Цель: Научить концентрации внимания и восприятия на значимых образцах, личностно-ценных произведениях музыкального искусства, на взаимосвязи музыки с другими видами искусств в гуманистических аспектах.
Субцель: переориентировать учащихся с просмотра телеканала «ТНТ», «СТС» и других, на канал «Культура», более частое общение с высокохудожественной музыкой.
Формы работы:
Ø зарисовки впечатлений в литературном и изобразительном вариантах;
Ø выполнение заданий на темы: «Как музыка звучит в литературе», «Как образы живописи воплощаются в музыке», «Какие человеческие черты передаются музыкой», «Какие качества героев сказок и былин выражаются в музыке» и др;
Ø фиксация посещений концертов, театров, прослушанных и увиденных на ТВ музыкальных программ;
Ø описание домашних музыкальных впечатлений (в праздники и др.)
Приложение 11
Словарь чувств в музыкальных произведениях
Доброта -нежность, мягкость, радушность, трогательность, ласка, мечтательность, задушевность, застенчивость, трепетность, человечность, терпение, надежда, искренность, сердечность, благородство, с любовью.
|
|
Жизнеутверждение - упорство, решительность, уверенность, гордость, величественность, объединение, мужество, призыв, свобода, героизм, любовь к жизни, преодоление, вера в свои силы, монументальность, масштабность, энергичность, смелость, отвага, торжественность, строгость, аскетичность, грандиозность, триумфальность.
Романтичность - поэтичность, пленительность, утонченность, изысканность, пленительность, завороженность, сентиментальность, мелодраматичность, прихотливость, окрыленность, проникновенность, простодушность, душевность.
Возвышенность - одухотворенность, задушевность, трепетность, вдохновенность, человеколюбие, единение с миром, величественность, безмятежность, благоговейность.
Грусть – печаль, уныние, понурость, задумчивость, отчуждение, рассеянность, отрешенность, растерянность, кротость, боязливость, стеснительность.
Юмор – радость, праздничность, проворность, игривость, задор, стремительность, суетливость, торопливость, безудержная веселость, исступление, ироничность, шаловливость, лукавость, задиристость, чопорность, надоедливость, беззлобность, сарказм, колкость, гротеск.
Тревога - суровость, отчаяние, страх, смирение, надломленность, тоска, безутешность, драматичность, трагичность, напряженность.
Жадность- хитрость, раздраженность, резкость, грубость, гнев, ярость, сердитость, свирепость, агрессивность, злоба, злорадство, язвительность, едкость [11, С.269].
|
|
Библиография
1. Алеев В.В. Музыка.5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.- М.:Дрофа,2003.-96с.
2. Алиев Ю.Б.Программа по музыке для общеобразовательных школ. 1-8 классы/Ю.Б.Алиев. - М.: Просвещение, 1993.- 80с.
3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.
4. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций / М.А. Верб. - СПб., 1997. - 142с.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128с.
6. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева.- М., Издательство института социологии РАН, 2002.- 240с.
7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Педагогические размышления/Д.Б.Кабалевский.- М.,1987.-98с.
8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебное пособие к спецкурсу/М.Г.Казакина. - Л., 1989.-84с.
9. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 253с
10. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально- значимые ценности (Теория и диагностика)/А.В.Кирьякова.- Л.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1991.- 84с.
11. Лебедев О.Е. Дети в современном обществе/О.Е.Лебедев // «Зеркальный»: Мечта, творчество, вдохновение. Из серии «Рост». Теория и практика реализации творческого потенциала детей.- СПб, 2000.- 180с.-С.16-24.
12. Матвеева О. Программа психолого-педагогического сопровождения. Каждому пятикласснику - творч. шанс/О.Матвеева, Е.Львова. // Народное образование.- 2000. № 8. - с. 143-148.
13. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программа для 5-8-х классов общеобразовательной школы / авторы: Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
14. Музыка начинается там, где начинается слово/ М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; Под.общ.ред. Л.П.Казанцевой.-Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995.- 458с.
15. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А.Регуш.– СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «Союз», 2001.– 191с.
16. Петрушин В.И. Музыкальнвая психология / В.И. Петрушин.- М.: ВЛАДОС, 1997.-384с.,
17. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 1-8 классы/ под общ. Ред. Ю.Б.Алиева. - М.: «Просвещение», 1993.-79 с.
18. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. V- VIII класс. / под науч. рук. Д.Б.Кабалевского. Авторы - Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендерова, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др.- М.: Просвещение, 2004.- 225с.
19. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман - М.: Знание, 1985. – 80с
Содержание
Введение | 3 |
Особенности современного подростка | 4 |
Содержание и способы становления личностно- гуманистической ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности | 6 |
Приложение 1 Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (5 класс)_ | 18 |
Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (6 класс) | 21 |
Приложение 2 Программа экспериментальной работы по становлению личностно- гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности по музыке | 25 |
Приложение 3 Основные аспекты проведения дискуссии как формы учебной деятельности | 27 |
Приложение 4 Методика «Копилка чувств» | 27 |
Приложение 5 Опрос- тест (6 класс) | 29 |
Приложение 6 Методика незаконченных предложений | 30 |
Приложение 7 Методика мини- сочинений (эссе) | 31 |
Приложение 8 Материал к уроку по теме: «Ура частушке!» | 31 |
Приложение 9 Тезаурус мудрой мысли о музыке | 32 |
Приложение 10 Методика: «Дневник музыкальных впечатлений» | 36 |
Приложение11 Словарь чувств в музыкальных произведениях | 37 |
Библиография Содержание | 38 40 |
|
|
Подписано в печать 20.03.07. Формат 60*84 1/16..
Заказ № 51. Бумага офсетная. 2,5 п.л. Тираж 50 экз.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Карельский государственный педагогический университет»
Республика Карелия. 185000, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17.
Печатный цех
ЛОЦМАН Е.С.