Схема возникновения конфликта

Динамика конфликта.

Динамика конфликта находит свое выражение в следующих стадиях протекания:

1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.

2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.

3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.

Типы конфликтогенов

1. Стремление к превосходству:

- Прямые проявления превосходства (приказ, угроза, критика, насмешки).

- Снисходительное отношение (проявление превосходства,но с оттенком доброжелательности «Неужели вы не понимаете?» «Вы умные человек, а поступаете..». Конфликтогеном здесь является снисходительный тон.

Если ты умнее других - никому не говори об этом!!!

- Хвастовство (восторженный рассказ о своих успехах реальных и мнимых вызывает желание поставить хвастуна на место).

- Перебивание собеседника, повышение голоса (мои мысли более ценны, чем твои…) Цитата: «Хорошие мысли приходят редко» (Энштейн)

- Утаивание информации - сплетни, домыслы, тревога.

- Нарушение этики (толкнул, наступил, не поздоровался).

- Обман или попытка обмана.

2. Проявление агрессивности.

Агрессивность может быть природной и ситуативной. Повышенная агрессивность – человек «ходячий конфликтоген» - выплескивает раздражение на окружающих.

Человек с низкой агрессивностью рискует добиться в жизни намного меньше, чем достоин.

3. Проявление эгоизма.

Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Функции конфликтов

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

Работа в подгруппах: заполнение таблицы.

Таблица 1

Функции конфликтов

Конструктивные функции Деструктивные функции

По отношению к участникам конфликта

1. позволяет более полно оценить индивидуально- психологические особенности личности; 2. выход эмоций, снятие напряжения, которое давило на человека; 3. Источник развития личности (опыт решения трудных ситуаций). 1. ухудшение настроения; 2. стрессы, которые могут привести к различным заболеваниям; 3. Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, то человек может в подобной ситуации прибегнуть к такому же способу решения проблемы без достаточных на то оснований.

По отношению к группе

1. высвечивает нерешенные проблемы; 2. проявляет общественное мнение; 3. может выполнять функцию сплочения группы. 1. временное нарушение взаимодействий в коллективе; 2. частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

4. Способы выхода из конфликтной ситуации (К. Томас)

Конкуренция - сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера (стремление добиться своего в ущерб другому).

Избегание- отсутствие внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера (уход от ответственности за решение).

Компромисс - представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной (поиск решений за счет взаимных уступок).

Сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Приспособление – предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы уходят на задний план.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным являются такие способы выхода из конфликта как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны

5. Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ):

Конфликты в системе «взрослые - взрослые»:

вожатый - администрация;

вожатый - родитель;

вожатый - вожатый.

Конфликты в отношениях «вожатый - администрация»

Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- четкое знание своих функциональных обязанностей;

- обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам;

- неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия;

- компромиссный подход к разрешению ситуации;

- демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации.

- наличие четких договорных отношений (подписанный договор).

    

Конфликты в отношениях «вожатый - родитель»

Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый - родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);

- четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;

- правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;

- привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.

И просто учесть, что все родители: а) хотят, чтобы их дети не «испортились» после лагеря; б) надеются, что их дети за период оздоровительной смены не будут обделены индивидуальным вниманием; в) хотят слышать, что их ребенок очень хороший; г) желают, чтобы дети просто нормально отдохнули.

Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый»

Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми;

- изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях;

- везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.

Типы конфликтов в системе «взрослые - дети»

Конфликты в системе «взрослые - дети» включают в себя следующие типичные случаи:

- «вожатый - ребенок»;

- «администрация - ребенок»;

- «обслуживающий персонал - ребенок».

Конфликты в отношениях «вожатый - ребенок»

Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам: а) нарушение дисциплины; б) невыполнение ребенком поручений; в) неумение детей жить в коллективе; г) разница темпераментов и т. д.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;

- укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.

Конфликт в отношениях «администрация - ребенок»

Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, администратору необходимо помнить, что мы, взрослые, уже повзрослели, а ребенок - развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: