Руководство: власть и партнерство

Студент должен знать: виды власти и влияния; формы построения взаимоотношений с партнерами; основные стили руководства. Уметь: увязывать интересы работников с интересами фирмы.


54




Методические указания

Изучите понятие лидерства, власти, основные виды власти.

Власть - это способность влиять на других людей. С понятием вла­сти тесно связано понятие лидерства. Под лидером понимают лицо, эф­фективно осуществляющее формальное и неформальное руководство. Лидерство основывается на влиянии. Влияние может оказываться через просьбу, пожелание, распоряжение, приказ, мнение, идею.

Необходимо различать понятия «Руководство» и «лидерство». В любой организации возникают два типа отношений - формальное и не­формальное.

Лидерство - это процесс воздействия на людей, порожденный сис­темой как раз неформальных отношений. Руководство подразумевает, в первую очередь, наличие четко структурированных формальных (офи­циальных) отношений, через которые оно и реализуется.

Различают следующие виды власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что
влияющий имеет возможность наказать, таким образом, помешает
удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может
причинить какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворять насущную потребность
или доставить удовлетворение.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает
специальными знаниями, которые позволяют удовлетворять потреб­ность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает,
имеет право отдавать приказы и что его долг - подчиняться им.

Необходимо всегда помнить, что менеджер имеет власть над под­чиненными, однако в некоторых случаях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т. п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что подчиненные тоже часто обладают властью. Использование им в одностороннем по­рядке своей власти в полном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: доста­точный для достижения целей организации, но не вызывающий у под­чиненных отрицательных реакций.

56


С понятием власти связано также понятие стиля руководства.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководите­ля по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и до­биться достижения целей организации.

Выделяют три ведущих стиля руководства: авторитарный, демо­кратический, либеральный (нейтральный).

Ниже дана характеристика стилей руководства.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: