Критерии оценки правовой работы и пути ее совершенствования

Как отмечает С.С.Алексеев, «хотя в ходе общественного развития происходит высвобождение (отдифференциация) правовых средств от иных средств регуляции, и прежде всего от моральных императивов, моральные критерии остаются основой оценки права»[565]. С данным положением трудно не согласиться, однако возникает закономерный вопрос, что выступает источником формирования и критерием оценки содержания не только правовых предписаний, но и самих нравственных норм, моральных критериев, на основании которых происходит оценка права. Как было установлено во второй главе последним источником как правосознания, правовых норм, так и нравственного сознания, моральных критериев, является религиозное сознание, Закон Божий. Именно с позиции незыблемых, проверенных временем и многими поколениями духовных законов, сформулированных, закрепленных в Священном Писании, и следует оценивать как складывающиеся в обществе моральные нормы, так и правовую работу, действующее законодательство и динамику его изменения.

Святитель Феофан Затворник дает в этой связи такой совет: «Мир ли хочешь узнавать, или человека, или историю, или другое что – повсюду проведи Богооткровенные истины и все ими проверяй, согласное принимай, несогласное отвергай. Следствием сего будет то, что вся область нашего ведения будет проникнута Божией истиною, которая сообщит ему единство, стройное согласие во всех частях, и отсюда непоколебимую твердость. Тогда ум наш не будет уже влаяться всяким ветром учения»[566].

Отмечая призрачность, непостоянство, изменчивость научных знаний, Святитель Феофан Затворник указывал: «Наука не самостоятельная госпожа. В моду вошло выставлять науку, как царственную некую особу. Особа эта – мечта. Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтоб давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукою, как хотят». В другом месте Святитель указывает на критерий истинности научной теории: «Пусть загодя готовится различать теории от подлинных фактов. Теории – личное дело учащих, факты – общее достояние. Истинной настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христианскими истинами»[567].

По утверждению архимандрита Рафаила (Карелина): «наука – это процесс, не имеющий конца, где одна гипотеза сменяет другую по мере накопления фактов, при этом на одних и тех же фактах могут быть созданы различные теории. Наука не может решать мировоззренческую проблематику, так как метафизические вопросы лежат за пределами ее наблюдений, т.е. вне ее компетенции… Что касается философии, то она оперирует логикой, как инструментом для построения мысленного здания, в основе которого лежат постулаты – недоказуемые положения»[568].

Как видно из всего выше изложенного доверять оценку права и правовой работы науке, не основанной на христианском учении, опасно, поскольку научные знания, не основанные на Законе Божием, как показывает история России (дореволюционный, советский и постсоветский периоды), зыбки и изменчивы, а чем дальше научные знания от Богооткровенных истин, тем ощутимее ложность, фальшь и лицемерие научных теорий, их пагубное воздействие на общество и человека. Особенно остро это ощущается в праве, правовой деятельности, правовой работе, выступающей своего рода проявлением духовного мира в мире материальном; невидимого мира – в видимом; духа, идеи, замысла – в материи, плоти, действии, работе. При этом правовая работа является не только результатом воздействия духовного мира, но и средством, с помощью которого осуществляется воздействие духовного мира одних людей (законодателей, правоприменителей, правовоспитателей) на духовный мир других (исполнителей, законопослушных граждан, обучаемых). А это значит, что посредством правовой работы может насаждаться ложь и различные духовные заболевания, повреждающие правосознание и затрудняющие, ухудшающие жизнь людей, либо распространяться и утверждаться в жизни людей истина, опираясь на которую оздоравливается, укрепляется, возвышается дух, а вместе с ним повышается уровень правосознания, правовой работы и благосостояния граждан. 

Проводя различие законов вещественного и разумного мира Святитель Феофан Затворник отмечает: «Всеправящая десница Божия имеет два закона для действий своих: иначе действует она на мир вещественный, и иначе на разумные твари. Вещественный мир течет по положенным в нем силам и законам к указанной ему мере неуклонно. Тут нет места произволу!... Не то в отношении к разумным тварям, для которых вещественный мир есть только место развития, поприще и сцена действования. Здесь назначает Господь и частные, и общие цели; но к достижению их никого не связывает, а ожидает, чтоб разумно свободные твари сами осознали сии цели и сами себя свободно определили к достижению их. Те, кои входят в намерения Божии, ублажаются и блаженствуют. Те, кои не хотят войти в сии намерения и уклоняются от них, отвергаются и страдают. Но это уклонение некоторых не делает того, чтоб намерение Божие осталось неисполненным. Одни не исполнили, другие вступят на место их, чтоб исполнить. – Если и сии не исполнят, воззваны будут третьи и четвертые пока, наконец, явятся такие, кои верно исполнят их. Неизменность законов промышления Божия относительно разумных тварей состоит в неизменности целей, а в исполнителях их оставлен полный произвол, полная свобода – и, стало, – изменчивость. Вся задача, стало быть, и частных лиц, и целых обществ, и государств – в том, чтоб войти в намерения Божии и исполнять их, попасть на путь промышления Божия и идти по нему. Народ верный указаниям Божиим, благословляется и благоденствует, стоит и крепнет; народ, перестающий быть ему верным, слабеет по мере неверности, как по мере верности стоит и продолжает жить.

Как же попасть на путь промышления Божия? – Верным исполнением воли Божией и преданностью Его водительству. Воля Божия изложена во святой вере Христовой: ходи по указанию и требованию сей веры – и будешь ходить в воле Божией»[569].

Именно Богом установленные «неизменные цели», «законы промышления Божия» являются теми критериями, эталонами, относительно которых необходимо оценивать как правовую работу, правовой режим в целом, так и каждое правовое средство на предмет того, насколько они способствуют, помогают или наоборот – вредят, мешают верному исполнению воли Божией и достижению тем самым главных целей существования на земле и частных лиц, и целых обществ, и государств.

Архимандрит Рафаил (Карелин) указывает: «Спасение – это синергетический акт, в котором человеческая воля соединяется с божественной волей, становится покорной благодати и дает возможность благодати действовать в душе человека. Благодать – это жизнь и истина. Где нет истины, там нет вечной жизни, там дегенерация бытия, вечный распад, который перестает быть жизнью, но не превращается в небытие. Грех – это ложь интеллектуальная и нравственная: имеющая своим началом, источником и олицетворением сатану. Человек чрез покаяние, силой благодати должен преодолевать ложь своей жизни, но для этого ему необходимо иметь твердый критерий истины, а не свои субъективные представления о ней. Таким критерием является Церковь, хранящая Откровение»[570].

Отсутствие в обществе единых твердых критериев истины, правильных духовных знаний, единых твердых, незыблемых духовных ориентиров, системы духовных ценностей, основанной на неизменных духовных законах, приводит ко многим пагубным последствиям. Ярким примером тому является активное внедрение в сознание людей посредством науки и права термина «безопасность».

Безудержное распространение термина «безопасность» (например, безопасность военной службы, информационная безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п.) – результат непонимания духовных основ и духовных целей человеческой жизни, средство усыпления бдительности и внимания к угрозам[571], результат подмены понятий, ведущий к дезориентации, путанице, ложным, заведомо неосуществимым целям. Как может быть военная служба без опасностей, тягот и лишений, особенно в военное время? Как можно добиться отсутствия опасности в области информации, если именно она как раз и является главным источником возникновения преступных помыслов, беззакония и зла, опасностей и угроз, как это и было выявлено и наглядно показано во второй главе настоящего исследования?

Между тем, эта прописная истина была известна издавна. Так, фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379-1471) в своих наставлениях о духовной жизни прямо указывал: «Не может быть в мире безопасности и полного мира… ибо в нас самих то, что искушает нас»[572].

В большинстве случаев безопасность определяется (в научной литературе, а вслед за ней и в правовых актах) как состояние защищенности того или иного объекта[573], а не как состояние отсутствия опасности (как это следует из его буквального значения). Если же внимательно посмотреть и вдуматься в содержание этого термина и его определение, то обнаруживается тонкая подмена понятий, явное противоречие: состояние отсутствия опасности отождествляется с состоянием защищенности, т.е. готовности противостоять опасности. Возникает в этой связи бросающееся в глаза недоразумение – как можно защищаться от опасности, которой не существует?

В этой связи нелепыми звучат и выражения с применением этого ложного термина, например, «повышение безопасности» (непонятно, как можно повышать или понижать то чего нет, – если нет денег в кармане, то никому не приходит в голову говорить о повышении отсутствия в этом кармане денежных средств, поскольку пустоты в кармане от этого больше не станет) или «обеспечение безопасности» (абсурдно даже в далеком будущем надеяться на возможность достижения обществом или человеком состояния полностью исключающего все возможные опасности уже хотя бы потому, что человек никогда не сможет выявить все потенциальные объективно (а не субъективно) существующие опасности (в силу ограниченности своих знаний об окружающем мире и человеке), тем более все их предотвратить, а пытаться обеспечить такое состояние полного отсутствия опасностей и вовсе безрассудно).

Между тем, опасность это категория субъективная, психологическая. Осознание степени опасности или осознание ее отсутствия зависит от многих личностных качеств (знаний, духовного уровня, внимательности, чуткости, наблюдательности, аналитического склада ума, памяти и т.п.) и в первую очередь от бдительности. То, что для одного человека представляет серьезную угрозу, для другого может показаться незначительным, а для третьего и вовсе не представлять никакой опасности. Поэтому и самый «надежный» способ борьбы с опасностями – не обращать на них внимания, не придавать им значения, стараться их не замечать. А самый «верный» путь достижения безопасности – распространение в общественном сознании и воспитание в обществе беспечности, безразличия, равнодушия к угрозам, с одной стороны, и вытеснение бдительности, с другой. Также все более важное значение приобретает управление общественным вниманием путем переведения его с более важных угроз на незначительные, посредством его организованного и целенаправленного отвлечения, захвата и удержания на менее важных, специально, искусственно созданных объектах.     

Таким образом, произошедшая подмена понятий и фактическая замена, повсеместное вытеснение термина «защита» термином «безопасность» оказывает пагубное воздействие на сознание людей и их деятельность, поскольку вместо призыва к бдительности, концентрации усилий общества для защиты от подстерегающих опасностей и угроз гражданам постоянно внушают прямо противоположную мысль об отсутствии опасности (возможности достижения с помощью законов, тех или иных правовых средств некоего состояния безопасности общества), что, в свою очередь, неизбежно приводит к беспечности и расслаблению людей, а вслед за этим – к духовной и физической деградации, разложению и гибели как граждан, так и всего народа в целом.

Негативно отразилось данное явление и на деятельности Вооруженных Сил, у которых в настоящее время согласно Военной доктрине РФ[574] (утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706) нет вероятного противника, а значит и готовится к войне, повышать боеготовность войск, обороноспособность государства не имеет смысла. Отсюда и отношение общества к армии и военной службе, уровень ее финансирования и фактически резкое падение поставок вооружения, значительное снижение технического оснащения войск (по сравнению с советским периодом). Расходы же на оборону, военная служба по призыву превращаются (в сознании общества) в непомерную обузу, которую и ликвидируют постепенно вместе с Вооруженными Силами, посредством их бесконечных сокращений. С сокращением армии и экономии на ней неуклонно падает обороноспособность страны, а значит, и защищенность граждан.

Таким образом, складывается, казалось бы, парадоксальная ситуация – чем больше говорят о безопасности, подразумевая защищенность, тем ее (этой защищенности) меньше. Объяснить такой обратный эффект можно с помощью духовных законов. В частности, весь Новый Завет пронизывает требование, призыв – бодрствуйте[575], мужайтесь[576]. Одним словом, согласно духовным законам требуется постоянно пребывать в состоянии повышенного внимания, быть бдительным, стремиться распознать зло и быть в готовности с ним бороться. Однако, посредством управления вниманием (подробно рассматривалось выше в параграфе 2.6), путем перевода его с необходимости защиты (мобилизации сил, концентрации внимания на угрозах) – на состояние отсутствия опасности (расслабленности, беспечности), притупляется бдительность и ослабляется духовная воля, т.е. создаются благоприятные условия для размножения и распространения зла (опасности от него исходящего) со всеми вытекающими из этого социальными последствиями, которые особенно сильно захлестнули Россию в последнее время.

Для избежания подобных попаданий в духовные капканы системой координат, в которых должна измеряться и оцениваться правовая работа, должен быть Закон Божий и основанное на нем учение Православной Церкви, в свете которых и следует внимательно рассматривать правовую работу, разрабатываемые и внедряемые правовые средства. Именно с помощью духовных законов необходимо выявлять в правовой работе слабые места и на основе, прежде всего, именно этих законов вырабатывать действенные правовые и другие средства по исправлению недостатков.

Поэтому одним из главных направлений совершенствования правовой работы в государстве и его Вооруженных Силах является не обеспечение военной, безопасности военной службы или еще какой-либо безопасности, а надежное обеспечение вооруженной защиты Отечества, неуклонное повышение боевой готовности личного состава войск, прежде всего его боевых и духовных качеств (бдительности, воли, мужества, сплоченности, взаимовыручки, твердости, преданности, патриотизма, жертвенности, исполнительности и т.п.), обороноспособности государства, прежде всего его способности своевременно выявлять военные угрозы и адекватно на них реагировать.

Другой, близкий с безопасностью, пример являет собой внедрение и широкое распространение в юридических документах и правосознании термина «правовое обеспечение».

Под обеспечением принято понимать то, что служит ручательством, гарантией, обеспечивает сохранность, исполнение чего-нибудь[577]. Однако право или правовые средства сами по себе (без активного участия человека, его сознательной целенаправленной волевой деятельности) не могут ни служить гарантией, ни обеспечивать исполнение чего-нибудь. Такой своего рода гарантией могут выступать как показывает юридическая практика и вся история России лишь высокие человеческие качества субъектов правовой работы, исполнителей. Именно личностные качества характеризуют высокое или низкое состояние духа лиц, призванных осуществлять то или иное обеспечение, в т.ч. и средствами права, т.е. правовое. Разве может пацифист или предатель разработать и издать качественный правовой документ, боевой приказ? Разве сможет трус обеспечить выполнение боевого приказа сопряженного с риском для жизни? Разве сможет вор или пьяница обеспечить надежную сохранность военного имущества и надлежащее материальное обеспечение личного состава? Именно духовный уровень субъекта правовой деятельности предопределяет и обеспечивает качество достижения целей с помощью права, но не право без учета (независимо от) субъекта и его духовного состояния гарантирует, обеспечивает наилучшую реализацию целей, стоящих перед военной организацией, обществом, государством.

Под обеспечением военных (боевых) действий принято понимать комплекс мероприятий, проводимых в интересах поддержания войск (сил) в боевой готовности, сохранения их боевой готовности и создания благоприятных условий для успешного и своевременного выполнения поставленных им задач. По характеру решаемых задач и осуществляемых мероприятий обеспечение военных (боевых) действий подразделяется на оперативное (боевое) обеспечение, морально-психологическое обеспечение, техническое обеспечение, тыловое обеспечение и медицинское обеспечение[578]. Как видно из данного контекста обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в определенных интересах (т.е. для достижения конкретных целей). В этом сущностном значении термин «обеспечение» близок к термину «правовая работа», закрепленному в ст. 1 Наставления по правовой работе в ВС РФ (утв. приказом МО РФ 2001 г. № 10) и представляющему собой в общих сущностных чертах комплекс мер, осуществляемых уполномоченными органами и должностными лицами, в целях успешного решения определенных задач и достижения конкретных целей. Разница в этих определениях состоит в том, что правовая работа указывает, кем она осуществляется, и тем самым признает, что от качества личностных характеристик ее субъектов зависит и качество самой правовой работы. А обеспечение – исключает данный ключевой фактор (человеческий) и не указывает, кем проводится указанный выше комплекс мероприятий, тем самым утверждая, что можно гарантировать, обеспечивать достижение целей без учета человеческого фактора, личных качеств участников этой деятельности.

Таким образом, введение в правосознание и в юридическую литературу, а затем и в законодательство термина «правовое обеспечение» (под которым понимается некая гарантия достижения заданных целей путем проведения комплекса мероприятий, связанных с правом, правовыми средствами) есть результат духовной слепоты, непонимания духовных основ правовой деятельности, а значит – ложный путь. Ощущаемое в последнее время стремление заменить живую правовую работу (учитывающую ее субъект и его правосознание, духовный уровень) мертвым правовым обеспечением (обезличенным, безразлично относящимся к субъектам его осуществляемым, их правосознанию, уровню и качеству духа) есть не что иное как результат тщетной попытки построить организационно-правовой социальный механизм, позволяющий достигать цели без человеческого фактора, без учета личностных качеств, духовного уровня, воли лиц, включенных в этот механизм, это общество.

Анализ природы данного социального явления в правовой сфере позволяет выявить его двуединую скрытую цель. Во-первых, создается такой правовой механизм, лежащий в основе общественных отношений, в котором человек превращается в мертвый, бездушный элемент («винтик»), духовная воля которого не имеет никакого значения при выборе и достижении социальных целей, а это значит, что из этого общества исключается духовное начало – Бог, который есть Дух, любовь, путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – а, следовательно, негласно включается прямо противоположное начало, ведущее, как уже ранее неоднократно отмечалось, в смерть. Во-вторых, создается мощнейший правовой механизм достижения целей без учета их духовного содержания, а значит и злых целей, – независимо от воли участников этого механизма или сообщества (в основе которого будет функционировать этот организационно-правовой механизм). В третьих, внедрение и распространение ложного понятия «обеспечение» дезориентирует, а по сути сводит на нет эффективность кадровой работы, согласно главного принципа которой вверх должны выдвигаться лучшие в духовном отношении, по своим моральным и волевым качествам, личности. Обеспечение же не учитывает этот ключевой фактор и таким образом делает вполне возможным назначение на важные должности, выдвижение вверх лиц с низкими морально-деловыми качествами, которые осуществляют в соответствии со своим низким уровнем правосознания и низкий уровень правовой работы, а значит, соответственно, дают и низкий результат, губят дело. Вместе с тем, духовные законы прямо указываю: «…нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. …злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое…» (Лк 6, 43-45). Именно такая вредная кадровая политика назначения на важные государственные должности лиц, по своему духовному уровню не соответствующих этим должностям, и позволяет разваливать государственные дела, губить государства.      

Это лишь пара примеров (безопасность и правовое обеспечение), рассмотрение которых позволяет понять, насколько тяжело ориентироваться при организации и проведении правовой работы без опоры на духовные законы, без объективной и беспристрастной оценки с их незыблемой вершины сущности и содержания разрабатываемых и внедряемых правовых средств. Как легко уклониться в ложное направление, наносящее ущерб военному делу, государству, человеку.

Помимо духовных законов мироздания, вскрытых, собранных и глубоко исследованных в рамках Православного учения, вторым, нижестоящим, подчиненным (по отношению к первому – духовным законам) уровнем критериев оценки и измерения правовой работы являются цели государства, ведомства, организации, коллектива. Другими словами, те конечные результаты, которые предполагается получить в результате осуществляемой совместной деятельности. Именно относительно этих целей и должна измеряться и оцениваться правовая работа. Необходимо постоянно вести анализ того, насколько те или иные правовые средства способствуют достижению этих целей, насколько правосознание субъектов правовой работы соответствует этим целям и позволяет их успешно достигать либо продвигаться в направлении их достижения. Цели должны основываться на духовных законах и способствовать их реализации, воплощению в жизнь. Именно с этих позиций должны выбираться и оцениваться прежде всего сами цели. Здесь также существует иерархия целей по степени значимости и важности, что уже было подробно рассмотрено в первых параграфах настоящей главы.

Третий уровень критериев оценки правовой работы, который де факто проводится в войсках – это законодательство. Состояние правовой работы в военной организации, как правило, оценивается с позиции соблюдения законодательства органами военного управления, личным составом. Для такой оценки выработаны и соответствующие критерии, по каждому из которых и собираются за определенный отчетный период (как правило год) численные показатели (количество совершенных преступлений, отмененных или опротестованных приказов командиров, поданных или поступивших исков, рассмотренных жалоб военнослужащих и т.п.). Все эти показатели собираются в течение года и анализируются в итоговом докладе о состоянии правовой работы в военной организации за соответствующий период. Такой доклад готовится подразделением юридической службы военной организации и представляется на рассмотрение первому руководителю этой организации, который на основании количественных показателей и их анализа оценивает состояние правовой работы в вверенной ему организации и принимает решение о мерах по ее совершенствованию.

Таким образом, из трех уровней критериев измерения и оценки качественного состояния правовой работы на практике применяется лишь третий, осуществляемый на самом низком уровне. С позиции же достижения целей военной организации (ее подразделений) с помощью правовых средств, а тем более духовных законов, правовую работу никто практически системно не оценивает, предполагая, по-видимому, что система целей, закрепленная в законодательстве, других правовых актах, единственно верная и не требует пересмотра и корректировки. Однако, как показывает сама жизнь и рассмотрено в настоящем исследовании на деле это далеко не так. Ориентиры, в направлении которых развивается и изменяется законодательство в последние два десятилетия противоречат как духовным законам, так и целям государства и общества, в связи с чем и происходит беспрестанная утрата мощи (в т.ч. и военной) государства, постепенная сдача позиций по всем основным направлениям – духовном, идеологическом, политическом, экономическом, военном и т.д. 

В этой связи огромное значение приобретает методическое руководство правовой работой, суть которого должна составлять выработка методологических основ качественного улучшения, совершенствования правовой работы и их внедрение, претворение в жизнь. Методическая работа должна рассматривать и анализировать правовые средства, правовую работу не только с позиции практической стороны, ее количественных показателей, но главным образом – в свете Истины, с позиции беспрестанной борьбы Добра и зла, с недосягаемой высоты неизменных духовных законов существования общества, оценивая, благо или вред несет человеку и государству то или иное правовое средство или правовая деятельность прежде всего в духовном плане. Именно на такую систему координат, систему измерения и оценки правовой работы должна ориентироваться вся правовая деятельность и прежде всего методическое руководство правовой работой.

В этой связи выдвигаются высокие требования к правосознанию, духовному уровню субъектов правовой работы, особенно привлекаемых к методическому руководству правовой работой. Это должны быть лучшие представители из всех субъектов правовой работы, имеющие глубокие духовные знания и практический опыт, хорошо понимающие духовную сущность права, его смысл и предназначение в управлении государством и развитии общественных отношений. Не обойтись здесь и без помощи лучших, наиболее духовно опытных представителей Русской Православной Церкви, военного духовенства. Такая помощь может быть полезна и оказываться двумя способами: духовного воспитания, повышения духовного уровня (а вместе с ним и уровня правосознания, правовой культуры) субъектов правовой работы, и консультирования органов военного управления при разработке и применению наиболее важных в духовном отношении правовых средств, методологии улучшения правовой работы, выявлению главных направлений ее совершенствования.

Указанная помощь духовенства будет весьма полезна и эффективна при решении с помощью правовых и иных средств таких важнейших для военного дела и правовой работы вопросов как укрепление боевого духа и морально-психологического состояния личного состава войск, воспитания у воинов высоких качеств защитника Отечества, повышение правосознания, правовой культуры, воинской дисциплины, исполнительности, формирование беззаветной преданности своему Отечеству, любви к своему народу, патриотизма и жертвенного служения Родине, добросовестного отношения к исполнению своего воинского долга по защите Отечества и других духовных основ воинского служения, без которых невозможна военная служба в ее истинном значении. Большая польза может быть от военного духовенства и в связи с определением духовного уровня, уровня правосознания воинов при решении вопросов о назначении на ответственные должности.  

Метод оценки – духовные и физические последствия применения правовых средств должны сопоставляться с предполагаемыми результатами от применения правовых средств. При этом необходимо оценивать не только сами правовые средства, но и состояние правосознания субъектов применяющих эти правовые средства. Нередко негативные результаты применения правовых средств наступают не по причине их несовершенства, а в связи с низким уровнем организованности, знаний, волевых качеств лиц, на которых возложена обязанность по их применению. Это и недостаточное реагирование на правонарушения, вплоть до укрывательства преступлений командирами, это и своекорыстные интересы ответственных должностных лиц органов военного управления при заключении и исполнении хозяйственных договоров, заключаемых воинскими частями и др.

Непонимание ключевого, определяющего значения уровня правосознания при применении правовых средств привело к другому негативному явлению в правовой работе, когда все ее усилия направляются в сторону замены человеческого фактора системой правовых норм, вместо того, чтобы работать прежде всего над повышением уровня духовности, правосознания и правовой культуры субъектов правовой работы правоведы пытаются найти универсальную норму, которая бы исключала влияние на правовую работу человеческого фактора (уровня правосознания, духовных качеств личности). Сама жизнь, а также исследования, проведенные различными учеными (П.И.Новгородцевым, И.А.Ильиным, Б.И.Пугинским и др.), как выше уже отмечалось наглядно показывают, что это ложное направление, ведущее к кризису правосознания, а значит загоняющее в тупик и правовую работу, которая без высокого уровня правосознания немыслима, поскольку в этом случае правовая работа вместо средства утверждения в обществе Божественной Истины, правильных, изначально установленных законов бытия, становится слепым орудием произвола бушующих человеческих страстей, утверждения в обществе неправильных, ошибочных, ложных, своекорыстных и им подобных отношений, что неизбежно приводит к духовной, а вслед за ней и физической смерти людей, гибели государств и целых народов. 

Такие болезненные состояния правовой работы обнаруживаются в различных негативных проявлениях, в особенности в таких как доктринерство, нормативизм, формализм. Они представляют собой оторванность от жизни, уход в абстрактные фантазии, попытку заменить законы Божии (законы реального мира) лукавыми человеческими законами (оправдывающими грех и беззаконие), содержание (нормальную, здоровую, добродетельную жизнь) – формой (ненормальным, болезненным, греховным существованием).

Примечательно, что нормативизм, формализм, доктринерство, прообразом которых являются фарисейство, законничество, глубоко вскрыты в Священном Писании и исследованиях святых отцов Православной Церкви. Их последствия – отсутствие Благодати, ибо «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лк 7, 30). Эти опасные уклонения хорошо понимали и на Руси с древних времен. Наглядным примером может служить бессмертный труд митрополита Киевского Илариона «Слово о Законе и Благодати» (ХI в.), в котором дается глубокий анализ этих пагубных проявлений в духовной жизни. Однако человечество не желает проникаться богатым духовным опытом предков, в результате чего повторяет те же самые пагубные ошибки, влекущие его к тяжелым духовным последствиям и социальным потрясениям, катастрофам. Одним из таких пагубных явлений является либерализм, который можно рассматривать как одно из проявлений фарисейства – внешне красивая на первый взгляд форма с извращенным, по сути, противоположным, гибельным внутренним содержанием.

Вот какую оценку этому опасному явлению дают с позиции духовных законов опытные в духовной жизни представители Церкви: «Свобода – это триумф победы в духовной борьбе. Без этого свобода будет насмешкой циника или оскалом звериных клыков насильника. Люди не понимают, что они находятся в состоянии самого постыдного рабства, от которого не могут освободить никакие внешние формации или либеральные реформы. Человек – раб своих страстей именно потому, что страсти не свои, не его, что они всегда чужие для духа; это паразиты, впившиеся в душу и сосущие из нее жизненные силы. А человек отождествляет страсти со своей душой, с самим собою и стремится создать условия, чтобы эти страсти свободно и легко осуществлялись и чтобы они воспринимались обществом не как нечто неизменное, но как обычная форма жизни.

Под свободой современный либерализм понимает оправдание страстей. Страсти не могут удовлетворить человеческой души, поэтому они, будучи сами выродками, продолжают вырождаться в патологические формы. Эта патология также требует свободы, и поэтому либерализм должен прийти к вседозволенности, не только провозгласить, но и оправдать ее. Каждый из нас испытал на себе гнет страстей, которые, как цепи, сковывают человека. Какие усилия требуются, чтобы противостоять им! И, увы, побеждать их случается не так уж часто!

Христианство указывает нам, в чем свобода. Она – в возможности человека следовать своему главному призванию и осуществлять вложенный в него потенциал – образ и подобие Божие. Каждый может увидеть в своем внутреннем опыте, как страсти сужают человеческое сердце, и наоборот – победа над страстями дает для души какой-то внутренний простор»[579].

Развивая эту мысль далее архимандрит Рафаил (Карелин) касается очень серьезной проблемы: «Это мнимая свобода, которую человек ищет в грехе, в борьбе с нравственными устоями и, прежде всего, с той внутренней удерживающей силой, которая называется совестью. Грех – это внутренняя революция против собственной совести, желание отделаться от нее, разрушить, задушить и растоптать. Порок не имеет границ и дна, на котором бы он задержался. Поэтому порочная жизнь, подчиненная страстям, - это падение в бездну. Падение демона было полетом вниз, и каждый грех в миниатюре повторяет ложную свободу демона. Это полет падения во мрак и хаос. Свобода порока – это освобождение от своего человеческого достоинства, как образа и подобия Божиего, в котором заключается истинная свобода. Всякое нравственное падение влечет за собой опустошение души, отягченной материальностью, которую человек чувствует в своем теле. Это реальная тяжесть греха. Мысль человека становится грубой и косной, сознание – опредмечено, воля – расслаблена, чувства – импульсивны и аффективны. Грех разрушает личность человека и как бы пригвождает его к земле. Грех входит в привычку, привычка делается господином, и человек думает, что он свободен делать все, что хочет. На самом деле он превращается в жалкого раба. Грех не только опредмечивает человека, но он влечет его в те нравственные пропасти, недоступные для других существ земли, которые мы назвали бы демоноуподоблением»[580].

Приведенный анализ убедительно показывает, к каким последствиям может привести правовая работа, сориентированная на ложные ценности либерализма, которыми вот уже два десятилетия увлечены законотворческие органы государства Российского – печально (для России и русского народа) закончившиеся революции в начале и конце ХХ века наглядное историческое тому подтверждение. Особую опасность это явление представляет для Вооруженных Сил, поскольку оно лишает воина необходимых боевых качеств, играющих решающую роль на войне. Дух либерализма, проникая через законодательство в правосознание воинов, разъедает основы военного управления – единоначалие, воинскую дисциплину, чинопочитание, воинскую иерархию, беспрекословное повиновение начальникам, жертвенное служение Отечеству и т.п. Мнимые свободы либерализма, по сути, низвергают в общественном сознании, сводят на нет, патриотизм, воинский долг и обязанности по защите Отечества, жертвенное служение без которых ни военная организация, ни военное строительство немыслимы.

Вместе с тем, необходимость ограничения такой мнимой свободы предписывает, например, 100 правило Шестого Вселенского Собора, которое устанавливает: «Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4, 23-25), завещает премудрость: ибо телесныя чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках, или на ином чем представляемыя, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертовати. Аще же кто сие творити дерзнет: да будет отлучен»[581].

Примечательно и то, что в последние десятилетия в правовой работе происходит постепенное вытеснение высокой роли правосознания (как духовного, творческого начала при издании и применении правовых норм – через сущностное, смысловое, целевое осмысление предмета правового регулирования) духом доктринерства, нормативизма и формализма (посредством занормированности всех сторон жизни – резкого увеличения количества правовых норм – и формального, бездумного, без должного глубокого сущностного осмысления, претворение этих правовых норм в жизнь). Это, в свою очередь, отучает человека думать над тем, как лучше претворить закрепленный в правовой норме замысел законодателя, и достигнуть цель нормотворчества в той или иной жизненной ситуации, сковывает его творческий потенциал, инициативу. Ведь порядок действий подробно прописан и отклоняться от него нельзя, даже если он не учитывает все богатство и разнообразие жизненных обстоятельств, предусмотреть которые в полном объеме практически невозможно, как невозможно в полном мере объять конечным человеческим умом бесконечного разума Творца вселенной и Его законов, в соответствии с которыми она существует и развивается.

Доктринерство, нормативизм и формализм, таким образом, закрепощают духовное и творческое развитие личности, создают правовые системы, сориентированные на внешне привлекательные человеку угодные доктрины, а не на духовные законы мироздания, угодные Богу и Им сотворенные. Так и происходит устранение заповеди Божией преданием человеческим, которое обличал Иисус Христос, отвечая на вопрос книжников и фарисеев (Мф 15, 1-9)[582]. Подобные негативные действия есть, по сути, фарисейство – явление своего рода духовной слепоты в правовой работе. «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» заключает Христос (Мф 15, 14). В яму последнее время в результате неправильной правовой работы падает и русский народ, в след за законодателями и государственными руководителями, запутавшимися в сетях доктринерства, нормативизма и формализма, которые тщетно пытаются повысить благосостояние и обороноспособность в стране, второпях создавая огромный массив правовых норм (заповедей человеческих), в то время как сердце (правосознание) их далеко отстоит от истинных целей государственного и военного строительства (служения делу Божию на земле и поддержания высокой боеготовности в войсках).

 Без опоры на духовные законы, без духовных ориентиров и критериев измерения и оценки, без духовной системы координат правовая работа обречена на разложение. И ключевым в повышении качества правовой работы является прежде всего духовное очищение и оздоровление правосознания т.к. в Священном Писании Христос прямо в наглядных образах указывает: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 1-5). Правосознание общества и его руководителей, не просвещенное светом Истины, ведет к бесплодной правовой работе, а народ, имеющий такое (не основанное на истинах Православия) правосознание, унаследует участь слепых вождей слепых – и те и другие упадут в яму. Именно это и происходит с Россией каждый раз по мере уклонения от Богом данных законов бытия.

Характерным примером этого негативного явления выступает, в частности, и всемерное принижение роли прокуратуры в государственном строительстве по отношению к судебным органам (как одному из трех ветвей власти), на которое уже выше указывалось в параграфе 3.6 настоящего исследования. Приведем еще один пример, подкрепленный практикой прокурорского надзора. Так, по сообщению заместителя главного военного прокурора в 2001-2002 гг. военные прокуроры активно использовали предоставленные им АПК РФ полномочия по обращению за судебной защитой имущественных интересов государства и поднадзорных войск и в этот период в арбитражные суды ими было направлено около 3 тысяч исковых заявлений о взыскании с коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей задолженности по арендным и коммунальным платежам, а также платы за пользование федеральной собственностью. По удовлетворенным искам с ответчиков взыскано в пользу федерального бюджета денежных сумм в размере более 800 млн. рублей. Однако с сентября 2002 г., после введения в действие нового АПК РФ, прокурор утратил право обращаться в арбитражный суд с любыми материально-правовым требованиями по всем категориям имущественных споров. Это обстоятельство во многом привело к тому, что в конце 2003 года только задолженность арендаторов недвижимого военного имущества перед федеральным бюджетом по арендным платежам превысила 50 млн. рублей[583]. Вот такой дорогой ценой обходится государству и Вооруженным Силам правовая работа, основанная на доктринерстве и либеральных ценностях, возвышающих судебные органы и принижающих прокуратуру. В результате чего прокуратура в значительной степени утратила реальные возможности по обеспечению сохранности военного имущества, борьбе с нарушениями в этой области в угоду коммерческим организациям, активно этим злоупотребляющим и наносящим государству большой материальный ущерб. 

Как справедливо замечает архимандрит Рафаил (Карелин): «Существует парадокс: чем более греховен человек, тем он меньше видит и осознает свою греховность. Многие злодеи искренне считали себя честнейшими людьми и благодетелями человечества. Причина этого – потеря совести и внутренняя слепота. Когда человек входит в подземелье, где нет света, он не может видеть пауков, свивших свои гнезда на стенах, змей и гадов, ползающих под ногами. В жилище, где закрыты ставни, человек не увидит пыли и грязи; напротив, когда луч солнца проникает внутрь дома, тогда только можно увидеть накопившейся мусор, а в самом луче тысячи пылинок. Только в благодати Божией мы можем понять, насколько низко пал человек. Только чуткая совесть может обличать человека, его постоянное состояние страстности, лжи, эгоизма и гордыни… В наш век, когда взрываются как плотины нравственные преграды к греху, когда средства массовой информации, которые должны быть рычагами культуры, занимаются растлением людей, видение греха исчезает»[584].

В этой связи особое значение для правовой работы имеет измерение и оценка правосознания субъектов правовой работы, их духовного уровня, состояния их совести. И здесь Священное Писание дает ответ: «По делам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Поэтому особое внимание при принятии решения о назначении на должность (избрании) необходимо уделять не словам претендентов (кандидатов), а их уровню правосознания, духовной культуры, проявленной в конкретных делах при осуществлении своей деятельности на прежних, ранее занимаемых должностях. Необходимо глубоко изучать их личные дела, характеристики, служебные карточки и т.п., беседовать не только с претендентом, но и с его начальниками, ближайшими подчиненными, духовенством (имевшим опыт общения с претендентом) с целью получения наиболее полных и объективных данных о состоянии духовности и уровня правосознания претендента, соответствия этого уровня требованиям по вакантной должности.

Следовательно, другим важнейшим направлением совершенствования правовой работы в войсках будет являться выработка наиболее оптимальных и эффективных организационно-правовых механизмов, способствующих повышению уровня духовности и правосознания воинов и размещение их на воинских должностях не только в соответствии с их квалификацией, профессиональными знаниями и опытом работы или службы, но также и в соответствии с духовными качествами воинов, их правосознанием. Особенно важным это представляется для замещения должностей командного состава и должностей, связанных с хранением и расходованием материальных ценностей, военного имущества.

Как можно увидеть, по своей сути, основополагающие пути совершенствования правовой работы во многом сопряжены с указанными выше критериями оценки правовой работы. Наивысшему критерию оценки – духовным законам, Закону Божию – соответствует направление совершенствования правовой работы связанное с повышением духовного потенциала войск, оздоровлением и укреплением уровня правосознания личного состава. Критерию оценки правовой работы, связанному с целью той или иной организации (подразделения) – соответствует направление совершенствования правовой работы по достижению соответствующей цели этой организации (подразделения) и для военных организаций это прежде всего неуклонное повышение боеготовности войск, повышение обороноспособности государства. Низшему же критерию оценки правовой работы – действующему законодательству, содержащему в себе, по сути, правовые средства к достижению соответствующих целей различных организаций (от государства, в целом, до отделения, экипажа, в частности) – соответствует во многом совершенствование методического руководства правовой работой, суть которого как раз и состоит в том, чтобы находить наиболее действенные, эффективные методы, способы, средства, пути к достижению двух выше указанных целей более высокого уровня (повышение духовности, цели организации) и внедрять их, распространять эти средства в войсках, что на конечном этапе и происходит с помощью правового закрепления, в результате чего эти средства становятся правовыми, формируют законодательство, становятся тем критерием, относительно которого и оценивают правовую работу.  

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, следует отметить, что наивысший идеал правовой работы – это Православие, которое, в сущности, должно являться ядром, движущей силой, фундаментом подлинной правовой работы ее неизменным критерием оценки, неиссякаемым источником совершенствования.

 

       Заключение.

Правовая работа – это уникальное явление социальной действительности, занимающее одно из центральных мест в управлении обществом и развитии любого государства. Она представляет собой разновидность человеческой деятельности по достижению социально значимых целей с помощью права и заложенных в нем средств.

Де факто правовая работа появилась, по сути, одновременно с появлением человечества, установлением в нем иерархичности, отношений власти и подчинения, упорядоченности общественных отношений, повелевающих предписаний властного характера, требующих своего правового закрепления и единообразного исполнения. Именно благодаря правовой работе появилось государство и его уполномоченные органы – главные субъекты правовой работы в любой стране. Де юре правовая работа обнаруживает себя лишь в начале семидесятых годов прошлого столетия, когда в правовых документах появляются указания на необходимость ее более эффективной организации и более активного проведения при осуществлении управления народным хозяйством. Однако правовая работа не ограничена рамками народного хозяйства и проявляется практически во всех сколько-нибудь значительных для общества сторонах жизнедеятельности (духовной, политической, культурной, научной, образовательной, религиозной, военной и т.п.). Особенное значение для государства и обеспечения его вооруженной защиты занимает правовая работа в Вооруженных Силах.

Вывести универсальную, всеобъемлющую дефиницию правовой работы крайне сложно из-за чрезвычайной многогранности и неисчерпаемой глубины этого уникального социального явления, играющего огромную роль в жизни любого общества и государства. Предельно кратко, ориентируясь лишь на внешние наиболее важные ее признаки, в общих чертах можно определить правовую работу как комплекс мер, осуществляемых уполномоченными лицами с помощью правовых средств для достижения социально значимых и полезных целей. 

Принципы правовой работы силу объективных причин во многом совпадают (вбирают в себя) с принципами, на которых основывается право. Вместе с тем, можно выделить и ряд принципов, отражающих определенную специфику этого вида деятельности, таких, например, как связь с правом, непротиворечие нравственным и духовным основам общества, целенаправленность, улучшение, разумная достаточность. Наблюдается много общего у правовой работы и с принципами системы управления качеством.Принципы правовой работы в Вооруженных Силах России, кроме того, вбирают в себя и принципы, в соответствии с которыми строится военная организация государства.

Правовая работа тесно, неразрывно связана с человеческой деятельностью, с внутренним миром человека и должна исследоваться с учетом человеческого фактора, оказывающего решающее значение на правовую работу, ее качественное состояние. Особенно важное значение духовное состояние субъектов правовой работы приобретает в условиях жизнедеятельности войск, что обусловлено спецификой решаемых ими задач по вооруженной защите Отечества, сопряженной с перенесением тягот и лишений военной службы, жертвенностью, повышенной социальной ответственностью. Успешно решать боевые задачи, выполнять требования военного законодательства при организации повседневной службы войск или на поле боя невозможно без наличия у воинов соответствующих боевых, духовных качеств личности (мужества, несокрушимой воли, любви и преданности своему Отечеству и народу, жертвенности, честности, трудолюбия, терпения, высокой исполнительности, войскового товарищества и т.п.).  

По своему содержанию правовая работа включает нормотворческую, правоприменительную и правовоспитательную деятельность. При этом правовое воспитание является главным, определяющим, оказывающим решающее значение на остальные виды деятельности правовой работы. Оно направлено на формирование и укрепление правосознания, являющегося основой, ядром, главным стержнем правовой работы, ее центром. Чем выше уровень правосознания субъектов правовой работы, тем выше качественное содержание их нормотворческой и правоприменительной деятельности, поэтому главной задачей правовой работы является неуклонное повышение уровня правосознания граждан. Выявление глубокой взаимосвязи между правосознанием субъектов правовой работы и качеством осуществляемой ими правовой работы, как проявление вовне внутреннего состояния человека, заставляет по-новому взглянуть на роль и значение правосознания в правовой работе, его место в осуществляемой человеком (коллективом) правовой деятельности. Внимательное рассмотрение указанной взаимосвязи приводит к выводу о главенствующей, определяющей, руководящей роли правосознания в правовой работе. Именно правосознание является главным источником правовой деятельности, выступает своего рода фундаментом, на котором выстраивается и держится все здание правовой работы.

Выявление в качестве главного элемента системы правовой работы (определяющего содержание и состояние всех остальных его элементов) правосознания субъекта правовой работы заставляет по-новому взглянуть и на правовое воспитание, как целенаправленную деятельность по формированию здорового правосознания и его укреплению. От качества и эффективности правового воспитания зависит уровень правосознания, от которого, в свою очередь, – состояние нормотворческой и правоприменительной работы. Вскрытие такого механизма повышения уровня правовой работы выдвигает необходимость более глубоко и всесторонне исследовать сущность и содержание правосознания, а также средства и способы его оздоровления, повышения (механизмы правовоспитательной деятельности). Изучению этого центрального, основополагающего в правовой работе вопроса и посвящена вторая глава настоящего исследования.

Проникновение в сущность правосознания с позиции правовой работы и внимательное рассмотрение его содержания показывает, что основой формирования правосознания выступает помимо права, царящая в обществе нравственность, духовность, идеология, политика, религия. При этом главным, последним корнем правосознания является именно религия, которая оказывает свое определяющее значение и на остальные основы правосознания. Исторически, на протяжении многих веков религиозное сознание в России формировалось под мощным влиянием Православия, что в значительной мере отразилось и на состоянии правосознания русского народа, и на содержании, уровне осуществляемой им правовой работы.

Велико значение Православия не только в формировании правосознания, но и в военном деле. Православие подняло воинское служение на невиданную ранее духовную высоту, освящая воинский долг и почитая (воздавая должную честь) воинскую обязанность, указывая, что в основе военной службы лежит жертвенная любовь к Богу, своему народу и Отечеству (а не товарно-денежные отношения, дух которых несет в себе контрактная система комплектования войск), вдохновляя воинов на мужественное перенесение тягот и лишений военной службы в мирное время и на подвиги, проявление героизма на поле брани. Православие формирует патриотизм, закладывает нравственные основы в воинских коллективах, способствует повышению воинского духа личного состава, укрепляет морально-психологическое состояние частей и подразделений, волевые качества защитников Отечества, воинскую дисциплину и правопорядок, без чего ни военное дело, ни правовая работа в войсках немыслимы.

Исследования проведенные в ХХ веке представителями точных наук с помощью физико-математических методов доказали истинность Библии, а также достоверность существования духовного мира, выявили механизмы его влияния на мир материальный. Полученные данные и выводы полностью соответствуют учению Православной Церкви, проверенному самой жизнью и остающемуся неизменным вот уже на протяжении двух тысячелетий. Вместе с тем, в советский период, когда проводились широкие исследования правовой работы, изучение религиозной стороны жизни народа находилось под запретом государства, поэтому вопросы влияния законов духовного мира на законы мира материального, а также религиозного сознания – на правосознание, правовую работу оказывались за рамками таких исследований. По этой причине возникает насущная потребность восполнить образовавшиеся в результате этого пробелы в научных знаниях по данным вопросам.

Рассмотрение Православия с позиций правовой работы обнаруживает большую схожесть между собой этих двух социальных явлений по наиболее важным, ключевым проблемам. В настоящем исследовании кратко рассмотрены лишь проблема воли (в двух ее аспектах: свободы воли и силы воли), управление вниманием, воспитание (правовое, религиозное), институт военного духовенства и органы военного управления (власть духовная и светская). Православие содержит обширные и глубокие практические знания в области повышения духовного уровня человека, а вместе с ним и уровня правосознания, правовой работы. Эти знания требуют всестороннего осмысления с позиции возможности и необходимости их применения для пользы народа, государства, военного дела и правовой работы. 

Огромную пользу для военного дела и правовой работы имеет религиозное воспитание воинов (как потенциальных, так и состоящих на военной службе), поскольку оно в максимальной мере способствует формированию необходимых не только для войны, но и в мирное время (при подготовке к войне) качеств личности: мужества, терпения, несгибаемой воли при выполнении приказа командира, преданности, бдительности, честности, трудолюбия, взаимовыручки, коллективизма, жертвенного служения, взаимопомощи, высокой исполнительности и др. Указанные качества необходимы не только для военного дела, но и для успешной организации и проведения в войсках правовой работы. Поскольку непревзойденными специалистами по духовному окормлению, религиозному воспитанию являются священнослужители и основная масса военнослужащих относит себя (как показывают социологические исследования) к православным христианам, а также учитывая позитивный опыт духовного воспитания воинства военными священниками в дореволюционной России (когда религия не была под запретом) и в постсоветское время, в зарубежных армиях, на повестку дня встает вопрос о восстановлении в российских войсках института военного духовенства.

Третья глава исследования посвящена внешней стороне правовой работы: системе целей правовой работы, ее главным направлениям, критериям оценки правовой работы и путям ее совершенствования. В результате изучения целей правовой работы установлено, что эти цели не могут расходиться с целями деятельности организации, в которой эта работа осуществляется. Цель государства Российского (как показывает вся история его существования) – служение делу Божию на земле. Целью Вооруженных Сил России является вооруженная защита Отечества, прежде всего его духовных святынь. Именно за Веру, Царя и Отечество полагали свои жизни на полях сражений русские воины на протяжении многих веков. В этой связи воинская обязанность издревле на Руси занимала одно из почетнейших мест в государстве и обществе, а долг по защите Отечества почитался священным. В последнее столетие в силу духовного оскудения русского народа смысл и духовное содержание воинской службы выхоластились, исказились ее цели, что получило свое негативное отражение и в правовой работе: Основной закон России перестал считать долг по защите Отечества священным, а обязанность – почетной, появился контракт (как прообраз корыстных, договорных, товарно-денежных отношений воина с государством), создан приоритет прав воинов над их обязанностями и ответственностью, всеобщая воинская обязанность постепенно ликвидируется путем увеличения количества отсрочек и освобождений от военной службы, а также появления альтернативной гражданской службы взамен военной, сокращением военной службы по призыву (до 1 года) и увеличением в Вооруженных Силах (в процентном отношении) воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими по контракту. Все это негативно отражается на обороноспособности государства, его боевой мощи.

Серьезный удар правовая работа в постсоветское время нанесла и по военному управлению, существенно подорвав власть командиров, ослабив в значительной степени принцип единоначалия в войсках. Произошедшие в России в результате либеральных реформ изменения в законодательстве ввели правовой институт обжалования военнослужащими в суд действий своих командиров (разрушая беспрекословность подчинения, авторитет начальников, войсковое товарищество, единство и монолитность воинских коллективов), ограничили права командиров по привлечению подчиненных к дисциплинарной и материальной ответственности, ликвидировали одно из эффективнейших средств укрепления воинской дисциплины – арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте, фактически лишили командиров полномочий по квартирному обеспечению подчиненных (передав эти функции органам местного самоуправления и другим, в т.ч. и коммерческим, организациям, далеким от задач обеспечения обороны страны).

Таким образом, главный, основополагающий документ правовой работы, определяющий цель и направление развития государства Российского, а значит и цель, содержание правовой работы в России, – Конституция России – провозгласив высшей ценностью права и свободы человека и поставив на первое место обязанность государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы (ст. 2), по сути, поставила цель на потворство и разнуздание человеческих страстей и похотей, что неминуемо ведет к деморализации, росту преступности, духовной (а за ней и физической) смерти людей, а вслед за ними деморализации и гибели состоящего из этих людей общества, государства. Именно эти процессы и наблюдаются в России в последнее время, когда вместо созидающей и укрепляющей государство идеи служения человека своему народу и государству (т.е. долг, обязанность и ответственность человека) была с помощью правовых средств проведена в жизнь идея прямо противоположная (ослабляющая и разрушающая государство) – служения государства человеку (т.е. его правам и свободам). Все это стало возможным из-за непонимания законодателями сущности правосознания, духовных законов существования и развития общества и государства, в свете которых необходимо переосмыслить правовую работу, действующее законодательство и исправить допущенные ошибки.

Приоритет прав человека над его обязанностями и свобод – над долгом получил свое логическое развитие вслед за Конституцией и в других важных для военного дела законодательных актах. Например, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в котором львиная доля статей посвящена подробной регламентации всевозможных прав, льгот и свобод, а социальная сущность и содержание основополагающих в военном строительстве понятий воинского долга, обязанностей и ответственности военнослужащих (тех духовных основ, на которых строится военная организация общества и без которых она немыслима) вовсе не раскрывается. Лишь в конце Закона мимоходом вкратце о них упоминается, хотя совершенно очевидно, что именно объем обязанностей и ответственности по защите Отечества должен определять содержание прав и льгот, именно заслуги перед народом и государством при выполнении воинского долга должны указывать на размер социальных преимуществ воинов. Об этом основополагающем принципе соразмерности обязанностей и прав, являющемся стержнем статуса воина в Законе даже не упоминается. Создается впечатление, что Закон призван завлечь в войска как можно больше корыстолюбцев, желающих иметь как можно больше прав и льгот и как можно меньше обязанностей и ответственности. Не может такой явный перекос в сторону прав и льгот не повлиять самым вредным образом и на отношение воинов к военной службе, к своему долгу по защите Отечества, на воинскую дисциплину и правопорядок в войсках, что и наблюдается (прежде всего в неуклонном росте преступности и снижении боеготовности) в последнее время, особенно когда самим государством в той или иной форме нарушаются отдельные права военнослужащих.

Внимательное изучение Наставления по правовой работе в ВС РФ (утв. приказом МО РФ 2001 г. № 10) показывает, что большое внимание в этом документе уделено второстепенным вопросам, незначительно (а в некоторых случаях и отрицательно) влияющим на достижение главных целей военной организации (например, правовая работа при проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности ВС РФ, правовая работа при обеспечении социальной и правовой защиты военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, правовая работа при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала и других граждан, правовая работа при организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и дачи справок правового характера и др.), в то время как главные направления правовой работы, от которых зависит военная мощь страны, остались за рамками этого документа, без должного внимания (правовая работа в условиях военного времени, правовая работа по организации боевой подготовки личного состава, правовая работа по укреплению боевого духа и повышению морально-психологического состояния войск, правовая работа по воспитанию личного состава, правовая работа по кадровым вопросам, методическое руководство правовой работой и т.п.). Правовое обеспечение действий войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, изложенное в Наставлении преследует, по сути, противоположные цели – не помощь и содействие посредством правовых механизмов в организации и проведении военных действий, а ограничение (посредством МГП) с помощью правовых средств возможностей командиров по достижению победы над противником.

При анализе критериев оценки качества правовой работы следует выделить три их основные группы, иерархически связанные между собой. Вершину пирамиды венчают духовные законы, лежащие в основе взаимоотношения людей, в соответствии с которыми существует и развивается общество и государство. Второй нисходящий и подчиненный уровень критериев это цели (система целей) правовой работы (являющиеся, по сути, целями соответствующей организации, органа управления), которые должны вырабатываться (исходя из соответствующего уровня общественного развития государства, общества, коллектива) на основе духовных законов и оцениваться в их свете. Третий, самый нижний, уровень критериев оценки качества правовой работы представляет собой законодательство, систему правовых норм, являющуюся, по сути, средством достижения целей правовой работы, следовательно, правовые нормы должны способствовать достижению целей правовой работы и соответствовать духовным законам.

Таким образом, как правовая работа, так и ее результаты должны оцениваться на трех уровнях: духовном, целевом и правовом – после чего эта правовая работа должна соответствующим образом корректироваться. Это основа управления правовой работой, ядро которого составляет методическое руководство правовой работой. На практике же в управлении правовой работой, при ее совершенствовании ограничиваются лишь самым низким критерием, правовым, почти не используя более важный – целевой, и в подавляющем большинстве случаев даже не подозревающих о самом важном, основополагающем критерии – духовном, определяющем, подобно барометру, направление и качественное состояние правовой работы – к разложению и гибели организации или же к ее возрождению и процветанию. Непонимание рассмотренных (лишь частично) в настоящем исследовании духовных основ правовой работы приводит к духовной близорукости либо к духовному ослеплен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: