Педагоги-психологи детских оздоровительно образовательных лагерей «Чайка» и «Ромашка – 2» (ДТДиМ г. Оренбурга) ежегодно проводят различные мероприятия в которых задействованы все члены детского и взрослого коллективов. Педагоги-психологи ДООЛ нашли новый способ наладить общение между всеми участниками образовательного процесса — это психологическая акция.
Первая проведенная акция носила экспериментальный характер. Педагоги-психологи испытывали средство, способное объединить, сплотить педагогов, администрацию, детей и подростков, привлечь родителей. Возрастной диапазон аудитории колебался от 7 до 60 лет при общей численности приблизительно 90–130 человек. Проводить с таким количеством людей психологическую развивающую работу не представляется возможным, поэтому целесообразно прибегнуть к внешнему средству, отвечающему поставленным задачам. В настоящее время, психологические акции являются одной из основных форм работы проводимых психологами в ДООЛ.
Психологическая акция представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве отряда или лагеря. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.
|
|
Цель: расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений
Задачи:
-создание положительного эмоционального фона
-развитие коммуникативных умений детей и подростков
-повышение сплоченности всего лагерного коллектива
“Следопыт”
Цель: сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, поднятие общего позитивного эмоционального тонуса
Время реализации: начало смены
Ход акции: заполнить маршрутный лист, для этого необходимо познакомиться с детьми, персоналом и исследовать территорию лагеря. Ведущий заранее оговаривает время предоставленное на выполнение задания.
«Ищу друга»
Цель: развитие позитивных межличностных взаимоотношений между детьми и подростками
Время реализации: начало смены
1 этап - подготовительный: изготовление бланков (с участием помощников)
2 этап - реализация акции: объявления о работе доски объявлений «Ищу друга», заполнение участниками акции бланков и размещение их на доске объявлений
3 этап - подведение итогов: подсчет количества участников акции. Награждение организаторов акции дипломами, обсуждение
«Моя семья»
Цель: поддержка детей, тоскующих по дому
|
|
Время реализации: начало смены
1 этап - поиск участников. В период адаптации выявляются дети (наблюдение, беседа), сильно тоскующие по дому. Ребятам оказывается психологическая поддержка, и предлагается поучаствовать в акции. В этот же период изготавливается ватман-основа для будущей работы. На ватмане изображено желтое солнце, символизирующее радость и теплоту
2 этап - реализация акции. На участие в акции выделяется время в течение которого ребята рисуют своих мам, пап, бабушек, дедушек, пишут слова благодарности, стихи, мини-сочинения. В это же время всем желающим предоставляется возможность оставить признания в любви своим родителям на ватмане-солнце
«Сказки на ночь»
Цель: способствовать адаптации детей и подростков к условиям лагеря, снижение тревожности перед сном
Время реализации: в течение всей смены
1 этап - подготовительный: набор инициативной группы, инструктаж о чтении сказок, правилах и особенностях поведения в детских комнатах
2 этап - реализация акции: распределение по комнатам, чтение сказок. Текущее наблюдение за состоянием детей младших отрядов
3 этап - подведение итогов: в конце смены награждение участников дипломами в номинации «Великий сказочник»
«Возьмемся за руки»
Цель: способствовать развитию межличностных взаимоотношений в отрядах и лагере
Время реализации: начало смены
1 этап: Организаторы заранее изготавливают и размещают афишу о проведении акции
2 этап: Инструкция для ведущего - «В один прекрасный момент вы услышите от организаторов акции слова "Возьмемся за руки!". В этот момент необходимо взяться за руки с теми кто стоит рядом и под дружное "Ура!!!" (допускаются и другие радостные звуки) запустить волну.» Если позволяет время акцию можно повторить еще через несколько минут, но при этом желательно подойти с ключевой фразой к тем ребятам, которые воздержались от участия в акции или присоединился к ней в последнюю минуту.
«Тайный друг»
Цель: способствовать развитию межличностных взаимоотношений в отрядах и между отрядами
Время реализации: в течение смены
1 этап - подготовительный. Набор инициативной группы, подготовка плакатов, листовок. В первый день акции вывешиваются плакаты, объявления о ее начале
2 этап - реализация акции. По условию каждый участник выбирает себе «объект» - и в течение оговоренного времени оказывает ему знаки внимания так, чтобы человек («объект») не догадался, кто его тайный друг. Каждое послание обозначается буквами «Т.Д.»
3 этап - подведение итогов акции
Текст объявления:
«Внимание! Согласитесь, что в нашем лагере много симпатичных людей. Но всегда ли есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость, иногда – забывчивость, иногда – застенчивость. Но сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, который тебе нравится, и стань его Тайным Другом. Что это значит? А вот что: Тайный Друг старается сделать что-нибудь приятное своему Избраннику. Это может быть подарок, помощь, доброе слово. Главное, чтобы Избранник почувствовал ваше внимание и заботу. При этом, не забывай, что ты – Тайный Друг. Поэтому, все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. Каждое послание или другой знак внимания обозначай буквами «ТД». А если у тебя вдруг появился Тайный Друг, постарайся подумать, кто он? Оглядись по сторонам, может среди твоих знакомых есть человек, который проявляет к тебе симпатию и заботу».
«Подари настроение»
Цель: улучшения эмоционального фона участников акции
Сроки проведения акции: в течение смены
Подготовительный этап: выдача материала для участия в акции персоналу и детям
Основной этап: непосредственное проведение акции
|
|
Заключительный этап: подведение итогов
Каждый отряд получает дерево без кроны и пакет с раздаточным материалом (цветами, листьями, бабочками и т.д.) на каждого человека. Задача детей и персонала заключается в оформлении своего «дерева» пожеланиями, способными поднять настроение. Акция длится целый день, и можно увидеть, как с каждым часом увеличивалось количество цветов на деревьях.
«Волшебная шкатулка»
Цель акции: улучшения эмоционального фона участников акции
Время реализации: в течение смены
1 этап - подготовительный: необходимо найти и напечатать как можно больше вариантов добрых пожеланий. Желательно выбирать текст, ориентированный на каждого независимо от пола, возраста
2 этап – основной: в шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями. Психолог прогуливается со шкатулкой по лагерю, предлагая уникальную возможность задать важный вопрос вселенной и получить ответ. Все желающие сосредоточенно закрывают глаза, вопрошают у вселенной, а потом тянут записки.
«Письмо маме»
Цели и задачи:
— формирование ценностных ориентиров детей и подростка
— гармонизация детско-родительских отношений
— актуализация позитивного опыта рефлексии
Форма и методы проведения:
— беседа в группах «Мама — самое главное слово»
— открытое письмо маме (техника незаконченных предложений)
— вручение писем мамам на празднике посвященном родительскому дню
Бланк письма
Здравствуй, ___________________________________________________!
В этот особенный день я хочу признаться тебе в том, что ______________.
Сегодня праздник, и я хочу ______________________________________.
Я не всегда бываю __________________________, но я всегда_________.
Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты __________.
Я знаю, что ты меня любишь за _________________ и что бы ни случилось в жизни, что бы ни происходило, я люблю тебя, потому что______.
Всегда любящий(ая) тебя _______________________________________.
«Подари улыбку миру»
Время реализации: в течение смены
1 день: Приготовить и распространить красочные афиши, которые призывают к участию в акции и информируют о ее ходе по дням. Весь материал первого дня подготавливался организаторами (с привлечением актива лагеря) заранее
|
|
2 день: В свободное время несколько человек (психолог или актив) фотографируют улыбки всех желающих принять участие в акции
3 день: Организаторы распечатывают на обычной бумаге фотографии участников и делают газету «подаренных улыбок». Она вывешивается для всеобщего обозрения на самом видном месте
4 день: Организаторы акции готовят бланки для голосования по номинациям: самая игривая, голливудская, очаровательная, неожиданная и загадочная улыбка лагеря (номинации могут быть любыми).