Методические указания

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Примерная программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специально­сти 38.02.01. «Экономика, бухгалтерский учет»

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессио­нальной, устанавливающей базовые знания для освоения специаль­ных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений ме­няется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о ха­рактерных чертах современного менеджмента; о роли и месте ме­неджмента в области экономики и технологии.

Знать: цикл менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; формы делового и управленческого обще­ния в коллективе.

Уметь: применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал & своей профессио­нальной деятельности.

Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении гуманитарных и со­циально-экономических дисциплин, раскрывает практику управле­ния во всех её проявлениях и рассматривает, как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей,

при изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

При обучении дисциплины необходимо постоянно обращать студентов на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки


могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме доступной понима­нию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Для процесса обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обуче­ния и вычислительную технику, организовывать экскурсии на пред­приятия и в организации.

При изложении материала дисциплины по соответствующим разделам, темам следует использовать законодательные и норматив­ные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы ми­нистерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам

менеджмента.

Освоение дисциплины «Менеджмент» предполагает также вы­полнение практических занятий.




Примерный тематический план

 

  Наименование разделов и тем

Количество часов при очной форме обу­чения

      всего в т. ч. прак­тических
№ темы Введение 2  
1. Сущность и характерные черты совре­менного менеджмента 2  
2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации 6 2
3. Цикл менеджмента 2  
4. Планирование в системе менеджмента 6 2
5. Мотивация и потребности 4  
6. Система методов управления. Самоме­неджмент 2  
7. Коммуникативность и управленческое общение 4 2
8- Деловое общение 8 4
9. Процесс принятия решений 8 4
10. Контроль и его виды 4 2
11. Управление конфликтами и стрессами 6 2
12. Руководство: власть и партнерство 6 2
  Всего по дисциплине 60 20

Примерный перечень практических занятий


№ темы


Наименование практического занятия


 


2.

4
Составление заданной структуры управления

Составление миссии организации


 


7

 

8

9

 

 

10

11

 

12
Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными

Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед

Рассмотрение вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях

Составление плана-схемы проведения контроля

Решение заданной конфликтной ситуации

Определение  стиля управления по «Решетке менеджмента» в

заданной ситуации

 











Рекомендуемая литература

1. ГерчиковаИ.Н. Менеджмент. Учебник.-М.:ЮНИТИ, 2000.

2. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. -
М.: «Дело», 2002.

3. Гребцова В.Е. Менеджмеш для студентов колледжей. - Ростов-на
Дону: Феникс, 2000.

4. Басовский Л. Е. Менеджмеш. М.: Инфра-М, 2000.

5. Сборник ситуационных чадам, деловых и психологических игр,
тестов, контрольных и шиш, нопросов для самопроверки по кур­
су «Менеджмент» /По 1 ред. ').А. Уткииа и Е.Л. Драчевой. - М.:
Финансы и статистики,

 

6. Виханский О. С., Наумон А. И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс. Учебник. -М.: МГУ, 1995.

7. Кузнецов Ю.В.. I 1одлесных В. И., Абакумов В. В. и др. Менедж­
мент. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Издательский дом
«Бизнес-пресса», 200 1.

8. Виснин В. Р. Осноиы менеджмента. Учебник. - М.: «Элит-2000»,
2001.

9. Смолкин А.М. Менеджмент - основы организации. Учебник. -
М.: Издательский дом «Инфра-М», 1999.

10. Верш и гора Н.К. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: Инфра-М,
2002.

11. Семенов А. К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и
бизнеса. Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий
центр «Маркетинг», 1999.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М.: Аспект-
Пресс, 2001.

 

13. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. - М.:
ЗАО «Бизнес-школа» «Интел -Синтез», 1999.

14. Тутушкина М.К. и др. Практическая психология для менеджеров.

М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1996.

15. Афанасьева О.В., Пищенко А. В. Этика и психология профессио-
мн.'м.ипп деятельности юриста. Учебное пособие. - М.: Издатель­
ский центр «Академия», 2001.

16. Уткин ').А. Менеджмент. - М.: Зеркало, 1998.




















УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Введение

Студент должен иметь представление: о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.

Методические указания

При изучении темы обратите внимание, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умелость и административные навыки.

4. Орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на рус­ский язык как управление производством и как совокупность принци­пов, методов, средств и форм управления производством с целью по­вышения эффективности производства и его прибыльности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубеж­ные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс дос­тижения целей организации руками других людей: субъектом этого процесса является менеджер.

В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область зна­ний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представле­ны в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управле­ния. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.

Понимание менеджмента как искусства практики управления бази­руется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и кото­рым и совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Ним искусством должна обладать определенная категория людей чья работа состоит в организации и руководстве усилиями


всего персонала для достижения целей. Главной же задачей людей, за­нятых управлением, является эффективноеиспользование и координа­ция всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материа­лов, труда, информации) для достижения целей.

Чтобы лучше понять такое новое и сложное социальное явление, как менеджмент, полезно поставить его в некий исторический ряд. С этой целью изучите сущность четырех основных школ управления:

1. Школы научного управления.

2. Административной (классической) школы.

3. Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

4. Математической школы управления.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию менеджмента.

2. Дайте определение понятию управления.

3. Основные положения школы научного управления.

4. Сущность административной школы управления.

5. Сущность школы человеческих отношений и поведенческих наук.

6. Какова сущность математической школы управления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: