Реорганизация государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

Война стала серьезной проверкой на состоятельность советской системы в управлении государством и организации советского общества, показала эффективность работы государственного аппарата, оправданность плановой системы хозяйствования, идеологическую и социальную устойчивость советского государства, подтвердила право СССР на мировое признание.

Коммунистическая партия и государство предписывали партийным и советским органам принимать меры, направленные на укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовывать все силы на разгром врага. Данный призыв содержался в Указе «О военном положении», принятом Президиумом Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г.

Перестройка государственного аппарата была направлена на усиление роли центральных органов власти и управления, упрощение системы государственных органов, сокращение штатов. В условиях войны продолжали действовать созданные ранее общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На послевоенное время были перенесены выборы в ВС СССР.

Создавались чрезвычайные органы:

-Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), руководимый И.В. Сталиным, сосредоточил всю полноту власти в государстве, его постановления имели силу законов военного времени. ГКО не имел своего аппарата, а использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). На местах создавались городские комитеты обороны.

 

Основные направления развития права в годы Великой Отечественной войны.

Развитие права в данный период было подчинено требов-ям обстановки военного времени.

В гражд. праве-принцип единства гос. собственности, позволявший гос-ву оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налажив-я военной экономики. Сокращаются договорные отнош-я, возрастает роль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планиров-е. В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей. Были расширены права гос-ва в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители, братья и сестры.

В семейном праве закреплялся институт офиц. брака, усложнялся процесс развода, поощрялись многодетные семьи, рождаемость, увеличивается гос.помощь беременным, многодетным и одиноким матерям.

Труд. право было призвано решать задачи труд.мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер. Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввел мобилизацию трудоспособного населения, не занятого в учрежд-ях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55 лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться на произв-ве и строительстве. Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпуск имели лишь подростки до 16 лет, остальные работники получали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Устанавливалась уг. Ответ-ть за нарушения в сфере труда (прогул, опоздание). Вводилась система материального стимулиров-я за труд. успехи, обычной нормой становится труд. подвиг и энтузиазм.

В уг.праве была повышена ответ-ть за ряд преступлений, общ. опасность которых усиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки. Заключ-ем на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Усиливается ответственность (лишение свободы до 10 лет) за разглашение гос. тайны, хищение гос. и общ. Собственности

 

Реорганизация государственного аппарата в 1953–1964 гг.

. низкий уровень товарности сельскохозяйственного производства,2., техническую отсталость 3. позиция сталинской группировки, которая относилась к крестьянству как временному союзнику рабочего класса, стремилась к превращению его в сельскохозяйственного пролетария

Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. создал угрозу проведения индустриализации. Началось закрытие рынков, проведение обысков по крестьянским дворам, привлечение к суду владельцев не только значительных хлебных запасов, но и умеренных излишков. Суды автоматически выносили решение о конфискации имущества. Изымали часто и инвентарь. Для облегчения изъятия хлеба было решено ускорить темпы объединения крестьян в колхозы. 1928 г. был объявлен годом «массового колхозного движения». Но большинство крестьян в колхозы вступать не хотело. К октябрю 1929 г. в них вошло лишь 6,9% единоличных, преимущественно бедняцких, хозяйств. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) 1929 г. провозглашает политику «сплошной коллективизации». На ее проведение были мобилизованы местные партийные и комсомольские организации. Из городов в помощь им направили 25 тысяч «наиболее сознательных рабочих» - «двадцатипятитысячников».

Создание колхозов проводилось с нарушением всех прежних планов.

1.нарушался принцип добровольности

1. закрепило техническую отсталость села и не позволило перейти от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным.

2. позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановое начало, сделать его регулируемым и управляемым со стороны государства.

3. перестал существовать крестьянин как собственник.

4. поскольку экономическая заинтересованность исчезла, на смену ей пришла система внеэкономического принуждения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: