Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Этот закон регулирует порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Данный закон относится к тем нормативным актам, который регламентируют обеспечение экологической безопасности общества. Отходы производства и потребления являются источником нарушения такой безопасности, так как их накопление создает угрозу здоровью человека и окружающей среде.

 

Закон состоит из преамбулы, 8 глав и 31 статьи.

В главе 1 «Общие положения» даны нормативные определения основных понятий, которые используются в законе: «отходы производства и потребления», «опасные отходы», «обращение с отходами», «обезвреживание отходов» и т.п., закреплены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами и дается понятие отходов как объекта права собственности.

 

В главе 2 «Полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обращения с отходами» определены полномочия РФ и ее субъектов, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

 

В главе 3 «Общие требования к обращению с отходами» определены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений, требования к эксплуатации предприятий, зданий, строении и сооружений, требования к объектам размещения отходов, требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений, требования к обращению с опасными отходами, требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, требования к транспортировке опасных отходов, порядок трансграничного перемещения отходов.

   

В главе 4 «Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами» регламентируется порядок осуществления нормирования, ведение учета, отчетности и государственного кадастра отходов. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности.

 

В главе 5 «Экономическое регулирование в области обращения с отходами» определены основные принципы экономического регулирования, основы программирования деятельности в области обращения с отходами, виды платежей за размещение отходов, критерии, которые должны учитываться при определении платежей, а также основные методы экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

  

В главе 6 «Контроль в области обращения с отходами» закреплены виды контроля, а также определены виды деятельности, которые должны осуществляться в рамках государственного контроля. В области обращения с отходами осуществляется государственный, производственный и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Производственный контроль осуществляется юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность. Общественный контроль проводится гражданами и общественными объединениями.

 

В главе 7 «Ответственность за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами» определены виды ответственности и порядок рассмотрения исковых требований об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами.

 

В главе 8 «Заключительные положения» закреплен порядок вступления в силу настоящего закона.

 

  

 

3.5 Экологические права граждан.

  

 

Согласно ст.42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Под благоприятной окружающей средой понимается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

 

Согласно ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право: создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; участвовать в публичных мероприятиях, в том числе в референдумах по вопросам охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

 

Общественная экологическая экспертиза позволяет гражданам участвовать в принятии экологически значимых решений. Порядок проведения общественной экологической экспертизы определен Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экологические основы природопользования: Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В.: Учебник/ Рук.авт.колл. Э.А. Арустамов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», - 2008 г.

 

2. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Э.В. Гирусова; Предисловие д-ра экон. наук Председателя Госкомэкологии РФ В.И. Данилова – Данильяна. – М.: Закон и право, ЮНИТИ – 1998г.

 

3. Экология, здоровье и природопользование в России: Протасов В.Ф., Молчанов А.В./ Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, - 1995 г.

4. Основы общей экологии, Воронков Н.А., 4-ое изд., М.: АГАР, 1999

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: