Повторение умственных действий

Умственные действия могуч осуществляться незаметно, посредством внутренней речи. А когда мы говорим, рассуждаем, пишем те же самые действия получают внешнее выражение в устной и письменной речи.

Когда вы пишете дневник, определенные умственные действия повторяются, что способствует научению им. Хотя при этом умственные операции скрыты и остаются недоступными для восприятия, так как письмо делается не по законам мышления, а но правилам грамматики и орфографии, но научение мышлению все равно происходит.

 

Польза и вред от дневника

Человек может научиться и плохому, и хорошему. Все зависит от того, какие образцы мышления хорошие или плохие повторяются в процессе письма. Если повторяются акты патогенного мышления, то будет формироваться и поддерживаться патогенное мышление. Если повторяются акты саногенного мышления, то поддерживается и формируется саногенное мышление. Если бы это было не так, то все писатели мыслили бы саногенно, а это что-то не встречается. Достоевский находился во власти патологической страсти. Он был игрок в худшем смысле этого слова. Гениальность как художника его не спасала от патогенного мышления, хотя способствовала искусному описанию человеческих пороков. Л.Н.Толстой все время обижался на домашних и даже грозил лишить детей наследства, а на старости лет вовсе сбежал из дома.

Не следует думать, что если вы возьметесь писать дневник, то вы овладеете автоматически философией саногенного мышления. Без знания основ философии саногенного мышления дневник не принесет пользы, как бы вы ни старались его писать.

 

Не только знания, но и умения

Знание и умение - разные вещи. Знание носит общий характер, а умение и дело всегда единично. В умении используются разные знания и навыки, так как умение - это умение что-то делать конкретное. Если вы просто знаете о том, как следует мыслить саногенно, то от этого ваше мышление не станете здоровым и саногенным. Знание еще должно претвориться в жизнь, правильно употребляться в связи с некоторыми единичными обстоятельствами жизни.

Простое чтение брошюры по саногенному мышлению для удовлетворения любопытства ничего не даст кроме того, что вы узнаете еще кое-что о мышлении человека. Знания должны превращаться в действия и правильное их употребление становится возможным, если у человека образовались определенные умственные навыки и привычки. Вот только на этом уровне появляется саногенное мышление.

Для выработки автоматизма в пособиях СГМ по каждой эмоции даны задания, в процессе выполнения которых ученику приходится повторять определенные умственные акты много раз. Вот поэтому-то, именно в процессе выполнения заданий и происходит незаметная метальная тренировка, в результате чего возникает саногенный ум.

 

Положительное подкрепление

Когда говорят: "Повторение - мать учения", выражают очень незначительную часть истины. Повторение не всегда способствуют научению. Я попросил коллегу, который сомневался в сказанном, подумать о циферблате его собственных ручных часов, и сказать, какая стрелка длиннее, минутная или секундная, или они равны. Он ошибся. Минутная стрелка, когда он еще раз взглянул на циферблат, оказалась длиннее секундной. Этот человек имел тысячи повторений акта восприятия циферблата собственных часов, но научения не произошло, как мы убедились.

Повторение не всегда способствует научению. Для этого нужно еще два условия.

1) Нужно чтобы была сформулирована проблема и поставлена умственная задача и

2) была эмоциональная включенность. Правильное решение задачи должно сочетаться удовольствием положительного подкрепления акта мышления.

После того, как была поставлена задача, в случае с моим коллегой, оказалось достаточно одного повторения, чтобы научение произошло. Я это проверил. Через месяц, увидев своего коллегу я лишь заикнулся: " Так какая же стрелка... - как он уверенно ответил, -минутная!" Коллега перестал сомневаться на счет недостаточности повторения. Научение произошло именно от того, что имелись две вещи:

• была решена проблема, и

• имело место положительное подкрепление правильного умственного акта.

А для того, чтобы это подкрепление произошло, нужно было, чтобы проблема была успешно решена и этим доставила человеку, хотя бы маленькое удовольствие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: