Размышление о причинах

Почему вы наказали своего сына? Откуда возник гнев, который облегчил наказание? Ведь очень больно наказывать любимого человека. Если бы вы не были в гневе, то вы не смогли бы совершить этот "акт справедливости". Итак, каковы причины вашего гнева?

Постепенно ваша мысль находит разгадку. Оказывается, что вы, как цивилизованный человек и разделяете культурный стереотип справедливости, который кратко можно сформулировать так: "Справедливо, когда хорошему человеку делают хорошо, а плохому - плохо". Подумав, вы находите, что вы не только разделяете этот стереотип, но еще и склонны его применять. Логика проела. Ваш сын поступил плохо и. следовательно, ему должно причинить плохое переживание. Через вас, точнее, через ваше поведение автоматически сработал принцип справедливости применительно к вашему сыну. Следовательно, размышляя над листом дневника, вы поняли причину своего поступка. Вы, оказывается, просто инструмент культуры, а не индивидуальность.

Вы оправдываете себя путем примитивных и общепринятых суждений. ''Родители всегда наказывали детей, если они виноваты. На этом держится мир", - думаете вы. В Библии предписывалось родителю самому убивать собственную дочь, если она сильно согрешила. Отцу в святой книге предписывается функция палача. Именно родителю. Это очень плохое место в этой книге. Но даже если вы и верующий, то когда вы наказывали сына, кажется, не почувствовали прилива святости, а наоборот, сразу же после содеянного почувствовали вину. Почему же вам было неприятно? Вы же поступили справедливо, как требует Бог.

И сегодня, прочитав эту запись в дневнике, вы чувствуете вину в большей мере, чем тогда. "Я - сознательный человек, а поступил как биоробот, кем-то запрограммированный на соблюдение справедливости". Но поступок же был справедливым и вроде правильным. Но откуда вина? За что?

По мере размышления вы находите изъян в своей философии справедливости. Изъян в том, что ваша философия не объясняет, почему же вы тогда и сейчас испытываете чувство вины, а не удовлетворение от сознания выполненного родительского долга. Размышляя над записью в дневнике вы невольно начинаете думать, поэтапно разлагая ситуацию на отдельные элементы. Это происходит примерно так.

1. Ребенок ведет себя плохо. Он должен быть наказан, чтобы подобное не повторялось. Его нужно вразумить. Вразумили.

2. Но у вас нет удовлетворения чувства выполненного долга.

3. Вы чувствуете вину, так как наказали любимого человека. Вы находите, что это вина имеет множество обликов: вина перед сыном, вина перед женой, которой было больно, когда вы наказали сына.

4. Вина выросла из коллизии, которую можно описать так: "Когда мы любим, то стремимся создавать у любимого человека хорошие переживания". А вы поступили наоборот, сделали ему неприятность.

5. Вы пробуете разрешить противоречие, рассуждая: "Мальчику не надо было пропускать школу и не надо было врать". Но это не помогает. Все равно больно от вины.

 

Подумаем о противоположном

Философия иногда требует рассматривать вопрос с позиций противоположности. Еще в шестом классе вы доказывали теоремы от противного. Попробуем воспользоваться этим опытом.

Предположим, что вы не наказали сына за проступок. Какие переживания будут у Вас? Стоит вам представить это, как найдете, что все равно испытывали бы чувство вины по поводу того, что вы не выполняете функций родителя, что вы плохой родитель, для которого судьба сына и его добропорядочность не важны. Если у вас есть уважение к учителю, вы можете почувствовать вину и перед ним.

Возникает конфликт, в котором две стороны:

1) если вы следуете требованиям справедливости, страдают все: ваш сын страдает, страдает мать, и вы тоже страдаете от чувства вины, так как сделали больно любимому человеку;

2) а если вы не следуете требованию справедливости, то происходит потеря лица. Вы не только "плохой родитель", но еще и вредный образец для подражания, так как вы подаете плохой пример другим детям, которые очень внимательно смотрят за тем, как в этой ситуации поступает папа.

Замечу еще раз, если бы не ваш дневник, то вы не возвратились бы в прошлое и у вас не было бы повода к спокойному размышлению сегодня.

"Ничего, себе, спокойное размышление! - Скажете вы. - Я уже об этом случае позабыл, а через этот дурацкий дневник пришлось вспомнить этот случай и снова пережить неприятные минуты" - не лучше ли было бы обо всем забыть? Нет. Не лучше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: