, что подтверждается интересом организаций, занимающихся стандартизацией, к качеству учебной деятельности, например IMS.
Рисунок 1.4. Проектирование ЭОР
Проект учебного процесса включает в себя дизайн ЭОР, необходимых для обучения. На самом деле, все модели педагогического дизайна включают фазу проектирования, разработки, проверки и даже апробации образовательных ресурсов. Например, AUDIO, модель Dick & Carey. На рисунке показана модель Dick & Carey. Это наиболее структурированный пошаговый подход к педагогическому дизайну, и разработка мультимедиа продукта могла бы рассматриваться как подпроцесс фазы "Разработка и выбор материалов". Можно было бы предположить, что этот подпроцесс может основываться на результатах предыдущих фаз. Однако в обстановке обычного традиционного учебного заведения преподаватель скорее всего пойдет к ИТ-специалисту и объяснит, что ему нужно -если только они найдут общий язык. И весьма вероятно, что ИТ-специалист не будет иметь никакого представления о курсе обучения и будет помогать, опираясь на свое (только частичное) понимание проблемы.
|
|
Можно сделать общий вывод, что при определении специальной фазы разработки электронных материалов традиционные модели педагогического дизайна не объясняют связей этой фазы с другими фазами процесса.
Интеграция разработки ЭОР и педагогического дизайна может осуществляться на трех уровнях деятельности:
– уровень образовательного контекста;
– уровень требований;
– уровень проектирования.