Надежность транспортного обслуживания. Факторы, влияющие на надежность перевозки

Качество транспортной услуги -- совокупность свойств и признаков, характеризующих ее назначение, полезность и способность удовлетворять определенные потребности пользователей в перемещении.

Качество транспортного обслуживания прошло долгий путь развития, особенно в последние годы. Можно выделить четыре уровня качества транспортного сервиса:

первый уровень - «соответствие стандарту», т.е. статьям Федеральных законов (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, О железнодорожном транспорте, Правила перевозок и другие нормативные документы);

второй уровень - «соответствие возможностям», т.е. соответствие транспортных услуг не только требованиям стандартов, но и техническим, технологическим возможностям железных дорог;

третий уровень - «соответствие требованием рынка», т.е. удовлетворение требованиям клиентуры о высоком качестве и низкой цене транспортной услуги;

четвертый уровень - «соответствие латентным потребностям» в железнодорожных перевозках.

Главными показателями качества перевозок являются уровень удовлетворения потребностей в перевозках по объему и структуре, времени доставки грузов. К показателям, характеризующим потребительскую стоимость перевозок относят еще сохранность, регулярность, ритмичность, равномерность, безопасность, надежность перевозок.

Интегральным показателем качества перевозок называют затраты на их выполнение: трудоемкость перевозок, производительность труда, энергоемкость, себестоимость перевозок. Очевидно, что показатели качества транспортного обслуживания охватывают не только транспортно-экспедиционную деятельность, но и непосредственно перевозки, а также связанные с ними дополнительные работы и услуги.

Обеспечивать высокое качество перевозок - это значит полностью учитывать интересы пользователей услуг, быть готовым предложить им новые виды сервиса и на основе маркетинга прогнозировать перспективные потребности, изыскивать способы и методы привлечения на железнодорожный транспорт дополнительные объемы перевозок грузов. На основе повышения качества услуг, расширения их номенклатуры железные дороги смогут добиться коммерческого успеха.

Нормативной основой регулирования отношений исполнителей транспортных услуг и их потребителей стал закон РФ «О защите прав потребителей». Этим актом в национальном законодательстве закрепляются права потребителей, продекларированные в документе Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей».

Показатели качества обслуживания - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), отражающих ее качество.

Совокупность свойств транспортных услуг, необходимых для удовлетворения грузовладельцев, в конечном счете и составляет качество обслуживания железнодорожным транспортом. Качество транспортных услуг в определяющей мере зависит от требований потребителей к условиям и результатам перевозочного процесса, т.е. от факторов, влияющих на грузы в начальных и конечных пунктах, а также пути следования.

Показатели качества обслуживания железнодорожным транспортом должны удовлетворять следующим требованиям:

способствовать обеспечению соответствия качества транспортных услуг, нуждам потребителем и мировому опыту;

характеризовать свойства и пригодность услуг, удовлетворять запросы потребителей в соответствии с их назначением;

быть стабильными, т.е. независимыми от климатических и других факторов;

способствовать систематическому повышению качества перевозочного процесса и других видов транспортной деятельности;

исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества различных услуг;

учитывать современные достижения науки и техники, основные направления научно-технического прогресса в сферах сервиса на транспорте.

 

Через систему показателей качества устанавливается баланс интересов исполнителей и потребителей транспортных услуг. Это позволяет первым из них заранее принять меры по повышению качества услуг до требуемого уровня, а вторым через правила перевозок и другие нормативные документы защищать свои права.

В условиях рыночных отношений и конкуренции на транспортном рынке существенно возрастает влияние уровня качества транспортного обслуживания пользователей на успешную деятельность железнодорожного транспорта. При выборе факторов «цена-качество» качество в большинстве случаев выходит на первое место. Поэтому маркетинговым органам транспорта при анализе его рыночных возможностей важно знать потребительскую оценку качества транспортной услуги своего предприятия. В ряде случаев более низкая цена перевозки может быть воспринята пользователями как признак низкого качества транспортного обслуживания. Разработка транспортной услуги на уровне замысла, реального исполнения и подкрепления требует от работников железнодорожного транспорта тщательного изучения потребностей клиентов. При этом важно знать возможности конкурентов по оказанию качественных транспортных услуг.

Таким образом, чтобы добиться успеха транспортные предприятия должны разработать гибкую маркетинговую систему управления качеством транспортного обслуживания, правильно оценить эти мероприятия и их влияние на конечный результат деятельности в зависимости от конкурентной обстановки на транспортном рынке. Однако, прежде всего необходимо установить основные показатели качества транспортного обслуживания, определяющие характерные свойства транспортной продукции.

Для характеристики грузовых перевозок основными показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев являются (рис.1.1):

· - скорость или срок доставки грузов;

· - сохранность перевозимых грузов;

· - полнота удовлетворения спроса на перевозки;

· - регулярность или ритмичность доставки грузов;

· - комплексность транспортного обслуживания;

· - транспортная обеспеченность территории;

· - транспортная доступность пользователей;

· - безопасность перевозок;

· - экологичность перевозок.

Основными потребительскими характеристиками грузовых перевозок, отражающими качество транспортного обслуживания предприятий, являются своевременность и сохранность доставляемых грузов.

Своевременность доставки грузов - характеристика транспортной услуги, обеспечивающей прибытие груза в конечный пункт в соответствии с установленным договором сроками или объявленным расписанием.

Сохранность перевозки - характеристика транспортной услуги, обеспечивающей перевозку без потерь, повреждений, пропаж, загрязнений.

В зависимости от свойства перевозимых грузов определяются и требования к их сохранности при перевозке. Для одних грузов сохранность означает неизменность их массы в начале и в конце перевозки или ее изменение в пределах установленных требований (норм естественной убыли), для других - полная комплектность машин и оборудования. Для определения групп грузов (наливных, сыпучих, крытого хранения и др.) обеспечение их сохранности определяется допустимыми пределами загрязнения. С учетом различных требований к перевозочному процессу показатели своевременности выполнения транспортировки грузов оценивается перевозкой грузов к назначенному сроку, регулярностью прибытия и срочностью перевозки.

Показатели регулярности прибытия груза характеризуют перевозку с частотой поступления груза на установленный (заданный) отрезок времени.

Показатели срочности перевозки грузов отражают нормативные (договорное) среднее и максимально допустимое время перевозки груза, максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза, среднюю скорость доставки груза величину суточного пробега транспортного средства и процент прибытия груза за нормативное время.

Для железных дорог соблюдение этих показателей означает сдачу грузов в конечных пунктах их владельцев без претензий и возмещения ущерба.

Показатели перевозки грузов без повреждений устанавливают свойства транспортной услуги, обеспечивать сохранность грузов во время перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки.

Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.

Свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными требованиями обозначают показатели перевозки грузов без загрязнений.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать показатели их экономической эффективности.

Важнейшим показателем качества транспортного обслуживания народного хозяйства, его отраслей, объединений и предприятий является уровень удовлетворения их потребностей в грузовых перевозках по общему объему, отдельным родам грузов, видам сообщений, категориям отправок и другими характеристиками. Основой для определения данного показателя качества служат перспективные, текущие и оперативные планы, в которых на базе реальных заявок грузоотправителей формируется и регулируется спрос на перевозки грузов в отраслевых и территориальных разрезах.

Для любого планового периода времени исходной предпосылкой для определения данного показателя является сопоставление выявленных потребностей в перевозках с реальными возможностями их удовлетворения. Потребности в перевозках, согласованные с возможностями их выполнения и зафиксированные в плане, становятся плановыми потребностями, которые, однако, могут быть значительно ниже реально выявленных потребностей.

Таким образом, для определения данного показателя транспортного обслуживания нужно знать реальные размеры полной и фактически удовлетворенной потребностей в перевозках. Причем, последняя может быть сопоставима как с плановой, так и с полной потребностью. Разница между полной и плановой потребностями будет характеризовать неудовлетворенную сверхплановую потребность в перевозках.

Приведенные показатели являются натуральными измерителями качества транспортного обслуживания, а их необходимый уровень в конкурентных условиях может быть установлен только путем сопоставления с определенными нормативами качества, плановыми показателями или с аналогичными показателями у конкурентов. Так срок доставки груза за 6 суток при среднесуточной скорости доставки 250 км без сравнения с оптимальными нормативами срока и скорости доставки в конкретных условиях мало, что говорит о качестве перевозок. Отсюда вытекает, что уровень качества - понятие относительное. Поэтому при анализе качественных показателей необходимо определять не только их абсолютную величину, а прежде всего их относительный уровень, т.е. уровень выполнения сроков доставки, сохранности грузов, регулярности, безопасности перевозок, комплексности обслуживания. Однако, ряд показателей качества определить очень сложно или не представляется возможным из-за отсутствия статистического учета (комфортабельность, культуру транспортного обслуживания). Поэтому маркетинговые органы прибегают к условным оценкам потребителями услуг, выявляемых в процессе обследования перевозок, анкетных опросов, наблюдений, интервью.

Следует также учитывать, что средние показатели качества транспортного обслуживания носят условный характер, как и всякая средняя. Тот факт, что одному клиенту груз доставлен значительно быстрее установленной нормы, не восполняет потерь, которые понесет другой клиент, получивший груз с просрочкой времени доставки, хотя общий уровень выполнения временных обязательств транспортного предприятия за определенный период (например, за год) может быть высоким.

 

Следует отметить, что данная система показателей построена на основе маркетинговых принципов, когда производитель продукции ориентируется при ее выпуске на удовлетворение интересов потребителя (отчего выигрывает и сам), а также ориентируется на конечный (а не промежуточный) результат производственной и сбытовой деятельности - т.е. на производство товаров и услуг высокого качества, а не экономию на качестве продукции.

Смысл “колеса качества” заключается в том, что отсутствие или ухудшение хотя бы одного его элемента приведет к нарушению плавности движения «колеса», т.е. к снижению общего уровня конкурентоспособности продукции транспортного предприятия, а следовательно, и к ухудшению его финансово-экономического положения.

Основным критерием включения отдельных показателей качества транспортного обслуживания в данную систему является их способность характеризовать те или иные потребности грузовладельцев, способствовать наиболее полному отражению качества их транспортного обслуживания тем или иным видом транспорта. То есть, эта совокупность показателей отражает применение системного подхода к измерению качества на транспорте, когда показатели образуют стройную систему, дополняя друг друга. Достаточно убрать хотя бы один из этих показателей и тогда нельзя говорить о достаточном или высоком качестве транспортного обслуживания.

Однако эта система показателей может меняться в зависимости от масштабов и долгосрочности решаемых задач при соблюдении системного подхода. Так, в оперативных условиях из данной системы могут исключаться показатели транспортной обеспеченности и транспортной доступности, носящие общесетевой, глобальный характер. Их применение необходимо лишь при оценке качества на перспективу, т.к. изменение этих показателей связано с необходимостью значительных изменений в транспортной системе страны - в начертании транспортной сети, в грузонапряженности отдельных линий и т.д.

Кроме того, показатели экологичности и отчасти безопасности перевозок не являются непосредственно значимыми для конкретного потребителя: его часто не беспокоит величина вредных выбросов, которые транспорт произведет во время транспортировки груза. Определенный аспект показателя безопасности, значимый для грузовладельцев, учитывается в показателе сохранности перевозок. Вместе с тем, показатели безопасности и экологичности имеют важнейшее значение для транспорта и народного хозяйства страны в целом.

Основные принципы практической работы по повышению качества транспортного обслуживания заключается в следующем:

качество транспортного обслуживания клиентуры должно быть постоянной, непрерывной работой всех сотрудников транспортного предприятия;

главной заботой должно стать не только контроль за качеством перевозок, но и постоянное совершенствование тех аспектов транспортного производства, от которых зависит качество;

поставщики технических средств и подвижного состава, необходимых для транспортного производства, должны стать реальными партнерами транспортных предприятий в обеспечении качества перевозок;

работа по улучшению качества транспортных услуг должна проводиться на всех уровнях и во всех подразделениях, а ответственность за некачественные перевозки должна ложиться на всех причастных работников;

выделение в графике движения специальных расписаний и ниток графика повышенной приоритетности (надежность поставок);

использование специализированных вагонов и контейнеров, дополнительные меры по охране груза, использование складов с развитием складского хозяйства, применение наиболее эффективных средств механизации погрузо-разгрузочных работ (сохранность грузов);

ввод в обращение новых грузовых поездов повышенного качества, применение для ускоренных поездов специализированного подвижного состава, организация движения поездов по специальным ниткам графика, использование идеологии грузообразующих центров, маршрутизация и календарное планирование перевозок (ускорение доставки);

дифференцирование перевозок по режимам доставки (обычный, ускоренный, срочный) и по периодам обращения поездов (дневные, ночные, временные, постоянного обращения) с реализацией принципа доставки «точно в срок»;

организация перевозок «от двери до двери» с расширением доли рынка интермодальных перевозок в контейнерах и контрейлерах;

развитие отправительской маршрутизации перевозок массовых грузов, реализация промышленно-транспортных технологических комплексов (идея производства без запасов);

техническое и информационное обеспечение, доступ к диспетчерским центрам управления перевозочным процессом для контроля и отслеживания дислокации перевозимых грузов, прогноза прибытия, слежением за продвижением грузов с предоставлением информационных услуг клиентам, компьютерной переадресовки грузов в пути следования;

использование резервов сокращения эксплуатационных расходов железных дорог, скидки с тарифа для привлечения клиентов на железнодорожный транспорт (минимизация транспортных издержек);

упаковка, погрузка и выгрузка с использованием специализированных вагонов (сокращение затрат по начально-конечным операциям;

меры по сохранности, снижающие степень риска страхования через отраслевые банковские структуры.

Таким образом, необходимо более полно использовать все имеющиеся возможности и осуществлять практические действия во всем, что касается качества перевозок, в том числе проводить перестройку методов управления и организации работы транспортных предприятий, внедрение нового управленческого мышления работников, направленное на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев.

 

4.2. Надежность и безопасность транспортных средств. Проблемы безопасности на транспорте.

 

После появления автомобиля был принят закон, согласно которому перед движущимся автомобилем должен был бежать гонец с флажком, предупреждая всех об опасности. Этот способ использовали и на Московской паровой железной дороге. Тем не менее, 17 августа 1896 г. автомобиль, ехавший по главной улице Лондона со скоростью 6 км/ч, задавил насмерть мисс Дизерол. Это была первая автомобильная катастрофа в мире.

Ни одна самая страшная эпидемия в мире (чума, холера и др.) не уносила столько жизней, сколько ежегодно уносят транспортные аварии. Ученые подсчитали, что за 100 лет существования автомобильный транспорт стал причиной гибели более 30 млн человек, т.е. больше, чем в Великую Отечественную войну. В Японии во многих городах устанавливают щиты, оповещающие о количестве несчастных случаев, произошедших за истекшие сутки и с начала года.

Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта является в настоящее время одним из приоритетных требований, предъявляемых к транспортным системам. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:

1. совершенствование конструкций транспортных средств;

2. развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;

3. совершенствование систем управления движением.

Автомобильный транспорт, как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта.

В отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте – 1-2, на речном – 1-23, а на воздушном – 37-310 человек. На воздушном транспорте практически не бывает раненых.

Каждый год в мире гибнет в дорожно-транспортных происшествиях до 500 тыс. человек и 10 млн. получают увечья. В России в 2000 г., по данным ГУ ГИБДД, зафиксировано 157,6 тыс. ДТП, в которых погибло 25 594 и было ранено 179401 человек. Число погибших на 100 пострадавших составило 13,6%. В настоящее время эти показатели значительно выросли (таблица 7). Каждое пятое происшествие в той или иной степени связано с недостатками содержания улично-дорожной сети.

Таблица 7

Статистика ДТП за 2011 г – январь-октябрь 2012 г в Российской федерации

Общее количество ДТП, число погибших и раненых
ДТП Погибло Ранено
                 
199 431 199 868 170 091 26 567 27 953 23 173 250 635 251 848 216 384

Тяжесть последствий ДТП в России в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Это объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи, несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения. В России за год задерживается до 1,7 млн человек в состоянии опьянения за рулем (около 14 % от общего количества ДТП) и 1,5 млн человек без водительских удостоверений (примерно 16 % от всех ДТП). Много аварий происходит на железнодорожных переездах (2/3 переездов в России не оснащены шлагбаумами). Безаварийность железнодорожных переездов достигается строительством специальных приспособлений, поднимающихся в момент перекрытия движения.

Согласно общим оценкам экспертов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, минимальная оценка ущерба от гибели и увечья людей, порчи и повреждения грузов на транспорте составляет 3 – 4% от величины валового национального продукта.

Меньшее количество погибающих при ДТП в отдельных европейских странах и США не в последнюю очередь связано с обязательным 100%-ным страхованием транспортных средств, так как на деньги страховых компаний проводятся исследования вопросов безопасности движения; широко применяемым дорожным патрулированием скоростных магистралей (в том числе вертолётами и радарами) и развитой медицинской авиацией. Большая часть смертельных случаев происходит из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи (происходит невосполнимая потеря крови).

Согласно имеющимся статистическим оценкам, за продолжительный период времени уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта характеризуется следующими расчетными показателями (таблица 8). Основой обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте является комплекс устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Централизация управления движением поездов осуществляется путём разделения транспортной сети на отдельные участки, на которых управление движением осуществляется из единого диспетчерского пункта. В зависимости от конкретных условий эксплуатации расстояния между пунктами могут быть от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Управление осуществляется на основе планов-графиков движения пассажирских и грузовых поездов с использованием средств радио- и телеуправления, светофорной и иной электросигнализации. В случае нарушения команд или сигналов, подаваемых с диспетчерского пункта, осуществляется автоматическая блокировка дальнейшего движения поезда.

 

Таблица 8

Уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта.

Вид транспорта Среднее расстояние, при котором происходит ДТП, млн. пасс-миль на одного погибшего
железнодорожный  
автомобильный  
мотоцикл  
водный  
воздушный: рейсовый вне расписания частный  
   
   
   

Повышение безопасности движения обеспечивается также комплексной механизацией и автоматизацией работы на сортировочных станциях, системой управления стрелками и вагонными замедлителями, улучшением условий надёжного торможения и характеристик тормозных систем локомотивов, совершенствованием технического состояния путей сообщения и устройств для безаварийной эксплуатации колёсных пар, бандажей, рам, тележек, рельсов и др. Для обнаружения технических дефектов широко используются ультразвуковые и магнитные дефектоскопы.

Огромное внимание уделяется психофизическому состоянию локомотивных бригад и диспетчеров, играющих решающую роль в обеспечении безопасности движения.

На автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Постоянно совершенствуются системы активной безопасности автомобилей, т.е. тех узлов и агрегатов, которые предотвращают дорожно-транспортные происшествия (тормозные системы, рулевое управление, шины, системы освещения и обеспечения видимости, информационные, антиблокировочные, антизаносные и др.). Ведётся интенсивная разработка и широкое внедрение систем пассивной безопасности, т. е. устройств, ограничивающих или даже полностью исключающих негативные последствия ДТП (ремней безопасности, фронтальных и боковых подушек безопасности, травмобезопасных рулевых колонок и педальных узлов, пожаробезопасных топливных систем, складывающихся зеркал, надежных конструкций дверных замков, ручек дверей и др.).

