В широком смысле планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческих решений, направленных на достижение желаемого результата, которая предусматривает следующее:
1. Цели и задачи. На современном этапе экономического развития
осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой -
неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности.
2. Пути средства. Для достижения поставленных целей выбираются
методы совокупности взаимосвязанных действий.
3. Ресурсы, необходимые для выполнения, поставленных
Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
4. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности.
5. Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается
диалектическая связь плановой работы с конечной целью производства.
удовлетворению потребностей общества.
Стратегическое управление - это стратегическое планирование с обратной связью.
Стратегия разрабатывается и формируется высшим руководством, но её реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, необходимый для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Общий стратегический план представляет собой программу, которая направляет деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, а конфликтные и социальные обстановки вынуждают его корректировать.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов.
18
Миссия организации | Цели организации | Анализ и оценка внешней среды | . | Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации | |||||||||
|
|
| |||||||||||
А | 1 |
|
|
|
|
| |||||||
|
| ||||||||||||
Оценка стратегии | Реализация стратегии | Выбор | Анализ | ||||||||||
|
| стратегии |
| стратегических альтернатив |
| ||||||||
|
Рис. 1. Процесс стратегического планирования
Миссия организации - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее, в общем, сферу её деятельности.
Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:
1. Круг удовлетворения потребностей.
2. Характеристику продукции предприятия и её конкретных пре
имуществ.
3. Перспективу роста бизнеса.
Цели устанавливаются на основе миссии. Цель придает осмысленность любым действиям.
Миссия должна поддерживаться её социальной значимостью. Прибыль не может быть провозглашена главной целью организации, это внутренняя проблема организации, хотя и очень важная.
Оценка и анализ внешней среды проводятся по таким факторам как: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, социальные, международные факторы.
Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации проводят по следующим элементам: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.