На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами.
Первый – быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избежание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.
Второй – агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование.
Третий - неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанным в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему. Преимущества неагрессивного настаивания на своем. Спросить у детей, какую выгоду можно получить, по их мнению, умея не агрессивно настаивать на своем. Выписать на лист или на доску.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение, повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите, возрастающая самооценка, повышение чувства контроля за своей жизнью, понижение личностной тревожности из-за межличностных конфликтов, повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами вверх, уважение и симпатия со стороны окружающих.
Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем.
|
|
Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента:
1. скажите о вашей позиции
2. назовите причины или суждения в пользу этой позиции
3. признавайте позицию и чувства другого человека
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:
1. скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена
2. потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и так далее.
Я – высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую, я хочу, мне не нравится, я могу, я согласен.
Психолог: «А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела(позы); дистанция».
|
|
Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.
Выводы:
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.
Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение. Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем постоянной работы над собой.
Упражнение «Диалог».
Цель: формирование навыка отстаивания своих интересов.
Двум участникам предстоит разыграть ситуацию, в которой один должен убеждать, а другой отказываться. Например, один просит другого прийти к нему вечером, чтобы помочь отремонтировать полку (разобрать задачу, дошить платье и так далее.). Упражнение выполняется в течение определенного времени или до тех пор, пока один из участников не сдастся.
Упражнение «Конфликт нападающего и защищающегося».
Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.
Психолог: Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «нападающего», другой – «защищающегося».
Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается в следующем – он должен силой тянуть за руки партнера и приказным тоном командовать: «Пойдем!». Второй же должен оказывать сопротивление («Не пойду!»).
И так в течение 2 - 3 минут, потом они меняются ролями.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали?
- Изменилось ли это ощущение и как?
- Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?
3. Заключительная часть
Рефлексия:
Обсуждение итогов занятия.
Занятие 5.
Тема: «Умение слушать других»
Цель:учить детей концентрироваться, способствовать развитию слуховой памяти;развивать умение слушать других.
Вводная часть
А) Приветствие.
Упражнение «Рукопожатие вслепую».
Цель: установление более тесного межличностного контакта между участниками тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения
Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами.