ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Примерная программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01. «Экономика, бухгалтерский учет»
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о характерных чертах современного менеджмента; о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии.
Знать: цикл менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; формы делового и управленческого общения в коллективе.
Уметь: применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал & своей профессиональной деятельности.
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях и рассматривает, как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей,
при изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
При обучении дисциплины необходимо постоянно обращать студентов на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки
могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Для процесса обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и в организации.
При изложении материала дисциплины по соответствующим разделам, темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам
менеджмента.
Освоение дисциплины «Менеджмент» предполагает также выполнение практических занятий.
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов при очной форме обучения | ||
всего | в т. ч. практических | ||
№ темы | Введение | 2 | |
1. | Сущность и характерные черты современного менеджмента | 2 | |
2. | Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации | 6 | 2 |
3. | Цикл менеджмента | 2 | |
4. | Планирование в системе менеджмента | 6 | 2 |
5. | Мотивация и потребности | 4 | |
6. | Система методов управления. Самоменеджмент | 2 | |
7. | Коммуникативность и управленческое общение | 4 | 2 |
8- | Деловое общение | 8 | 4 |
9. | Процесс принятия решений | 8 | 4 |
10. | Контроль и его виды | 4 | 2 |
11. | Управление конфликтами и стрессами | 6 | 2 |
12. | Руководство: власть и партнерство | 6 | 2 |
Всего по дисциплине | 60 | 20 |
Примерный перечень практических занятий
№ темы
Наименование практического занятия
2.
4
Составление заданной структуры управления
Составление миссии организации
7
8
9
10
11
12
Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными
Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед
Рассмотрение вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях
Составление плана-схемы проведения контроля
Решение заданной конфликтной ситуации
Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в
заданной ситуации
Рекомендуемая литература
1. ГерчиковаИ.Н. Менеджмент. Учебник.-М.:ЮНИТИ, 2000.
2. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. -
М.: «Дело», 2002.
3. Гребцова В.Е. Менеджмеш для студентов колледжей. - Ростов-на
Дону: Феникс, 2000.
4. Басовский Л. Е. Менеджмеш. М.: Инфра-М, 2000.
5. Сборник ситуационных чадам, деловых и психологических игр,
тестов, контрольных и шиш, нопросов для самопроверки по кур
су «Менеджмент» /По 1 ред. ').А. Уткииа и Е.Л. Драчевой. - М.:
Финансы и статистики,
6. Виханский О. С., Наумон А. И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс. Учебник. -М.: МГУ, 1995.
7. Кузнецов Ю.В.. I 1одлесных В. И., Абакумов В. В. и др. Менедж
мент. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Издательский дом
«Бизнес-пресса», 200 1.
8. Виснин В. Р. Осноиы менеджмента. Учебник. - М.: «Элит-2000»,
2001.
9. Смолкин А.М. Менеджмент - основы организации. Учебник. -
М.: Издательский дом «Инфра-М», 1999.
10. Верш и гора Н.К. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: Инфра-М,
2002.
11. Семенов А. К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и
бизнеса. Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий
центр «Маркетинг», 1999.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М.: Аспект-
Пресс, 2001.
13. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. - М.:
ЗАО «Бизнес-школа» «Интел -Синтез», 1999.
14. Тутушкина М.К. и др. Практическая психология для менеджеров.
М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1996.
15. Афанасьева О.В., Пищенко А. В. Этика и психология профессио-
мн.'м.ипп деятельности юриста. Учебное пособие. - М.: Издатель
ский центр «Академия», 2001.
16. Уткин ').А. Менеджмент. - М.: Зеркало, 1998.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Введение
Студент должен иметь представление: о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.
Методические указания
При изучении темы обратите внимание, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умелость и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей: субъектом этого процесса является менеджер.
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.
Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым и совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Ним искусством должна обладать определенная категория людей чья работа состоит в организации и руководстве усилиями
всего персонала для достижения целей. Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективноеиспользование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.
Чтобы лучше понять такое новое и сложное социальное явление, как менеджмент, полезно поставить его в некий исторический ряд. С этой целью изучите сущность четырех основных школ управления:
1. Школы научного управления.
2. Административной (классической) школы.
3. Школы человеческих отношений и поведенческих наук.
4. Математической школы управления.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию менеджмента.
2. Дайте определение понятию управления.
3. Основные положения школы научного управления.
4. Сущность административной школы управления.
5. Сущность школы человеческих отношений и поведенческих наук.
6. Какова сущность математической школы управления?