Активное применение перечисленных выше средств позволило добиться снижения тяжести последствий и числа погибших в ряде стран Западной Европы.

Повышаются требования к автомагистралям. Безопасность движения повышается за счёт устройства транспортных развязок и пересечений на разных уровнях, совершенствования дорожно-строительных материалов, улучшения видимости, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий, примыкающих к автомагистралям, развития дорожного сервиса и систем обеспечения медицинской и технической помощью.

Большое внимание уделяется работе по распространению специальных знаний в области обеспечения безопасности движения среди широких слоёв населения, включая дошкольные и школьные учреждения.

На водных видах транспорта безопасность движения достигается благодаря обеспечению технического контроля за состоянием судов, безопасности гидротехнических сооружений; прогнозированию и современной передаче метеопрогнозов, включая штормовые предупреждения; совершенствованию работы навигационных систем и средств световой сигнализации, повышению квалификации экипажей; своевременному выполнению комплексов работ по инженерному обеспечению безопасного судоходства. Многие из этих требований в нашей стране выполняются на крайне низком уровне. Пренебрежение требованиями технической безопасности привело к крушению прогулочного теплохода «Булгария» (2011 г), сухогруза «Амурская» в Охотском море (2012).

Наряду со спутниковыми навигационными системами современных судов в местах интенсивного судоходства широко применяются и стационарные системы, позволяющие определять местоположение судна с точностью до 200-300 м, что в условиях мореплавания является вполне достаточным. На речных водных путях для чёткого определения фарватера используются плавучие и береговые световые сигналы и створы. Особое внимание уделяется своевременному проведению дноуглубительных работ для обеспечения гарантированных глубин портов и речных магистралей.

На воздушном транспорте особое внимание уделяется технической надёжности летательных аппаратов в целях предотвращения катастрофических последствий. Следует отметить, что в нашей стране высока доля иностранных пассажирских воздушных судов, практически выработавших свой ресурс.

Надёжность техники обеспечивается на этапе её создания за счёт резервирования и 2-3-кратного дублирования наиболее ответственных систем и поддерживается в процессе эксплуатации. Наземные технические службы обеспечивают безопасные ресурсы узлов и агрегатов за счёт планово-предупредительной системы обслуживания и средств бортовой диагностики в строгом соответствии с принятыми регламентами технического обслуживания для конкретного типа летательного аппарата и условий его эксплуатации.

Управление воздушным движением над строго определенной территорией осуществляется из одного контрольно-диспетчерского пункта (КДП) с использованием средств двусторонней радиосвязи с экипажами летательных аппаратов. Полёты летательных аппаратов осуществляются в строго определённых коридорах, эшелонированных по высоте. При пересечении границ районов осуществляется «передача» летательного аппарата от одного КДП другому.

Крайне высокие требования предъявляются к работе диспетчерских служб в воздушном пространстве вблизи крупных аэропортов и при обеспечении международных воздушных сообщений.

Особая роль в обеспечении безопасности полетов отводится навигационным системам – средствам определения местоположения летательных аппаратов в пространстве. Различают бортовые навигационные системы (автопилот, радиокомпас, высотомер, указатели крена и тангажа и др.) и наземные – радиомаяки, относительно которых определяется положение летательного аппарата в пространстве. Практически все летательные аппараты последнего поколения используют спутниковые навигационные системы.

Безопасность полётов обеспечивается также за счёт учёта метеоусловий и реализации комплекса мер по борьбе с их отрицательными последствиями: обработки летательных аппаратов антиобледенительными препаратами, прогноза метеообстановки по всему маршруту полёта, резервирования запасных аэропортов, работы наземных метеостанций, развития средств автоматического управления летательными аппаратами во время взлёта-посадки.

Требования, предъявляемые к отдельным элементам транспортных систем, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, на любом виде транспорта имеют международную унификацию и регулируются международными соглашениями и конвенциями.

Безопасность транспортного средства включает в себя комп­лекс конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность дорожно–транспортных происшествий, тяжесть их последствий и отрицательное влияние на окружающую среду. Раз­личают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства (рис. 2.2).

Под активной безопасностью транспортного средства понима­ются его свойства, снижающие вероятность возникновения до­рожно–транспортного происшествия. Активная безопасность обес­печивается несколькими эксплуатационными свойствами, позво­ляющими водителю уверенно управлять автомобилем, разгоняться и тормозить с необходимой интенсивностью, совершать манев­рирование на проезжей части, которого требует дорожная обста­новка, без значительных затрат физических сил. Основные из этих свойств: тяговые, тормозные, устойчивость, управляемость, про­ходимость, информативность, обитаемость.

Под пассивной безопасностью транспортного средства пони­маются его свойства, снижающие тяжесть последствий дорожно–транспортного происшествия.

Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасность автомобиля. Основным требованием внешней пассивной безопасности яв­ляется обеспечение такого конструктивного выполнения наруж­ных поверхностей и элементов автомобиля, при котором вероят­ность повреждений человека этими элементами в случае дорожно – транспортного происшествия была бы минимальной.

Как известно, значительное количество происшествий связа­но со столкновениями и наездами на неподвижное препятствие. В связи с этим одним из требований к внешней пассивной безопас­ности автомобилей является предохранение водителей и пассажи­ров от ранений, а также самого автомобиля от повреждений с по­мощью внешних элементов конструкции.

Активная

Эксплуатационные свойства

- надежность элементов конструкции;

- тягово – скоростные;

- тормозные;

- устойчивость;

- управляемость;

- информативность;

- весовые и габаритные параметры.

Примером элемента пассивной безопасности может быть травмобезопасный бампер, назначение которого – смягчать удары автомобиля о препятствия при малых скоростях движения (напри­мер, при маневрировании в зоне стоянки).

Пределом выносливости перегрузок для челове­ка является 50–60g (g–ускорение свободного падения). Пределом выносливости для незащищённого тела является величина энер­гии, воспринимаемая непосредственно телом, соответствующая скорости движения около 15 км/ч. При 50 км/ч энергия превыша­ет допустимую примерно в 10 раз. Следовательно задача состоит в снижении ускорений тела человека при столкновении за счёт продолжительных деформаций передней части кузова автомоби­ля, при которых поглощалось бы как можно больше энергии.

То есть, чем больше деформация автомобиля и чем дольше она происходит, тем меньшие перегрузки испытывает водитель при столкновении с препятствием.

К внешней пассивной безопасности имеют отношение декора­тивные элементы кузова, ручки, зеркала и другие детали, закреплённые на кузове автомобиля. На современных автомоби­лях всё шире применяются утомленные ручки дверей, не нанося­щие травм пешеходам в случае дорожно – транспортного происше­ствия. Не применяются выступающие эмблемы заводов–изгото­вителей на передней части автомобиля.

К внутренней пассивной безопасности автомобиля предъявля­ются два основных требования:

– создание условий, при которых человек мог бы безопасно вы­держать любые перегрузки;

– исключение травмоопасных элементов внутри кузова (кабины). Водитель и пассажиры при столкновении после мгновенной остановки автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя ско­рость движения, которую автомобиль имел перед столкновением. Именно в это время происходит большая часть травм в результа­те удара головой о ветровое стекло, грудью о рулевое колесо и рулевую колонку, коленями о нижнюю кромку щитка приборов.

Анализ дорожно – транспортных происшествий показывает, что подавляющее большинство погибших находилось на переднем сиденье. Поэтому при разработке мероприятий по пассивной бе­зопасности в первую очередь уделяется внимание обеспечению безопасности водителя и пассажира, находящихся на переднем сиденье.

Конструкция и жесткость кузова автомобиля выполняются такими, чтобы при столкновениях деформировались передняя и задняя части кузова, а деформация салона (кабины) была по воз­можности минимальной для сохранения зоны жизнеобеспечения, то есть минимально необходимого пространства, в пределах ко­торого исключено сдавливание тела человека, находящегося внут­ри кузова.

Кроме того, должны быть предусмотрены следующие меры, снижающие тяжесть последствии при столкновении:

– необходимость перемещения руля и рулевой колонки и погло­щения ими энергии удара, а также равномерного распределе­ния удара по поверхности груди водителя;

– исключение возможности выброса или выпадения пассажиров и водителя (надежность дверных замков);

– наличие индивидуальных защитных и удерживающих средств для всех пассажиров и водителя (ремни безопасности, подго­ловники, пневмоподушки);

– отсутствие травмоопасных элементов перед пассажирами и водителем;

– оборудование кузова травмобезопасными стеклами. Эффективность применения ремней безопасности в сочетании с другими мероприятиями подтверждена статистическими данны­ми. Так, использование ремней уменьшает количество травм на 60 – 75% и снижает их тяжесть.

Одним из эффективных способов решения проблемы ограни­чения перемещения водителя и пассажиров при столкновении яв­ляется применение пневматических подушек, которые при столкновении автомобиля с препятствием наполняются сжатым газом за 0,03 – 0,04с, воспринимают на себя удар водителя и пассажиров и тем самым снижают тяжесть травмы.

Под послеаварийной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства в случае аварии не препятствовать эва­куации людей, не наносить травм при эвакуации и после нее. Ос­новными мерами послеаварийной безопасности являются проти­вопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, ава­рийная сигнализация.

Наиболее тяжелым последствием дорожно – транспортного происшествия является возгорание автомобиля. Чаще всего воз­горание происходит при тяжелых происшествиях, таких как стол­кновение автомобилей, наезды на неподвижные препятствия, а также опрокидывание. Несмотря на небольшую вероятность воз­горания (0,03 –1,2% от общего количества происшествий), их по­следствия тяжелейшие. Они вызывают почти полное разрушение автомобиля и при невозможности эвакуации – гибель людей, В таких происшествиях топливо выливается из поврежденно­го бака или из заливной горловины. Возгорание происходит от горячих деталей системы выпуска отработавших газов, от искры при неисправной системе зажигания или возникшей от трения де­талей кузова об дорогу или о кузов другого автомобиля. Могут быть и другие причины возгорания.

Под экологической безопасностью транспортного средства по­нимается его свойство снижать степень отрицательного воздей­ствия на окружающую среду. Экологическая безопасность охва­тывает все стороны использования автомобиля. Ниже перечисле­ны основные аспекты экологии, связанные с эксплуатацией авто­мобиля.

Потеря полезной площади земли. Земля, необходимая для дви­жения и стоянки автомобилей, исключается из пользования дру­гих отраслей народного хозяйства. Общая протяженность миро­вой сети автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 10 млн км, что означает потерю площади свыше 30 млн га. Расши­рение улиц и площадей приводит к «увеличению территорий горо­дов и удлинению всех коммуникаций. В городах с развитой до­рожной сетью и предприятиями автосервиса площади, отведен­ные для движения и стоянок автомобилей, занимают до 70 % всей территории. Кроме того, огромные территории занимают заводы по производству и ремонту автомобилей, службы обеспечения функционирования автомобильного транспорта: АЗС, СТО, кем­пинги и т.д.

Загрязнение атмосферы. Основная масса вредных примесей, рассеянных в атмосфере, является результатом эксплуатации ав­томобилей. Двигатель средней мощности выбрасывает в атмос­феру за один день эксплуатации около 10 м' отработавших газов, в состав которых входит окись углерода, углеводороды, окислы азота и многие другие токсичные вещества.

В нашей стране установлены следующие нормы среднесуточ­ных предельно допустимых концентраций токсичных веществ в

атмосфере:

– углеводороды – 0,0015 г/м;

– окись углерода – 0,0010 г/м;

– двуокись азота – 0,00004 г/м.

Использование природных ресурсов. На производство и экплуатацию автомобилей используются миллионы тонн высококаче­ственных материалов, что приводит к истощению их природных запасов. При экспоненциальном росте потреблении энергии на душу населения, характерном для промышленно развитых стpaн, скоро наступит такой момент, когда существующие источники энергии не смогут удовлетворить потребности человека. Значительная доля потребляемой энергии расходуется автомобилями, к.п.д. двигателей которых составляет 0,3 0,35, Следовательно, 65 – 70% энергетического потенциала не используется.

Шум и вибрация. Уровень шума, длительно переносимым чело­веком без вредных последствий, составляем 80 – 90 дБ На улицах крупных городов и промышленных центров уровень шума дости­гает 120– 130 дБ. Колебания почвы, вызванные движением авто­мобилей, пагубно сказываются на зданиях и сооружениях. Для защиты человека от пагубного влиянии шума транспортных средств применяют различные приемы: совершенствование конструкции автомобилей, шумозащитные сооружения и зеленые на­саждения вдоль оживленных городских магистралей, организация такого режима движения, когда уровень шума наименьший.

Уничтожение флоры и фауны. Автомобили, работающие вне дорог, уплотняют верхний слой почвы, разрушая растительный покров. Бензин и масла, пролитые на почву, приводят к гибели растений. Окислы свинца, содержащиеся в отработанных газах автомобилей, заражают придорожные деревья и кустарники. Пло­ды фруктовых деревьев и кустов, растущие вблизи дорог с интен­сивным движением, нельзя употреблять в пищу. Ядовиты и цве­ты, растущие на разделительных полосах и на обочинах. Под ко­лесами автомобилей ежегодно погибают тысячи животных, мил­лионы птиц, бесчисленное множество насекомых.

Радиопомехи. При работе системы зажигания автомобильно­го двигателя создаются радиопомехи. Для их подавления в систе­мах зажигания предусматриваются специальные устройства. Пра­вила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспорт­ных средств с неисправной системой подавления радиопомех.

Бурное развитие промышленности, обусловленное использованием достижений технического прогресса, является главной характеристикой развития мирового сообщества. Это относится в полной мере и развития автомобилестроения, следствием которого является стремительный процесс роста автомобильного парка. Расширение объемов и сферы применения транспортных средств повышает вероятность увеличения человеческих и материальных потерь, причиной которых является аварийность на дорогах.

Всего в России ежегодно в ДТП в среднем погибают 7 тыс. чел. и получают травмы различной степени тяжести 57 тыс. чел. тяжелыми остаются последствия ДТП [3].

Отдельным фактором риска является объем автомобильного парка. Количество транспортных средств в России пока превышает 9 млн. При этом основная часть коммерческого автотранспорта, а именно грузовые автомобили и автобусы, сейчас перешли в частную собственность. Как следствие, разрушен уровень обеспечения условий технического обслуживания и безопасности движения, а определяющим критерием стало получение прибыли, обычно с нарушением законодательства и требований безопасности движения.

Появление в последние годы на рынке транспортных услуг почти 15 тыс. автомобильных перевозчиков, не имеющих профильного образования и опыта организации перевозок, также существенно ухудшает состояние безопасности на дорогах [1, с. 304].

Серьезной проблемой остается недостаточный уровень безопасности автомобильных перевозок в России.

 

 

Рисунок 1. Динамика ДТП по вине водителей за 2016 г. [3]

Так, согласно статистическим данным в течение 2016 года на автомобильных дорогах России по вине водителей лицензированного автомобильного транспорта произошло 173,694 тыс. ДТП. Из них по вине водителей автобусов произошло 5294 ДТП, в которых 257 человек погибли и 8194 чел. получили травмы.

Такое положение безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в стране и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России.

Подавляющее большинство ДТП с тяжелыми последствиями случается на 12-14 часов работы водителя. Такое превышение допустимых норм продолжительности работы за рулем является грубым нарушением установленных законодательством режимов труда и отдыха и, соответственно, приводит к утомляемости водителя, снижение реакции или вообще засыпания за рулем.

В таком состоянии водитель транспортного средства может совершить выезд на полосу встречного движения или съезд с дороги, в результате чего случаются столкновения с другими транспортными средствами, движущимися по встречной полосе или опрокидывания. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха. В настоящее время единственным действенным средством этого контроля является тахограф. Он позволяет осуществлять контроль не только за периодами работы и отдыха, но и по скорости движения на протяжении всей рабочей смены [2, с. 19].

В то же время последствия от резонансных ДТП, которые случаются с участием автобусов, свидетельствуют о том, что требования к уровню безопасности конструкции автобусов требуют совершенствования. Как известно, степень тяжести последствий таких ДТП существенно зависит от параметров активной и пассивной безопасности автобусов. Так, в арсенале любого современного автомобиля должно быть ряд средств для смягчения последствий ДТП: подголовники, ремни безопасности, подушки безопасности, зоны, которые деформируются, поглощая энергию удара и т.д. Относительно автобусов, то на сегодня крайне актуальны в частности такие элементы безопасности, как ремни безопасности и ограничители максимальной скорости.

Сложившаяся обстановка с аварийностью на дорогах характеризуется следующими причинами:

· постоянно возрастающая мобильность населения;

· уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

· несоответствие между увеличением количества автомобилей и транспортно- эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети (УДС), не рассчитанной на современный состав и интенсивность транспортных потоков [4, с. 93].

Решить указанные проблемы автомобильных перевозок возможно только путем разработки и выполнения общегосударственных и региональных программ развития автомобильного транспорта на определенный период.

Региональные программы должны содержать такие основные пути решения проблем:

· создание условий для обновления автомобильными перевозчиками парка подвижного состава автомобильного транспорта и оптимизации его структуры, использования новейших технологий и информационных систем;

· оптимизация сети автобусных маршрутов;

· оптимизации механизма допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению хозяйственной деятельности на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов;

· совершенствование системы ценового и налогового регулирования деятельности автомобильных перевозчиков, обеспечить инновационное и инвестиционное развитие отрасли автомобильного транспорта;

· разработка и внедрение механизма предоставления отдельным категориям граждан адресной дотации для льготного проезда автомобильным транспортом;

· создание равных условий хозяйствования для субъектов, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг;

· совершенствование механизма начисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств;

· внедрение механизма проведения безналичных расчетов за перевозку пассажиров на маршрутах городского автобусного сообщения - повышение уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов;

· ужесточение требований к автомобильным перевозчикам и обеспечения контроля за соблюдением ими требований законодательства по безопасности дорожного движения;

· совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала автомобильного транспорта;

· ужесточение требований к безопасности конструкции и технического состояния транспортного средства согласно европейских норм и стандартов в сфере безопасности дорожного движения;

· разработка гармонизированного положения по режиму труда и отдыха водителей транспортных средств;

· реализация эффективных методов контроля за соблюдением норм безопасности;

· совершенствование системы технического регулирования допуска к эксплуатации транспортных средств и предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов:

· усиление государственного контроля за качеством топливно-смазочных материалов;

· снижение уровня удельных расходов ресурсов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Это обеспечит дальнейшее системное развитие отрасли автомобильного транспорта, определение первоочередных задач и стратегических ориентиров по повышению качества и уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов, их энергоэффективности, конкурентоспособности автомобильных перевозчиков, бюджетное финансирование расходов по оказанию социально значимых услуг.

Таким образом, нынешнее состояние безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в государстве и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха, а также совершенствование требований к уровню безопасности конструкции транспортных средств.

 

 

Список литературы

1. Дорохин, С. В. Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах. / С. В. Дорохин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – Т. 1. – С. 303–307.

2. Моисеев, Ю. И. Перспективы применения тахографов с ГЛОНАСС в Российской Федерации / Ю. И. Моисеев // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – № 2. – С. 18–20.

3. Сайт ГИБДД. URL: http://stat.gibdd.ru/

4. Терентьев, В. В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В. В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. – 2017. – № 2 (18). – С. 90–94.

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: