Правильный и своевременный уход за ротором (рис. 19) обеспечивает длительную и безотказную его работу.
Рис. 19. Ротор:
1 - кожух; 2 - стол; 3, 9 - радиально-упорный шариковый подшипник; 4 - конический косозубый венец; 5 - ведущий вал; 6 - конический роликовый подшипник; 7 в цилиндрический роликовый подшипник; 8 - станина; 10 - уплотнение; 11 - нижняя крышка; 12 - стопорное устройство; 13 - вкладыши
В процессе эксплуатации ротора перед началом и во время работы каждой вахты выполняют следующие работы. Проверяют надежность крепления всех узлов, при этом особое внимание обращают на крепление клиньев к направляющим и плашек к клиньям (выпадение последних может привести к аварии); промывают поверхность стола ротора во избежание попадания грязи в масляные ванны; следят за уровнем и качеством смазки в роторе; регулярно смазывают трущиеся поверхности и заменяют смазку согласно инструкции по эксплуатации; следят, чтобы через уплотнение ведущего вала не протекало масло; следят за состоянием подшипников и в случае повышения температуры подшипников свыше 70 °С прекращают работу и устраняют причины перегрева подшипников; следят за исправностью стопорного устройства и защелок.
При текущем ремонте ротор частично разбирают; ремонтируют или заменяют неосновные детали (зажимы, цепное колесо, и др.), заменяют поврежденные крепежные детали, ремонтируют защелки и другие мелкие детали, заменяют смазку.
При капитальном ремонте производят полную разборку ротора. Перед разборкой из картера сливают масло, ротор очищают от грязи и промывают.
При капитальном ремонте особое внимание уделяют подшипникам. В процессе работы из-за износа опор стола увеличивается осевой люфт. Стол при работе начинает вибрировать. Демонтированные детали опор осматривают и измеряют. При наличии задиров на поверхности беговых дорожек кольца протачивают и шлифуют. Кольца с трещинами заменяют новыми. Каждый шар опоры осматривают и измеряют. Изношенные шары заменяют новыми, диаметры шаров в комплекте не должны отличаться по диаметру более чем на 0,02 мм. При сборке ротора необходимо получить осевой люфт равный 0,3 мм. При малом осевом люфте ротор будет нагреваться, а при большом люфте стол будет вибрировать относительно станины, что вызывет динамические нагрузки в опорах и их разрушение. При износе подшипников быстроходного вала возникает большой радиальный люфт, что сказывается на работе зубчатого зацепления и цепной передачи. Изношенные подшипники подлежат замене.
Перед установкой новых подшипников вал проверяют в центрах на биение посадочных поверхностей относительно оси вала. Измеряя фактические размеры посадочных поверхностей, подбирают новые подшипники качения так, чтобы гарантировать напряженную посадку. Верхние обоймы подшипников должны сопрягаться со стаканом по посадке с зазором. Новый подшипник нагревают в масле до температуры 80-90 °С и быстро надевают на вал, Необходимо следить за тем, чтобы внутренняя обойма плотно прилегала к торцу уступа на валу, К дефектам вала относится износ шпоночного паза. Возникновение углового люфта цепного колеса привода ротора из-за смятия шпонки или кромок шпоночных пазов вала и ступицы колеса вызывает удары приводной цепи и даже разрыв ее.
Передача больших крутящих моментов ротором приводит к износу конической передачи. Резкий стук и толчки во время работы являются следствием повышенного износа или поломки зубьев.
После внешнего осмотра, контрольных измерений и опробования вручную ротор заправляют смазкой и подвергают обкатке на стенде сначала без нагрузки при максимальной частоте вращения стола, а затем под нагрузкой. Продолжительность обкатки на каждом режиме должна быть не менее 1 ч. В процессе обкатки контролируют температуру масляных ванн, которая не должна превышать 70 °С, и проверяют их герметичность. В процессе испытания ротор должен работать плавно, без стуков и заеданий.
После стендовых испытаний масло из ванн удаляют, а ротор промывают.