Конституция РСФСР 1918 года. Анализ ее основных положений

Основу Конституции РСФСР 1918 г. составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. Она закрепила политическую основу государства - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) – Правительство РСФСР.

По государственному устройству Конституция РСФСР объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики.

К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось изменение Конституции РСФСР и ратификация мирных договоров.

Совместную компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК составляли: утверждение изменений Конституции РСФСР, принятие в состав РСФСР, вопросы войны и мира, осуществление внешней и внутренней политики, регулирование экономики, формирование государственной системы налогов, организация вооруженных сил, судоустройство и судопроизводство, общегосударственное законодательство.Разделения властей по Конституции РСФСР не было: законодательные полномочия имели все высшие органы.Конституция РСФСР закрепила принцип демократического централизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и широкие полномочия по реализации решений вышестоящих Советов на местах.

Конституционные права и свободы граждан в Конституции РСФСР не перечислялись, назывались лишь те права и свободы, которые обеспечивает государство, однако их содержание не раскрывалось, они носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только трудящимся. Правам граждан корреспондировали обязанности (трудиться, воинская обязанность).Провозглашалось отделение церкви от государства.Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.

 

44. Формирование советской судебной системы: Декреты о суде № 1, 2, 3.
В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы:

суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся «революционным сознанием и совестью».

Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов).

Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.

Декрет о суде № 92 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии.Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.

На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства).

Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.

 

45. Изменения в государственном механизме в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)
Гражданская война - это вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными классами людей.

Предпосылки гражданской войны: насильственное смещение Временного правительства, разгон Учредительного собрания, национализация промышленности, ликвидация частной собственности, чрезвычайные декреты советской власти, заключение невыгодного для России Брестского мира. Особенность гражданской войны в России - наличие военной интервенции стран Антанты, имевшей целью предотвращение распространения социалистической революции по всему миру.

В условиях гражданской войны возникла реальная угроза существованию советской власти, что заставило большевиков внести изменения в государственный механизм в обход Конституции для того, чтобы приспособить государственный аппарат для своих политических нужд.

Были созданы следующие органы:

Совет рабоче-крестьянской обороны, который сосредоточил всю власть в области обороны, занимался вопросами мобилизации, вооружения, снабжения и руководства армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны - СТО, входивший в СНК на правах комиссии, который стал заниматься планированием народного хозяйства.

Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет) создан в сентябре 1918 г. Осуществлял руководство всеми органами военных ведомств и учреждений.

Революционные комитеты создавались для поддержания революционного порядка и ликвидации угрозы советской власти. Являлись временными и чрезвычайными органами в районах, где было объявлено военное положение.

Существовало три вида ревкомов:

ревкомы в местностях, освобожденных от неприятеля, имели статус временного органа, который осуществлял государственную власть;

ревкомы прифронтовой полосы, создаваемые Реввоенсоветом армии совместно с губернскими исполкомами;

ревкомы, создаваемые специальным решением Совета труда и обороны.

Ревкомы оказывали содействие военным властям по вопросам обороны и обеспечения армии, имели право реквизиции имущества, продовольствия для нужд армии.

В период гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов, усилилась политическая роль Президиума ВЦИК и СНК.

Характерной чрезвычайной мерой стало законодательное введение красного террора, направленного на ликвидацию политически неугодных и сопротивляющихся режиму граждан.

Экономическая и административная система, сложившаяся в условиях гражданской войны, получила название военного коммунизма.

 

46. Организационно-правовые основы создания советских вооруженных сил и их развитие в годы ГВ
Причины создания Вооруженных сил:1) Декрет о мире от 26 октября 1917г. Объявил о необходимости вывода русских войск.2)начало Гражд-й войны. В дек.1917 нач.полная демобилизация военослуж-х из армии. Введена выборная система командования Красной армии. Воен-щие уравнены в правах и отменены все чины и звания военос-х. Появились солдатские комитеты – контроль за военными штабами. Принцип формирования Кр.армии- добровольность.

В Кр.армию могли поступить на службу только рабочие и крестьяне, она была классовой. В апреле1918г. Принято решение о всеобщей воинской повинности. Руководство Кр.армии:1) военные комиссары(осущ-ли контроль за командирами Кр.арм. и проводили револ-ую агитацию). В связи с востреб-ю профес-в призывались офицеры царской армии. В 1918 введена единая военная форма, военнослуж-м оформляются книжки красноармейца, и наконец введены 1ые советские военные уставы.

 

47 Общая характеристика Кодекса законов о труде 1918 г.
Трудовое право впервые выделилось из гражданского права и стало самостоятельной отраслью. Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918 г. Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС. Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актов советской власти (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени»).

КЗоТ воспринял все предшествующее законодательство и содержал разделы:

-о трудовой повинности;

-право на применение труда;

-порядок предоставления труда;

-о предварительном испытании;

-о переводе и увольнении трудящихся;

-о вознаграждении за труд;

-о рабочем времени;

-об обеспечении надлежащей производительности труда;

-об охране труда.

В приложениях к Кодексу регулировались: порядок установления нетрудоспособности, выдача пособий трудящимся во время болезни, положение безработных, еженедельный отдых и праздничные дни. Действие КЗоТ распространялось на всех лиц, работающих по найму. Однако за рамками его регулирования оставались отношения в сельском хозяйстве. КЗоТ вводил всеобщую трудовую повинность. Был провозглашен принцип «не трудящийся, да не ест». Трудиться должны были все граждане от 16 до 58 лет. Кодекс провозглашал право каждого трудящегося на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для данной работы. КЗоТ установил 8-часовой рабочий день, сокращенный рабочий день - для работающих в ночное время, право на оплачиваемый ежемесячный отпуск.

В условиях ГВ многие демократические положения КЗоТ не нашли своего применения, на практике действовали другие нормы: ограничивалось право работника на свободу заключения трудового договора (устройство на работу осуществлялось только через специальные государственные органы, работник мог быть направлен в другую местность, ограничивалась возможность ухода с работы). На практике применялся детский труд (кроме подземных и вредных для здоровья работ). Для борьбы с нарушителями трудовой дисциплины были созданы дисциплинарные товарищеские суды, которые рассматривали дела о нарушениях трудовой и профсоюзной дисциплины. Самым легким наказанием был выговор, самым тяжелым - заключение в концентрационный лагерь.

 

48. Общая характеристика Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
семейное право: только брак формальной закрепленный может нести какие либо последствия для супругов. Церковные обряды не считаются. Заключение брака происходит в определенные дни. Брачный возраст для мужчины 18,для женщины 16. Родственники не могут вступать в брак.крестьянские обряды не являются основанием для отказы от брака. прекращение брака наступает при смерти одного из супругов либо развода. супруги носят одинаковую фамилию. брак не создает общности имущества Опекунское права: функцию опеки осущевстляют специальные органы Российской республики (отдел социального обеспечения). опекуны являются законными представителями своих опекуемых. опекунство устанавливается либо над не совершенолетнеми либо над больными, опека начинается по заявлению человека. прекращается по достижению совершеннолетия либо при отсутсвий оснований. опекунами не могут быть лица не совершенолетнии. Находящие сами на опекунстве лишенные по решению суда(доброго имени,общественного доверия)

49. Общая характеристика Руководящих основ по уголовному праву 1919г.
Развитие уголовного права в период ГВ характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами сов. власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деят-сти революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам.

Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уг.отв-ть наступала с 14 лет.

Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.

 

50.Правовые основы судебной реформы 1922 г.
В ноябре 1922г. Принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новоой судебной реформе. Единая судебная система: 1)общие суды.2) специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии. Общие суды:1 народный суд-отправлял правосудие в пределах уездного или город-го р-на,участка. Народный суд в составе постоянного народного судьи(неслож-е семейные и админ-е дела)и нар-й суд в составе пост.народ-го судьи и 2х нар-х заседателей(все остальные) 2 губернский суд-рассм-л дела в кассационном порядке и наиболее важные граж-е и угол-е дела по 1й инстанции. 3 Верховный Суд РСФСР-высший судебный орган(надзор за закон-ю решений и приговоров судов; разъяс-е применения и толкование общесоюзного законод-ва; вынесение решений о неконституц-ти законод-х и подзакон-х актов; решение дел искл-й важности, угол-х дел в отношении долж-х лиц СССР, споров между союз-ми респуб-ми-1я инстация) функции(кодификация законод-ва СССР, юридические консультации, обязательные заключ-я для СНК СССР)

 

51.Правовые основы учреждения прокуратуры и адвокатуры в 1922 г.
В мае1922г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. Возглавлял Нарком юстиции. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора, наблюдение за деятел-ю следствен-х орг.и дознинием, поддержание обвинения в суде, наблюдение за правильностью содержания заключ-х под стражей. Положение об адвокатуре. Задачи- оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

 

52. Общая характеристика Уголовных кодексов 1922 г. и 1926 г
Множественность нормат. актов союзного и республик. Знач-я, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР в период ГВ.

Уг.кодекс РСФСР дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам сов.строя и правопорядка. Уг.кодекс РСФСР объявляет законной обратную силу уг.закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания. Из числа преступных деяний была исключена спекуляция, что было обусловлено проведением нэпа. Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных. Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение сов.власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение сов.строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др. Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказ-я предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т. д. Осн. начала уг. Закон-ва СССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры соц. защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, ввели новый вид наказания - объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание за его пределы навсегда.
УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г.

 

53.Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса 1923 г.
Первый УПК РСФСР был принят 25 мая 1922 г. В редакции от 15 февраля 1923 г. этот кодекс действовал до 1960 г. Кодифици­рованным источником уголовно-процессуального права в настоя­щее время является УПК РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. в соответствии с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Этот кодекс разрабатывался с целью устранения наиболее одиозных черт уголовного процесса сталинского периода и некоторой либерализации уголовного про­цесса. Однако принятие этих законов в условиях тоталитарного режима обусловило половинчатость и непоследовательность реше­ний в них вопросов о гарантиях прав личности. Отдельные изменения, внесенные тогда в УПК, а именно определение прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, более точная регламентация доказательств и доказывания, расширение прав обвиняемого при производстве в отдельных стадиях процесса и др., не меняли в целом определяющих подходов к концепции уголовного процесса. У ПК РСФСР 1960 г. был построен на прежней идеологической основе — концепции единства государ­ственной власти и представляющих ее в процессе органов, призна­нии приоритета государственных интересов перед интересами личности, обвинения перед защитой и т.д.

В 90-е гг. в «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. были внесены изменения и допол­нения, в частности в ст. 12 «Гласность производства», ст. 29 «Дознание», ст. 27 «Обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принять меры по обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц», ст. 35 «Прослушивание теле­фонных и иных переговоров», которые не повлекли за собой изменения и дополнения УПК, но в силу соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. эти нормы, если они не противоречат Конституции РФ и республи­канскому законодательству, продолжают действовать на террито­рии Российской Федерации.

Перемены в государственном, общественном строе и политике, признание приоритета прав человека и гражданина в Конституции РФ 1993 г. повлекли за собой многочисленные изменения и дополнения в УПК 1960 г.

Принятие Конституции РФ 1993 г. с новой силой обнаружило противоречия между ее идеологией, закрепленными в ней прин­ципами и УПК РСФСР.* Поэтому в настоящее время идет работа по подготовке нового УПК РФ, который в первом чтении принят Государственной Думой РФ 6 июня 1997 г.

 

54.Организационно-правовые основы военной реформы 20-х гг. ХХ в.
В 1924—1928 гг. была осуществлена военная реформа, которая укрепила советские вооруженные силы в организационном отношении и повысила их боеспособность. Для разработки проекта реформы и руководства ее проведением Центральный Комитет Коммунистической партии создал комиссию во главе с выдающимся советским полководцем М. В. Фрунзе, назначенным в январе 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.

Советское правительство, последовательно проводя миролюбивую политику, после окончания гражданской войны несколько раз проводило демобилизацию и к весне 1924 г. сократило численность Красной Армии до 562 тыс. человек. Важнейшим элементом военной реформы явилось теперь создание смешанной системы строительства Красной Армии — сочетание постоянной кадровой армии ограниченной численности с милиционными формированиями. Такая система позволяла, не увеличивая значительно военного бюджета, дать первоначальную военную подготовку большим призывным контингентам людей. Принятый в сентябре 1925 г. закон «Об обязательной военной службе» установил твердый порядок прохождения военной службы населением.

В ходе военной реформы подверглась перестройке организационно-штатная структура и вся система управления Красной Армии. Резко сократилось количество служащих аппарата управления. Вместе с тем он в значительной мере обновился благодаря включению в него опытных командиров из рабочих и крестьян, закаленных в горниле гражданской войны. Расширилась сеть военных учебных заведений, готовивших кадры командиров для Красной Армии и Флота.

 

55.Образование СССР. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1924 г.
Образованию СССР предшествовало:
-совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;
-развитие экономических и хозяйственных связей;
-единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;
-интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).
Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:
-Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.
-Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.
-Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР.
       В результате за основу был взят проект Ленина. 30 декабря 1922г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР. Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам. Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании. Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.
       Конституция - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924г. на II съезде Советов СССР. Конституция состояла из двух разделов.
1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).
2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:
       О предметах ведения верховных органов власти СССР; О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; О съезде Советов СССР; О Центральном Исполнительном Комитете СССР; О Президиуме ЦИК СССР; О Совете Народных Комиссаров СССР; О Верховном Суде СССР; О народных комиссариатах СССР; Об Объединенном государственном политическом управлении; О союзных республиках; О гербе, флаге и столице СССР.
       В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.
       Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в Конституции. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из: союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик); Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).
       ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в Конституцию обладал Всесоюзный съезд Советов.

 

56.Учреждение прокуратуры СССР в 1933 г. и централизация прокуратуры в общесоюзном масштабе по Конституции СССР 1936 г
Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССР1. В соответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР для непосредственного руководства органами военной прокуратуры была образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором – старшим помощником Прокурора Союза ССР. Прокуратура была выведена из состава Верховного Суда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР»2 все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции, и тем самым завершилась ее централизация.
Важное значение в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре имело утверждение 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституции СССР, которая возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.
Прокуратура была выделена в самостоятельную, единую, строго централизованную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местных властей получили конституционное закрепление

 

57.Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1936 г
Соц-ое, экономич-ое и полит. развитие гос-ва завершилось принятием Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов в 1936г. Конституции СССР.
Конституция СССР провозглашала полит. объединение рабочих и крестьян, что подтверждалось в переименовании Советов рабочих и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, составлявшие полит. основу СССР. Экономич.основу СССР составляли социалистическая система хоз-ва и социалистическая собственность на орудия и сред-ва произ-ва.

 

58.Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство 30-х гг. ХХ в.
Развитие уг. права характеризовалось ужесточением уг. Наказ-я в экономич. сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»).
       Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем закон-ве. Возраст привлечения к уг. ответственности был понижен до 12 лет. Развивается законодательство о государственных преступлениях: увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений; Особ. часть дополняется статьями об измене (Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего - расстрел; в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы; в связи с индустриализацией повышается уг. Отв-ть за выпуск недоброкачественной или (некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет; хищ-е социалистической собственности рассматривается теперь как гос.преступл-е; постановл-е ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лиш-я свободы.
       Уголовный процесс характеризовался примен-ем репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотр-я дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследов-я - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключ-я за сутки до рассмотр-я дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Вне системы судебных органов стояли Особые совещ-я при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюд-я уголовно-процессуальных норм.

 

59.Судебная реформа по Закону о судоустройстве 1938 г.
. В августе 1938г. Принят Закон о судоустройстве СССР,закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народ-х заседателя. 1ой инстанцией являлся народный суд,2ой инстанцией выступали краевой, обл-ой, окружной суды и суд автономной облости.Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верх-й суд союзной республики и Вер.суд СССР. Сохранились специал-е суды: военные трибуналы, линейные суды железнодор-го и водного транспорта.

 

60.Закон о воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. и реорганизация вооруженных сил в 1939–1941 гг
1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят но­вый Закон о всеобщей воинской обязанности.
       По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морско­го флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, и пог­раничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного закона следует отнести:
       во-первых,законодательство о военной службе было приведе­но в соответствие с Конституцией СССР 1936 года. Дело в том, что действовавшим до 1 сентября 1939 г. Законом о всеобщей воинс­кой обязанности 1925 года «почетное право защищать социалисти­ческое Отечество с оружием в руках» предоставлялось лишь трудя­щимся. Нетрудовые элементы должны были нести иные обязан­ности военной службы, не связанные с владением оружием. Конституция СССР 1936 года отменила ограничения прав граждан по классовому признаку, а закон от 1 сентября 1939 г. закре­пил и конкретизировал это конституционное положение примени­тельно к военной службе. Таким образом, все граждане СССР муж­ского пола соответствующего возраста, годные по состоянию здоровья к несению военной службы, должны были проходить во­енную службу на общих основаниях. Собственно, отмена ограничений военной службы по классо­вым признакам началась еще в 1935 году, когда были сняты огра­ничения в военной службе для казачества. Эти ограничения были связаны с тем, что казаки в царской России были привилегирован­ным военно-служилым сословием (привилегии в местном сослов­ном самоуправлении, владении землей, ношении оружия и т.д.). Казачьи воинские части как особо надежные использовались для разгона демонстраций, подавления массовых беспорядков. В годы гражданской войны значительная часть казачества участвовала в ней на стороне белых. Однако немало казаков в гражданскую вой­ну служило и в Красной армии, особенно в 1-й и 2-й конных ар­миях;
       во-вторых, новый закон закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой (экстерриториальной) системе ком­плектования вооруженных сил.
       Но переход от территориально-милиционной армии к кадровой касался не только системы ее комплектования. В территориально-милиционных воинских частях военнослужащие срочно службы по призыву рядового и младшего комсостава («переменный состав») жили дома и работали в народном хозяйстве и лишь раз в году (каждый год действительной службы) проходили лагерные сборы (от до месяцев), а также занимались военной подготовкой в выходные дни. По истечении срока призыва увольнялись в запас. Уровень боевой подготовки таких считавшихся военно-обученными запасных был весьма невысок.
       В кадровой армии призывники все время срочной службы прибывали в своих воинских частях и занимались военным обучением. Уровень их боевой подготовки был неизмеримо выше.
       в-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет (в технических, танковых частях, пограничных войсках и военно-морском флоте). Сокращались ос­нования для освобождения от военной службы, отсрочек призыва и иных льгот. На 10 лет удлинялись для военнообязанных сроки состояния в запасе (с 40 до 50 лет). Увеличивались сроки учебных сборов переподготовки военнослужащих запаса.

Удлинение сроков службы было связано с необходимостью обеспечить освоение новой боевой техники, поступавшей на во­оружение армии и флота.

Таким образом, Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. создал правовую базу для развертывания массо­вой армии и ее дальнейшего совершенствования.

При оценке этого закона следует учитывать, что по состоянию на 31 августа 1939 г. советские вооруженные силы составляли не­многим более 2 млн. человек, в то время как вооруженные силы Германии насчитывали к сентябрю 1939 года свыше 4 млн. человек.

Мощные вооруженные силы имела и Япония, в том числе 300-тысячную Квантунскую армию, сосредоточенную непосред­ственно на нашей дальневосточной границе и нацеленную на рос­сийское Приморье.

Закрепление в законе кадровой (экстерриториальной) системы комплектования войск потребовало коренной реорганизации аппа­рата местного военного управления.

Старая, территориальная система, когда каждая дивизия и каж­дый корпус имели свои территориальные управления, занимавши­еся мобилизационной работой для своих соединений, была упраз­днена. Вместо нее была создана новая стройная система местных органов военного управления: военные комиссариаты, союзных и автономных республик, областей и районов. Они вели учет при­зывников и военнослужащих запаса в своих регионах и направляли их по призыву или мобилизации по заявкам Наркомата обороны на службу в любой точке СССР.

61. Правовой режим военного и осадного положения в годы Великой Отечественной войны.
Вое́нное положе́ние (в испаноязычных странах — осадноеположение) — правовойрежим в государстве и его части, как правило в военное время, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессиипротив государства или непосредственной угрозы агрессии.

Военное положение характеризуется введением в действие определенной закономгосударства совокупности чрезвычайных мер по охране государственной безопасности и общественного порядка в стране. Устанавливается повышенная ответственность (по законам военного времени) за неподчинение (неисполнение) приказам и распоряжениям военных властей государства.

Тем не менее, военное положение может быть введено и из-за внутренних факторов. Так, например в мирное время военное положение вводилось во Франции (1948 году)[1], в различных штатах и городах США для вооружённого подавления рабочихзабастовок, а также расовых (1962 год) и негритянских волнений (например, в 1968 году)[1], для подавления недовольства в Канаде (в 1970 году), из-за нарастающего недовольства населения, было введено военное положение в Польше.

Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свободу граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и тому подобное. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию.

 

















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: